Конспект интегрированного НОД образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» через образовательные деятельности «Чтение художественной литературы», «Формирование элементарных математических представлений» группы общеразвивающей на
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мерзлякова Ольга Александровна

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №11»

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного НОД образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие»

через образовательные деятельности

«Чтение художественной литературы»,

«Формирование элементарных математических представлений»

группы общеразвивающей направленности

для детей 6 – 7 лет №3

Тема: «Небылицы – перевертыши».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Подготовил(а):

                                                                                                            воспитатель 1 кв. категории

                                                                                                            Мерзлякова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

с. Краснохолм

2022 г.

 

 

 
 image

 

Тема: «Небылицы – перевертыши».

Цели: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать    желание придумать свои небылицы;

- активизировать речевую деятельность детей;

- знакомить детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами;

- формировать умение и желание составлять свои небылицы;

- способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления;

- продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей;

- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки порядкового и количественного, прямого счета в пределах 10;

- повторить названия дней недели;

- совершенствовать отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;

- способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Развивающие:

-развивать словарный запас;

- развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы;

- развивать умение слушать текст различной величины, вопросы до конца;

- развивать фонематический слух;

- развивать воображение и фантазию детей, все стороны устной речи.

Речевые:

- пополнять и активизировать словарь детей;

- развивать умение отвечать на поставленные вопросы, правильно составлять предложения.

- вызывать у детей желание проговаривать задуманное.

 

Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественному жанру «небылицы»;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её;

- поддерживать желание участвовать в развивающих играх;

- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе: взаимовыручку, поддержку, помощь друг другу;

- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, бережное отношение к материалам;

- воспитывать интерес к занятию, умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость.

 

Расширять и активизировать словарный запас: Небылицы, перевертыши, школьники, первоклассники, мельник, мелет, прачка, авторские.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: постановка проблемы.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа – диалог, речевые и математические игры, создание развивающей среды, сюрпризный момент – куклы Коля и Катя.

3. Приемы организации практической деятельности детей: Аудиозапись песни В. Шаинского «Небылицы», обсуждение по картине «Что перепутал художник?», дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом), физминутка «Ты мне веришь или нет?», дидактическая игра задание «Сосчитай и выбери цифру», поручение «Посчитать обложки к сказкам», словесная игра «Добавь словечко».

4. Приемы поддержания интереса у детей: использование дидактических, развивающих, речевых игр, музыкальное сопровождение, физкультурная пауза.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Организация среды для проведения ОД:

музыкальная колонка, куклы Коля и Катя, картина «Что перепутал художник?», мяч, иллюстрации обложки к сказкам, прищепки, карточки с картинками для счёта и цифрами.

Демонстрационный материал:

Картина «Что перепутал художник?», 10 иллюстраций обложки к сказкам.

Раздаточный материал:

Прищепки, карточки с картинками для счёта и цифрами.

Предварительная работа:

чтение и обсуждение стихотворений, песен «Небылицы – перевертыши», прямой и обратный счёт до десяти, игры по развитию речи, воображения «Придумай рифму», отгадывание загадок на различные темы, игровые упражнения на развитие связной речи, дидактические игры по ФЭМП.

Виды детской деятельности в ОД:

игровая,

познавательная,

коммуникативная,

двигательная,

продуктивная.

Ожидаемые результаты:

- осознание собственной индивидуальности и значимости,

- развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе,

- соотнесение своих желаний с желаниями других людей,

- развитие мыслительной деятельности детей,

- расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1.  Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в двигательной деятельности.

3. Активно участвует в продуктивной деятельности.

4. Проявляет самостоятельность.

5. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

6. Сопереживает.

7. Эмоционально реагирует.

 

План ОД

  1. Вводная часть:                                                                   5 мин.

Введение в тему.

Прослушивание аудиозаписи песня В. Шаинского «Небылицы».

Вопросы детям о чём прослушали песню?

Мотивация деятельности детей.

Обратить внимание детей на пришедших гостей в группу: куклы Коля и Катя со свёртком.

  1. Основная часть:                                                                 23 мин.         

   Беседа «Что такое небылица?» 

   Рассматривание картины «Что перепутал художник?»

   Дид. игра «Скажи наоборот».

   Чтение «Небылицы».

   Обсуждение о прочитанном.

   Беседа «Устное народное творчество».

   Чтение «Жили – были, жили – были…» Ю. Черных

   Физкультминутка «Ты мне веришь или нет?»

   Просмотр и счёт иллюстраций обложек к сказкам.

   Обсуждение небылиц по сказкам.

  

  1. Заключительная часть:                                                         2 мин     

   Составление небылицы с детьми.

   Дид. игра «Сосчитай и выбери цифру».

   Самоанализ деятельности детей.

Анализ. 

Длительность    ОД                                                                           30 мин  

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД.

I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).

 

Воспитатель вместе с детьми рассаживаются на ковре, держась за руки. Приветствие с гостями и с друг другом, подарим улыбку друг другу.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю прослушать песню В. Шаинского «Небылицы».

О чём прослушали песню?

Бывает ли на самом деле так, как поется в песне?

Дети рассаживаются на стулья за столы.

 

II. Основная часть.

 

Воспитатель: - Ребята, сегодня в гости к нам на занятие пришли куклы Катя и Коля, они, как и вы будущие первоклассники, и принесли с собой свёрток, просят разобраться с новыми непонятными для них словами «Небылицы – Перевёртыши». Воспитатель демонстрирует картину, «Что перепутал художник?» Рассматривают. Обсуждение по картине.

 

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевёртышами.

Небылицы - от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы - перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.

Воспитатель: - Ребята, сначала мы разомнемся дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом) слова антонимы имеющие противоположное значение:

 

Маленький – Большой. Небо – земля. Пол – потолок. Черный – белый. Мальчик – девочка. Правда – ложь. Шум – тишина. Огонь – вода.

Дедушка – бабушка. Молодой – старый. Добрый – злой.

Отдыхать – работать. Лето – Зима. Ходьба – Бег. Женщина – Мужчина.

Отлично справились!

 

Воспитатель: - Послушайте, что я сейчас прочитаю:

Дождик греет,

Солнце льётся.

Мельник мелет

Воду в колодце.

Прачка на печке

Стирает корыто.

Бабушка в речке

Поджарила сито.

 

Вместе с детьми определяем, что же здесь «перевернуто».

 

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.

 

Воспитатель: Но существуют и авторские перевертыши.

Юрий Черных «Жили-были».

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А Хохлаткою они звали жеребёнка,

А ещё была у них курица Бурёнка.

А ещё у них была собачонка Мурка,

А ещё - два козла: Сивка да Бурка!

 

Что тут перепутано? Давайте исправим ошибки.

 

Физкультминутка «Ты мне веришь или нет?»

Воспитатель: - Я произношу фразу. Если это правда, вы хлопаете, а если нет – топаете.

*У людей три глаза (нет).

*Вода мокрая (да).

*Крокодил ловит мышей (нет). 

*У квадрата четыре угла (да).

*Зимой постоянно идёт снег (нет).

*Все птицы имеют крылья (да).

*Почтальон лечит людей (нет).

*Снег весной тает (да).

*Чай всегда горячий (нет).

*Осенью иногда идёт дождь (да).

*Конфета солёная (нет).

*Два плюс два будет четыре. (да).

*Кошка живёт под землёй (нет).

Хорошо размялись.

 

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на мольберт. Что это? (выставить обложки сказок), давайте их посчитаем.

Дети: - Их 10.

Воспитатель: - А в каких из этих сказок встречаются небылицы?

Дети: - «Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.

«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

«Волк и семеро козлят» - волку не могли изменить голос.

«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,

«Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»,

«По щучьему веленью» - Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить, топор сам не умеет колоть дрова, сами сани не умеют ездить.

Воспитатель: - Из скольких единиц состоит число 10?

Воспитатель: - Отлично!

 

III. Заключительная часть.

 

Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу для Коли и Кати.

Я говорю строку, а вы добавляете слово.

- Дядя Петя – классный повар,

  Он готовит все подряд.

  Если спросите любого,

  Люди сразу подтвердят.

  Он готовит суп из … (веток, ниток)

  Борщ готовит из … (камней, вещей)

  Пироги печет из… (скрепок)

  Торт готовит из … (ремней)

  Очень вкусный винегрет

  Получает из… (конфет)

  К сожаленью, тот обед

  Принести нам может… (вред, бед)

  Отлично справились!

 

Воспитатель: - Ребята, а это Петя и Катя передают вам игру «Сосчитай и выбери цифру». Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру.

Воспитатель: - Ребята, понравилось вам занятие? Чем мы сегодня занимались на занятии? В какие игры играли? Что понравилось больше всего?

Спасибо всем за активное участие! До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы

Цель:  развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную  активность   и любознательность.Программные задачи:  учить детей поряд...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы

Цель:  развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную  активность   и любознательность.Программные задачи:  учить детей поряд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Саляхетдинова О.В.Тема недели: «Космос».Тема: «Путешествие в космос».Задачи: Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в ...