«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
статья
В публикации рассмотрены различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Проведен анализ приемуществ, принципов использования и функций ИКТ в работе музыкального руководителя.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - самый сенситивный период для приобщения к миру прекрасного.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя признание и понимание ценностного отношения к произведениям искусства (литературы, музыки, живописи) и миру природы, формирование эстетического отношения к окружающему миру, а также элементарных представлений о видах искусства; признание музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания героям произведений искусства; самостоятельное творчество детей.
Нельзя недооценивать влияние музыки на развитие детей как одного из самых ярких средств художественно-эстетического развития.
Музыка, передающая все человеческие эмоции и их оттенки, способна расширить представления ребенка о чувствах и ощущениях. Крупнейший российский психолог Б.М. Теплов писал: "Музыка - это, прежде всего, способ познания огромного и содержательного мира человеческих эмоций". Знакомя ребенка с различными эмоциональными состояниями, музыка одновременно развивает его способность испытывать эмоции, не свойственные ему по темпераменту, и взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми.
Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях музыкой становится сегодня все более актуальным. Музыкальные занятия в детском саду призваны заинтересовывать, эмоционально вовлекать детей, содержать много иллюстративного материала, использовать аудио и видеозаписи. Всё это возможно обеспечить, применяя на музыкальных занятиях компьютерные технологии и мультимедийные возможности.
Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности является не только частью культуры и необходимой нормой, но и одним из приоритетов образования. Овладение информационно-коммуникационными технологиями позволяет педагогам комфортно чувствовать себя в новой социально-экономической ситуации, а образовательным учреждениям – оптимизировать и повысить качество образования.
Компьютеризация в детских садах нацелена на создание более эффективных способов организации среды и образовательного процесса. В современном мире технический прогресс идет очень активно, поэтому использование новых информационных технологий в детских садах обеспечивает новые, научно обоснованные средства развития. ИКТ в контексте дошкольного образования - это универсальная информационная система, которая связана с различными областями образовательного процесса и способна изменить развивающую среду детского сада. По сравнению с традиционными формами развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста новые компьютерные технологии имеют много преимуществ:
- Представление информации на экране компьютера в игровой форме формирует у детей устойчивую положительную мотивацию;
- ИКТ предоставляет образную информацию, которую дети могут понять;
- Движение, звук и анимация удерживают внимание детей в течение длительного времени;
- ИКТ - прекрасный инструмент для решения учебных задач.
При внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работу с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать определенные педагогические принципы:
- Принцип активности (материал должен быть новый, динамичный, стимулирующий познавательную активность детей);
- Принцип научности, использования анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, а не искаженного информационного материала - записей, фотографий, рисунков);
- Принцип доступности (материалы соответствуют возрастной группе, учитываются возрастные особенности детей и их здоровье);
- Принцип систематизации и последовательности (материалы и информация предоставляются в определенной последовательности в соответствии с поставленными задачами);
- Принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу).
Информатизация общества повлияли не только на повседневную жизнь, но и сделала музыкального руководителя проводником в мир новых музыкальных технологий. Музыка и компьютер – совместимые вещи. Каковы же функции компьютера в работе педагога-музыканта дошкольного учреждения?
- Источник учебной информации.
- Наглядное пособие.
- Средство подготовки музыкального, наглядного, текстового материала, а также его хранения.
- Средство подготовки к праздникам, выступлениям
- Средство ведения документации и оценки своей профессиональной деятельности
Музыкальный руководитель может применять образовательные средства ИКТ во всех видах музыкальной деятельности:
1. Восприятие музыки.
Во время знакомства с произведениями композиторов возможен показ портретов, видеоряда картинок к музыкальным произведениям, знакомство с музыкальными жанрами, демонстрация исполнения образцовых и признанных исполнителей и т.д.
2.Музыкально-ритмические движения и танцы.
Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут разучить и быстрее запомнить движения и рисунок танцев.
3.Пение.
По графическому изображению освоить различные попевки, вокальные упражнения для развития голоса и вокальных навыков, по картинкам-подсказкам быстрее выучить текст песен.
4. Музыкально-дидактические игры.
Направлены на развитие музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений, ладового чувство и чувства ритма, используя игровые презентации по темам: «Жанры», «Тембр», «Лад», «Ритм и темп», «Три кита в музыке», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.
На развлечениях и праздниках можно использовать слайды как дополнительный иллюстративный, анимационный материал, а иногда и как сюжетную основу мероприятия, игровые викторины, воссоздание популярных шоу на вечерах досуга.
Существует ряд программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на: музыкальные проигрыватели, конструкторы, энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизирования, группового музицирования, сочинения музыки, и пения караоке.
Большую популярность приобрели музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». В программе «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки музыкальных произведений, посмотреть иллюстрации и видеофрагменты к ним.
Внедрение компьютерных и игровых обучающих программ в музыкальное образование дошкольников может стать основой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития музыкальности и эмоциональной отзывчивости детей.
При использовании ИКТ в образовательном процессе необходимо соблюдать безопасность и четко следовать нормативно-правовым документам, регламентирующим безопасность их использования в работе с детьми.
При использовании мультимедийных технологий в образовательном учреждении должны быть соблюдены следующие требования:
- Правила техники безопасности в компьютерном помещении.
- Правила противопожарной безопасности.
- Правила охраны труда, охраны жизни и здоровья детей.
Также существуют санитарно-гигиенические требования к использованию компьютерных технологий в учебном процессе согласно СанПиН.
Продолжительность работы ребёнка старшего дошкольного возраста с компьютерной программой составляет:
- От 5 до 6 лет – не более 15 минут в течение дня;
- От 6 до 7лет – не более 20 минут.
Считаю, что грамотное использование технических средств, правильная организация образовательного процесса с использованием компьютерных программ для дошкольников могут использоваться на практике без риска для здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Название: «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...
Современные игровые технологии как эффективный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»....
Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством современных информационно-коммуникационных технологий".
Данный опыт работы составлен на основе практического опыта музыкального руководителя ДОУ. Опят апробирован успешно в муниципальных и региональных конкурсах, также некоторые материалы опыта (конспекты ...
«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...