Проект логопедического детско-родительского клуба «Звуки мои друзья»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Бодрова Мария Фаузловна

Программа логопедического клуба «Звуки–мои друзья» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы   клуба позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logopedicheskogo_detsko.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

       

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2»

Проект логопедического детско-родительского клуба

«Звуки мои друзья»

Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно-практический

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: с 20  ноября 2023г.  по 30 мая 2024 г.

                                                                                            Проект составили: Черепанова Д.В.

                                                                                                                               Бодрова М.Ф.

                                                                                                                               Вяткина Н. И.

                                                                                                                           

Ачинск

2023 г.

Проект логопедического детско-родительского клуба

«Звуки – мои друзья»

Введение

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1 классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции  и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны,  и малая осведомленность родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям (законным представителям) в речевом развитии детей.

Работа учителя-логопеда и воспитателей группы предусматривает различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников. Практика показывает, что родителей (законных представителей) дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями (законными представителями) в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя–логопеда, воспитателей группы с родителями (законными представителями) является детско-родительский логопедический клуб.

Программа логопедического клуба «Звуки–мои друзья» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы   клуба позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:

- взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях.

- также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.

Программа детско-родительского клуба предполагает взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

Все занятия проводятся в игровой форме. Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно-практический

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: с 20 ноября 2023г. по 30 мая 2024 г.

Содержательный раздел

Содержание  программы логопедического кружка предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми, имеющими ТНР.

         Учитывается интеграция следующих областей:

- коммуникация,

- социализация,

- познание,

- чтение художественной литературы,

- здоровье,

- художественной творчество.

1. Коммуникация–обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание–беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3.Художественная литература–используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

5. Здоровье–укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.

6. Художественное творчество–развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Форма организации обучения–совместные занятия родителей и детей.

Цель: формировать фонематическое восприятие и звуковой анализ и синтез,  через организацию взаимодействия учителя–логопеда, воспитателей с родителями в условиях логопедической группы.

Задачи:

Формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка.

Оказание консультативно–методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.

Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.

Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.

Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.

Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.

Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом, воспитателями совместно и на основе родительского запроса.

Тематическое планирование

Ноябрь

Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей.

Тема: «Фонематический слух-основа правильной речи»

Практическая часть. Изготовление пособий для развития фонематического слуха.

Декабрь

Тема: «Знакомство со звуками, их основными характеристиками».

Практическая часть. Мини-викторина «Путешествие в страну звуков».

Январь

Тема: «Составление звуковых схем на уровне слогов».

Практическая часть. Игры на составление звуковых схем.

Февраль

Тема: «Составление схемы предложения».

Практическая часть. Детско-родительский практикум «Грамотеи».

Март

Тема: «Выразительное чтение стихотворений».

 Практическая часть. «Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице». Изготовление мнемотаблиц.

Апрель

Тема: «Развитие связной речи».

Практическая часть. «Развитие воображения, фантазии при составлении рассказов о герое».

Май

Тема: Заключительное заседание. Рефлексия.

Практическая часть. Игровой практикум для детей и родителей (квест)

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

Организационный раздел

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Заседания клуба посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц, во второй половине дня. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров –практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1,2).

Методическое сопровождение:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.

Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.

Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур»,1999.

Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.- М.: Ювента, 2008.

Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ»,1997.

Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский дом «Литера», 2010.

Светлова И.Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо,2003.

Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь (№ 1,2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._________________________________________

И. О. родителя ________________________________________________

Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) __________________________________

Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) __________________________________________________________________

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) __________________________________

_____________________________________________________________

Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _________________________________

__________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? _________________________

__________________________________________________________________

Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) _______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ___________________________

__________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) ____________________________________________

__________________________________________________________________

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? ________________________________________

__________________________________________________________________

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? _________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Анкета для родителей (по итогам работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._________________________________________

И. О. родителя ________________________________________________

Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях?____________________________________________________________________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? ______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-логопедическая детско-родительская игра "На пороге школьной жизни"

Психолого-логопедическая детско - родительская игра "На пороге школьной жизни". В школе намного легче учиться, если у ребенка развиты познавательные процессы: память, речь, внимание, восприятие,...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Сценарий экологического детско – родительского досуга «В кругу лесных друзей » c участием детей с ОВЗ.

Старшая логопедическая группадети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом(использование игровых и здоровьесберегающих технологий)...

Проект "Солнышко " Детско – родительский проект для группы раннего возраста.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной п...

ООД Психолого-логопедическая детско-родительская игра "Уроки Общения"

Обучение эффективному общению детей и родителей....

Программа логопедического детско-родительского клуба "Развиваемся вместе"

Рабочая программа логопедического клуба «Развиваемся вместе» предназначена для родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста. Реализация программы   клуба по...

Конспект детско – родительского занятия «Возьмемся за руки друзья!». Сценарий совместного праздника для детей с ОВЗ, посвященного 23 февраля и 8 марта.

формирование толерантности к детям, имеющих ограниченные возможности здоровья, формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы, формирование добрых взаимоотношений между детьми....