«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
статья

Елизарова Ольга Анатольевна

В публикации рассмотрены различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Проведен анализ приемуществ, принципов использования и функций ИКТ в работе музыкального руководителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - самый сенситивный период для приобщения к миру прекрасного.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя признание и понимание ценностного отношения к произведениям искусства (литературы, музыки, живописи) и миру природы, формирование эстетического отношения к окружающему миру, а также элементарных представлений о видах искусства; признание музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания героям произведений искусства; самостоятельное творчество детей.

Нельзя недооценивать влияние музыки на развитие детей как одного из самых ярких средств художественно-эстетического развития.

Музыка, передающая все человеческие эмоции и их оттенки, способна расширить представления ребенка о чувствах и ощущениях. Крупнейший российский психолог Б.М. Теплов писал: "Музыка - это, прежде всего, способ познания огромного и содержательного мира человеческих эмоций". Знакомя ребенка с различными эмоциональными состояниями, музыка одновременно развивает его способность испытывать эмоции, не свойственные ему по темпераменту, и взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми.

Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях музыкой становится сегодня все более актуальным. Музыкальные занятия в детском саду призваны заинтересовывать, эмоционально вовлекать детей, содержать много иллюстративного материала, использовать аудио и видеозаписи. Всё это возможно обеспечить, применяя на музыкальных занятиях компьютерные технологии и мультимедийные возможности.

Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности является не только частью культуры и необходимой нормой, но и одним из приоритетов образования. Овладение информационно-коммуникационными технологиями позволяет педагогам комфортно чувствовать себя в новой социально-экономической ситуации, а образовательным учреждениям – оптимизировать и повысить качество образования.

Компьютеризация в детских садах нацелена на создание более эффективных способов организации среды и образовательного процесса. В современном мире технический прогресс идет очень активно, поэтому использование новых информационных технологий в детских садах обеспечивает новые, научно обоснованные средства развития. ИКТ в контексте дошкольного образования - это универсальная информационная система, которая связана с различными областями образовательного процесса и способна изменить развивающую среду детского сада. По сравнению с традиционными формами развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста новые компьютерные технологии имеют много преимуществ:

  • Представление информации на экране компьютера в игровой форме формирует у детей устойчивую положительную мотивацию;
  • ИКТ предоставляет образную информацию, которую дети могут понять;
  • Движение, звук и анимация удерживают внимание детей в течение длительного времени;
  • ИКТ - прекрасный инструмент для решения учебных задач.

При внедрении  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работу с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать определенные педагогические принципы:

  • Принцип активности (материал должен быть новый, динамичный, стимулирующий познавательную активность детей);
  • Принцип научности, использования анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, а не искаженного информационного материала - записей, фотографий, рисунков);
  • Принцип доступности (материалы соответствуют возрастной группе, учитываются возрастные особенности  детей и их здоровье);
  • Принцип систематизации и последовательности (материалы и информация предоставляются в определенной последовательности в соответствии с поставленными задачами);
  • Принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу).

Информатизация общества повлияли не только на повседневную жизнь, но и сделала музыкального руководителя проводником в мир новых музыкальных технологий. Музыка и компьютер – совместимые вещи. Каковы же функции компьютера в работе педагога-музыканта дошкольного учреждения?

  1. Источник учебной информации.
  2. Наглядное пособие.
  3. Средство подготовки музыкального, наглядного, текстового материала, а также его хранения.
  4. Средство подготовки к праздникам, выступлениям
  5. Средство ведения документации и оценки своей профессиональной деятельности

Музыкальный руководитель может применять образовательные средства ИКТ во всех видах музыкальной деятельности:

1. Восприятие музыки.

Во время знакомства с произведениями композиторов возможен показ портретов, видеоряда картинок к музыкальным произведениям, знакомство с музыкальными жанрами, демонстрация исполнения образцовых и признанных исполнителей и т.д.

2.Музыкально-ритмические движения и танцы.

Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут разучить и быстрее запомнить движения и рисунок танцев.

3.Пение.

По графическому изображению освоить различные попевки, вокальные упражнения для развития голоса и вокальных навыков, по картинкам-подсказкам быстрее выучить текст песен.

4. Музыкально-дидактические игры.

Направлены на развитие музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений, ладового чувство и чувства ритма, используя  игровые презентации  по темам: «Жанры», «Тембр», «Лад», «Ритм и темп», «Три кита в музыке», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

На развлечениях и праздниках можно использовать слайды как дополнительный иллюстративный, анимационный материал, а иногда и как сюжетную основу мероприятия, игровые викторины, воссоздание популярных шоу на вечерах досуга.

Существует ряд программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на: музыкальные проигрыватели, конструкторы, энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизирования, группового музицирования, сочинения музыки, и пения караоке.

Большую популярность приобрели музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». В программе «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки музыкальных произведений, посмотреть иллюстрации и видеофрагменты к ним.

Внедрение компьютерных и игровых обучающих программ в музыкальное образование дошкольников может стать основой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития музыкальности и эмоциональной отзывчивости детей.

При использовании ИКТ в образовательном процессе необходимо соблюдать безопасность и четко следовать нормативно-правовым документам, регламентирующим безопасность их использования в работе с детьми.

При использовании мультимедийных технологий в образовательном учреждении должны быть соблюдены следующие требования:

  • Правила техники безопасности в компьютерном помещении.
  • Правила противопожарной безопасности.
  • Правила охраны труда, охраны жизни и здоровья детей.

Также существуют санитарно-гигиенические требования к использованию компьютерных технологий в учебном процессе согласно СанПиН.

Продолжительность работы ребёнка старшего дошкольного возраста с компьютерной программой составляет:

  • От 5 до 6 лет – не более 15 минут в течение дня;
  • От 6 до 7лет – не более 20 минут.

Считаю, что грамотное использование технических средств, правильная организация образовательного процесса с использованием компьютерных программ для дошкольников могут использоваться на практике без риска для здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Современные игровые технологии как эффективный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов   Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»....

Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством современных информационно-коммуникационных технологий".

Данный опыт работы составлен на основе практического опыта музыкального руководителя ДОУ. Опят апробирован успешно в муниципальных и региональных конкурсах, также некоторые материалы опыта (конспекты ...

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...