Развитие связной речи у старших дошкольников. Практический материал для педагогов и родителей
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Лапина Наталья Владимировна

Каждый ребёнок должен научиться в дошкольном возрасте содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyazoy_rechi.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Развитие связной речи у старших дошкольников (практический материал для педагогов и родителей)

        

                                                                                   Воспитатель: Лапина

Наталья Владимировна

                                                                         

2025 год

Развитие связной речи у старших дошкольников

Каждый ребёнок должен научиться в дошкольном возрасте содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.  

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

  1. словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);
  2. формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и, падежа);
  3. воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, выразительной).

К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.

Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.

К основным видам монологической речи в дошкольном возрасте относятся:

- пересказ литературных произведений;

- рассказывание по картине (составление описательного рассказа по предметной картине, составление описательного рассказа по сюжетной картине, придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине, составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок, составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту);

- рассказывание по игрушке;

- рассказы детей из личного опыта;

- творческие рассказы (придумывания продолжения и завершения рассказа; придумывания рассказа или сказки по плану; придумывания рассказа по определённой теме; придумывания рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему).

Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте является мощным резервом их умственного развития. Обучение детей составлению рассказов разного типа является ведущим направлением работы по развитию речи и в контексте подготовки детей к обучению в школе.

СТАРШАЯ ГРУППА

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для

рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные, контаминированные.

У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивание речи, записанной на магнитофон.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Задача развития связной речи тесно связана со всеми другими речевыми задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания.

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие связности высказываний обеспечивается системой обучения, включающего формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать самые разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однако задачи в каждом виде усложняются.

На занятиях проводятся беседы о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Точность словоупотребления формируется в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательное (рука — ручка, нога — ножка, старый — старенький, полный — полноватый).

Смысловые оттенки глаголов в зависимости от приставки дети различают в таких упражнениях. Называется глагол играть, дети находят разные формы этого глагола и составляют предложения (Я играю на гармошке; Я заигрался и не заметил, как время пролетело; Миша выиграл у друга в шахматы и т. п.). После этого дети придумывают рассказ, т. е. развивают тему. Таким образом, здесь виден прямой выход от отдельных упражнений в связную речь.

Или задание на подбор глаголов движения. Дети сначала называют инфинитив (бегать, прыгать, ходить, ехать), затем словосочетания (идти домой, ехать на велосипеде, играть в футбол) доставляют одиночное предложение (Я спускаюсь на парашюте. Я лечу стрелой), а затем два предложения (Я учусь бегать быстро. Каждый день я играю в футбол).

Каждое занятие и все упражнения направлены на то, чтобы использовать слово, словосочетание, предложение в высказывании, а представление о структуре закрепляется в рассказывании по серии сюжетных картин. Каждая такая серия состоит как минимум из четырех картин, которые представляют собой развитие сюжета (см. серию картин «Расскажем о зверятах» издательства «Карапуз»).

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно («командами»), при этом каждый раз изменяются варианты предъявления картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ по такому раскладу, открывается следующая картина —рассказывает другая группа («команда») детей. Наконец, открываются все картины, и дети

составляют коллективный рассказ по открытым картинам. Варианты предъявления картин могут быть такими: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные, могут быть открытыми первая, третья и пятая картины.

Распределение детей для рассказывания по первой, второй или последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. С другой стороны, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать сверстникам.

Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, они рисуют начало или конец к предложенному сюжету. Они могут нарисовать на четырех маленьких листочках и весь задуманный сюжет, а после этого индивидуально рассказать педагогу всю последовательность своего высказывания. Такие упражнения четко демонстрируют умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.

Развитие умений детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у них элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления.

Литература и Интернет-ресурсы.

1. https://studfiles.net/preview/1725332/page:16/   

2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М., «Просвещение», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников"

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...

Газета для родителей. Развитие связной речи у старших дошкольников с нарушением зрения

Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]]  ...

Методические рекомендации для родителей "Развитие связной речи у старших дошкольников ОНР"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников.

Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников....

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у старших дошкольников с зпр"

Информация для педагогов о развитии связной речи у детей с зпр...

Мастер-класс для педагогов «Кубики историй» или «сторителлинг» как средство развития связной речи у старших дошкольников

Знакомство педагогов с техникой «сторителлинг» и игровыми пособиями «Кубики историй»...