Конспект занятия по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект будет полезен как начинающим педагогам, так и воспитателям, которым остро не хватает времени, чтобы быстро подготовиться к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 24 комбинированного вида города Гатчина"
Конспект НОД по развитию речи по теме: «Зима»
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, социально – коммуникативное,
познавательное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: старшая
Подготовила Бобылева Л.А.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
гр. «Зайчик»
г. Гатчина
2021год
Цель: создание условий для уточнения и расширения представлений детей о зимних явлениях
Задачи:
Образовательные:
-Уточнить и расширить представления детей о признаках зимы
- Продолжать учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно опираясь на мнемодорожку.
-Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных)
Развивающие:
-Развивать умение воспринимать задание на слух.
-Развивать внимательность, наблюдательность, общую моторику, коммуникативные навыки.
-Развивать связную речь путем пересказывания, составления предложений.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
- Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
- Формировать чувство товарищества.
-Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа: беседы о зиме; рассматривание сюжетных картин зимней природы, предметных картинок птиц; дидактические и словесные игры по теме «Зима»; чтение рассказов из книги «В гостях у природы»; игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; выкладывание схем составленных предложений.
Демонстрационный материал:
Презентация на И. Д,
Организация детей: в кругу - стоя, на стульчиках - сидя;
Ход НОД
В.- Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Чтобы передать искорку тепла друг другу давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте, как из ладошки в ладошку переходит частица доброты, что живет в наших сердцах. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем доброго утра и удачного дня.
В.-Ребята, мне приснился ночью сон. И снится мне зверёк, которого разбудила вода, попавшая к нему в норку. Просит этот зверёк помощи у вас, потому что волшебница Зима сказала, что если дети справятся со всеми заданиями, то она снова вернет на землю мороз и он подморозит водичку, превратив её в лёд. И наш зверёк спокойно уснёт дальше, до самой весны. Готовы помочь этому бедняге, вернуть его крепкий сон?!
А кому мы будем сегодня помогать, кто этот несчастный разбуженный водой зверёк, вы узнаете, отгадав загадку.
1. Загадка
(Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг побежала)
В.- Молодцы, отгадали и узнали, что помогать вы будете сегодня ёжику. Да???
Только сначала вспомним правила поведения на занятиях.
Ответить хочешь –не шуми
А только руку подними
Ответить хочешь –надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь.
А теперь разогреем свои язычки, чтобы чётко выговаривать звуки в словах.
Мы во двор гулять ходили (язычок влево-вправо)
Язычком снежок ловили («чашечка»
И в снегу валялись смело («вкусное варенье)
Потом горлышко болело (широко открыть рот)
Строгий доктор приезжал («лошадка»)
Нам лекарство назначал. (открываем и закрываем рот)
Ну всё? Все готовы? Тогда отправляемся в путешествие в зиму.
Ну, а теперь задания, которые приготовила для вас сама Зимушка-Зима?!
Задание 1. На экране появляется слайд (зима).
В.-Назовите зимние месяцы.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель:
Какой месяц год кончает, а какой начинает? Какой месяц называют месяцем-метелей?
В.-Вот вам снежный комочек, передавайте его, называя при этом признаки зимы. Снежок холодный, поэтому долго держать его в руках нельзя-руки замерзнут. (дети называют приметы зимы)
Задание 2. «Составь предложение о зиме»
Составь предложение о зиме. Давайте посчитаем, сколько в нём слов, и выложим схему предложения.
В.- Хорошо. Теперь все почувствовали холод зимнего дня.
Зима прислала вам свои снежинки и просит с ними поиграть.
Следующее задание от Зимы.
Задание 3. «Родственные слова»
Подберите родственные слова к слову СНЕГ. Они родились от слова «снег», поэтому их и называют, родственными. Их можно объединить в «семейку».
Дети: Снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежок, снежочек, снеговик, снегокат, снегоход, подснежники, снежный ком, снежная погода, заснеженное дерево.
В. Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились. Зимушка-зима будет довольна.
Что-то мы ребята засиделись, надо немного размяться.
Проводится физкультминутка
Физминутка
Пришла зима (руки в стороны, показывая вокруг себя)
Стало холодно (обхватить себя руками за плечи и поёжиться)
Ударили морозы (стукнуть правым кулаком по левой руке)
Реки покрылись льдом (руки перед грудью, разводим их в разные стороны)
Пошёл снег (руки вверх,)
Он падал белыми пушистыми хлопьями (опускать зигзагообразными движениями вниз)
На землю (руки перед грудью, волнообразными движеньями в стороны)
На дома («крыша»)
На деревья («дерево»)
На людей (руки на голову)
Задание 4.
В. Ребята, послушайте стихотворение
Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится…
Что сказано в нём про снег? Какой он?
Дети отвечают.
Что делал снег? Какие слова вы запомнили?
Воспитатель:
Дети, наши глазки немного устали, им нужно отдохнуть.
Проводится гимнастика для глаз
«Мы снежинку увидали
Со снежинкой играли
Снежинки вправо полетели
Дети вправо посмотрели
Опять снежинки полетели
Глазки влево посмотрели
Ветер снег вверх поднимает
И на землю опускает
Дети смотрят вверх и вниз
Всё! Снежинки на землю улеглись
Глазки закрывают
Глазки отдыхают.
Раз.два, три, четыре, пять – начинаем мы вставать.
Задание 5. «Какой? Какая? Какое?»
В. Снег какой? – (белый, мягкий, пушистый, холодный, рассыпчатый, искристый, хрустящий, блестящий,).
В. Скажите какая бывает зима?
Дети:(холодная, снежная, морозная.
Небо какое?? – (серое, низкое, хмурое,…).
В. Вы гулять любите? Представьте себе ребятишек, которые пошли погулять.
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под
щёку)
Они весело играли, лепили снежную бабу. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении. А как можно сказать по- другому, какие они были?
Дети. Весёлые, радостные, довольные, смеющиеся.
В. Дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась. Какое у них стало настроение?
Дети. Плохое.
В. Какие стали дети, как можно сказать по-другому?
В. Если они огорчены, то они …(огорчённые), если они растеряны, то они (растерянные), если они недовольны, то – … если им грустно, то они ….
Дети. Огорчённые, растерянные, недовольные, грустные.
Задание 6.
Ещё одно задание от Зимы. Она хочет узнать, сможете ли вы, внимательно прослушав рассказ, его повторить?
Дети……(постараемся)
Сейчас я прочитаю вам рассказ.
Он называется «Зимушка-зима».
Чтение рассказа.
Послушайте рассказ еще раз, а потом перескажите его.
Заслушиваются два пересказа. Затем проводится сравнительная оценка ответов.
В. –Наше путешествие в зиму подошло к концу, как и наше занятие. Надеюсь, вы помогли ёжику, потому что справились со всеми заданиями и теперь зима перестанет сердится и снова вступит в свои права. А наш ежик спокойно заснет до весны.
Рефлексия
В. – Понравилось вам наше путешествие? А что в пути мы с вами делали? (ответы детей)
Что у вас вызвало трудности, или вы легко справились с заданиями?
Да, ёжик, мне кажется, обязательно поблагодарил бы вас, если бы смог, поэтому сюрприз от меня ждёт вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.
Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»
Данный материал поможет научить детей составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Дети вешают скворечники"
Составление рассказа по картинке из серии "Весна"...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...