«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речевых способностей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Александрова Оксана Николаевна

       В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главная отличительная черта современного общества -  недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей. Это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, наравне с традиционными методиками, надо использовать инновационные методы обучения. В детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №17  «Чебурашка» г. Новочебоксарск

 «Использование элементов ТРИЗ -  технологии в развитии речевых способностей младшего дошкольного возраста»

Составила: воспитатель

Александрова О.Н.

г. Новочебоксарск

2021

       В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главная отличительная черта современного общества -  недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей. Это лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, наравне с традиционными методиками, надо использовать инновационные методы обучения. В детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

      Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.                                                              Элементы ТРИЗ можно использовать во всех видах деятельности: на прогулке, в режимные моменты и т.д.

       Все мы знаем, что больше всего дети любят играть, поэтому я использую игры ТРИЗ - технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие дети пытаются активно и с удовольствием отвечать на вопросы. Важно, при проведении игр, увлечь каждого ребенка, заинтересовать его.

      Игра «Причинно-следственная связь».  Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т. д.  Например: «Мы собрали игрушки, что из этого следует?» « Значит скоро мы будем завтракать» и т. д. Вариантов здесь может быть огромное количество.

        Следуюшая игра - "Хорошо-плохо". Цель такой игры учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо – почему?".

Например: На улице идёт дождь. Это хорошо? (можно прыгать по лужам). А почему дождь плохо?(можно промокнуть, заболеть).  Эту игру можно проводить по разным темам.

        Ещё одна хорошая игра – «Волшебная дорожка». Например, показывая картинку, спрашиваю: - Что это? (помидор). – Какой помидор по цвету? (красный). - Что еще бывает такого же цвета? (мяч, яблоко, шарик). - Послушайте, какое предложение я составила про помидор: «Помидор  по цвету такое же красный, как красный мяч». Таким образом мы не только закрепляем признаки, но и активизируем речь детей. Так же эту игру мы переносим на окружающие нас предметы. Т.е. я прошу найти объект такого же цвета, но не на карточках, а именно из того, что есть в группе. Детям эта игра очень нравится.

       Так же для развития речи хорошо подходит  игра "Раньше-позже". Называю какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.

Ход игры: Воспитатель: Мы сейчас с вами собираемся на прогулку. А что было до того, как мы начали одеваться? Дети: Мы собирали игрушки. Воспитатель: А до этого? Дети: Перед тем как собрать игрушки, мы играли в настольные игры, а еще раньше завтракали… Воспитатель: Мы вышли на прогулку. Что будет дальше? Дети: Мы поиграем, вернёмся в группу, помоем руки и т.д. Эта игра вызывает сложности. Но если систематично её проводить, дети будут легко в неё включаться.

     Игра «Четвёртый лишний». Цель - упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку; учить объяснять свой выбор; развивать словесно-логическое мышление, развивать монологическую и диалогическую речь. У детей достаточно хорошо получается найти лишний объект, но возникают трудности с обоснованием своего выбора.

      Пособие «Круги Луллия». С кругами можно предложить разные игры. Например: «Кто где живёт?», «Чей детёныш?», «Кто что ест?». Эти игры помогают формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания; закреплять знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; находить детёнышей животных и называть их. Хочу отметить, что эти игры особенно нравятся нашим детям. Если раньше они просили сыграть вместе с ними, то сейчас они самостоятельно играют, общаясь между собой.

     Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

    Хочу добавить, что я не так давно стала применять методы ТРИЗ в своей практике. Я вместе с детьми осваиваю новые методы обучения. Но даже за такой короткий срок заметна эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития речи детей. Они стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия.

      Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной и связной речи у детей. Поэтому начатую работу планирую продолжать и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование дидактических игр по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамм...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

В публикации рассмотрены различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Проведен анализ приемуществ, принципов...

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...