Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию "Путешествие в царство посуды".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Систематизация и обобщение знаний детей о посуде; ее назначении; материале, из которого она сделана. Знакомство детей с классификацией посуды: чайная, столовая, кухонная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в царство посуды»
Образовательные задачи:
- Систематизировать и обобщить знания детей о посуде; ее назначении;
материале, из которого она сделана;
- Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная);
- Познакомить детей с классификацией посуды: чайная, столовая, кухонная.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание.
Воспитательные задачи:
- Формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии.
Предварительная работа:
- Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства;
- Чтение сказок К. Чуковского «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», русской
народной сказки «Лиса и кувшин»;
- Отгадывание загадок о посуде;
- Дидактические игры «Наоборот» (подбор слов – антонимов), «Четвертый
лишний»;
- Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Дом».
Оборудование:
- Конверт с письмом;
- Коробка – посылка с пятью предметами игрушечной посуды;
- Разнос;
- Наборы чайной, столовой и кухонной посуды;
- Разрезанные картинки с предметами посуды на каждого ребенка;
- Стол с настоящей посудой из разных материалов;
- Ширма;
- Мешочки с четырьмя предметами на каждого ребенка;
- Медали каждому ребенку.
Ход НОД:
Стук в дверь.
Воспитатель: А кто это к нам пришел?
Воспитатель уходит. Возвращается с конвертом и посылкой в руках.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принес посылку и письмо. Вам интересно от кого?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте прочитаем письмо. (читает письмо).
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Царь. У меня большое царство, в котором много предметов. Эти предметы есть в каждом доме, и вы ими пользуетесь несколько раз в день. Без этих предметов вы не сможете обойтись. Я знаю, что вы очень умные и внимательные ребята, поэтому хочу пригласить вас к себе в гости. Я приготовил для вас очень много интересных и трудных заданий. Если вы правильно выполните все мои задания, вас всех ждет награда.
До свидания.
Царь».
Ну что, ребята, пойдем в гости в неизвестное царство?
Дети: Да, пойдем!
Воспитатель: Интересно, что же это за царство такое? Царь написал, что в его царстве много предметов, которые нужны нам каждый день. Как бы нам узнать, что же это за предметы такие? Может быть нам поможет посылка, которую принес почтальон?
Давайте ее откроем! Кто у нас в группе самый смелый?
Выходит ребенок, достает из коробки по одному предмету, выкладывает их на разнос, называя…:
Это - тарелка;
Это - чашка;
Это - ложка;
Это - кастрюля;
Это - сковородка.
Воспитатель: А как можно назвать все эти предметы одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Вы догадались, в каком царстве мы с вами находимся?
Дети: Да, в царстве посуды!
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами находимся в царстве посуды! Царь написал, что посуда нужна нам каждый день. Вы согласны с ним?
Дети: Да.
Воспитатель: А для чего же нам нужна посуда? Давайте ответим на этот вопрос, выполнив первое задание царя.
У него в царстве разбилась вся посуда. Вам нужно склеить ее и ответить: для чего нужна склеенная вами посуда. Итак, приготовились, начали…
Игра «Склей разбитую посуду»
Дети складывают пазлы с посудой, и по примеру воспитателя говорят, для чего она нужна. (Воспитатель: Это чашка. Из нее пьют чай).
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились!
Воспитатель расставляет отдельно друг от друга наборы чайной, столовой и кухонной посуды.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Посуда.
Воспитатель: А почему я расставила ее отдельно друг от друга?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: А хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, посуда, которая нужна нам для чаепития, называется – чайная (к ней относятся: чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка).
Посуда, которую ставят на стол, и из которой едят – столовая (это: тарелки, чашки, салатницы, ножи, ложки, вилки).
Посуда, в которой готовят еду – кухонная (к ней относятся: кастрюли, сковородки, разделочные доски, половники(поварешки).
Воспитатель: Ребята, у нас дома, на кухне много разнообразной посуды. А вы знаете, из каких материалов изготавливают посуду?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вы легко справитесь со следующим заданием царя. Я загадаю загадку. Кто отгадает, поднимет руку и назовет правильный ответ. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.
Игра «Из какого материала сделана посуда?»
Воспитатель приглашает ребенка за ширму. Он берет свою отгадку; трогает, обследует предмет посуды.
- Настя, ты взяла тарелку. Из какого материала она сделана?
- Из стекла.
- Значит, она какая?
- Стеклянная.
Загадки:
- Острая, с зубчиками.
Ей котлетку мы берем,
В ротик мы себе кладем. (вилка).
- Ой, большая эта ложка!
Кривоватая немножко.
Кушать ей я не смогу,
А вот супчик ей налью! (половник, поварешка).
- Без него, без него
Не нарежешь ничего! (нож).
- Вот настал обеда час.
Суп на первое у нас.
Чтобы нам поесть немножко
Нам необходима…(ложка).
- Мы на ней нарежем хлеб,
Колбасу и винегрет. (разделочная доска).
- Вот посудина большая
Для чего нужна такая?
А в ней сварит борщ мамуля
Называется! (кастрюля).
- Мама на плиту поставит
В ней котлетки нам пожарит. (сковородка).
- Мы с тобой на стол поставим
Для салфеток модный дом.
Как красиво и изящно
Смотрятся салфетки в нем! (салфетница).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы такие умные, и с этим заданием справились! А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Моем посуду»
Рано утром мы проснулись,
Потянулись, разминулись.
Кашку мы себе сварили,
Соку сладкого налили.
Вкусно, вкусно мы поели,
Щечки наши разогрели.
А потом пошли плясать,
Бегать, прыгать и скакать!
Ах, ребята, мы ж забыли!
Мы посуду не помыли!
Моем, моем,
Вытираем
И на полки расставляем.
Вот теперь иди плясать,
Бегать, прыгать и скакать!
Воспитатель: Итак, ребята, после того, как мы поедим, что нужно обязательно сделать?
Дети: Вымыть посуду.
Воспитатель: Правильно, посуду нужно мыть после каждого приема пищи!
А сейчас мы с вами поиграем.
У царя много слуг, они сходили в магазин за покупками и все перепутали. Я каждому из вас дам мешочек, но в нем есть один лишний предмет. Вы должны определить и объяснить, почему этот предмет лишний.
Игра «Четвертый лишний»
Ребенок достает из мешочка предметы и называет:
- Тарелка, кружка, кастрюля, огурец.
- Огурец – лишний. Это – овощ, а тарелка, кружка, кастрюля – посуда.
Индивидуальная работа: Семен, сколько у тебя всего предметов в мешочке? Сосчитай!
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте вспомним:
- О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей).
- Для чего нам нужна посуда? (ответы детей).
- Что нужно обязательно сделать после того, как поешь? (ответы детей).
- Как называется посуда, из которой мы пьем чай; кушаем; в которой готовим
еду? (ответы детей).
- Из каких материалов изготавливают посуду? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями! А что нам царь за это обещал?
Дети: Награду!
Воспитатель: Правильно! Каждый из вас заслужил сегодня награду! И каждого из вас он награждает золотой медалью!
Воспитатель надевает на шею каждому ребенку медаль, хвалит каждого ребенка.
Дети аплодируют друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию составление описательных рассказов по набору картинок с постепенно развивающимся сюжетом с экологической направленностью.
Конспект занятия способствует развитию устной речи....

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

конспект НОД в старшей группе по речевому развитию " Музей "
Коспект НОД в старшей группе по речевому развитию " Музей"- познакомить детей с обьектом музея - кукла,ее возникновением и назначением,формировать грамотический строй речи. Воспитывать береж...

Конспект ООД в старшей группе по речевому развитию "Профессии"
Цель: Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.Задачи: 1. Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя ...

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию на тему \'\'Хлеб - наше богатство\'\'
Преднозначен для педагогов старших групп...

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.«Путешествие в страну Красивой речи». Возрастная группа: 5-6 лет.Продолжительность занятий: 25 минут.Цель:Обогащение и активиза...