Конспект интегрированного НОД образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» через образовательные деятельности «Чтение художественной литературы», «Формирование элементарных математических представлений» группы общеразвивающей на
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №11»
Конспект интегрированного НОД образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»
через образовательные деятельности
«Чтение художественной литературы»,
«Формирование элементарных математических представлений»
группы общеразвивающей направленности
для детей 6 – 7 лет №3
Тема: «Небылицы – перевертыши».
Подготовил(а):
воспитатель 1 кв. категории
Мерзлякова О.А.
с. Краснохолм
2022 г.
![]() |
Тема: «Небылицы – перевертыши».
Цели: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы;
- активизировать речевую деятельность детей;
- знакомить детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами;
- формировать умение и желание составлять свои небылицы;
- способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления;
- продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей;
- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки порядкового и количественного, прямого счета в пределах 10;
- повторить названия дней недели;
- совершенствовать отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;
- способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Развивающие:
-развивать словарный запас;
- развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы;
- развивать умение слушать текст различной величины, вопросы до конца;
- развивать фонематический слух;
- развивать воображение и фантазию детей, все стороны устной речи.
Речевые:
- пополнять и активизировать словарь детей;
- развивать умение отвечать на поставленные вопросы, правильно составлять предложения.
- вызывать у детей желание проговаривать задуманное.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественному жанру «небылицы»;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её;
- поддерживать желание участвовать в развивающих играх;
- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе: взаимовыручку, поддержку, помощь друг другу;
- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, бережное отношение к материалам;
- воспитывать интерес к занятию, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Расширять и активизировать словарный запас: Небылицы, перевертыши, школьники, первоклассники, мельник, мелет, прачка, авторские.
Приемы руководства деятельностью детей в ОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: постановка проблемы.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа – диалог, речевые и математические игры, создание развивающей среды, сюрпризный момент – куклы Коля и Катя.
3. Приемы организации практической деятельности детей: Аудиозапись песни В. Шаинского «Небылицы», обсуждение по картине «Что перепутал художник?», дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом), физминутка «Ты мне веришь или нет?», дидактическая игра задание «Сосчитай и выбери цифру», поручение «Посчитать обложки к сказкам», словесная игра «Добавь словечко».
4. Приемы поддержания интереса у детей: использование дидактических, развивающих, речевых игр, музыкальное сопровождение, физкультурная пауза.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Организация среды для проведения ОД:
музыкальная колонка, куклы Коля и Катя, картина «Что перепутал художник?», мяч, иллюстрации обложки к сказкам, прищепки, карточки с картинками для счёта и цифрами.
Демонстрационный материал:
Картина «Что перепутал художник?», 10 иллюстраций обложки к сказкам.
Раздаточный материал:
Прищепки, карточки с картинками для счёта и цифрами.
Предварительная работа:
чтение и обсуждение стихотворений, песен «Небылицы – перевертыши», прямой и обратный счёт до десяти, игры по развитию речи, воображения «Придумай рифму», отгадывание загадок на различные темы, игровые упражнения на развитие связной речи, дидактические игры по ФЭМП.
Виды детской деятельности в ОД:
игровая,
познавательная,
коммуникативная,
двигательная,
продуктивная.
Ожидаемые результаты:
- осознание собственной индивидуальности и значимости,
- развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе,
- соотнесение своих желаний с желаниями других людей,
- развитие мыслительной деятельности детей,
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в двигательной деятельности.
3. Активно участвует в продуктивной деятельности.
4. Проявляет самостоятельность.
5. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
6. Сопереживает.
7. Эмоционально реагирует.
План ОД
- Вводная часть: 5 мин.
Введение в тему.
Прослушивание аудиозаписи песня В. Шаинского «Небылицы».
Вопросы детям о чём прослушали песню?
Мотивация деятельности детей.
Обратить внимание детей на пришедших гостей в группу: куклы Коля и Катя со свёртком.
- Основная часть: 23 мин.
Беседа «Что такое небылица?»
Рассматривание картины «Что перепутал художник?»
Дид. игра «Скажи наоборот».
Чтение «Небылицы».
Обсуждение о прочитанном.
Беседа «Устное народное творчество».
Чтение «Жили – были, жили – были…» Ю. Черных
Физкультминутка «Ты мне веришь или нет?»
Просмотр и счёт иллюстраций обложек к сказкам.
Обсуждение небылиц по сказкам.
- Заключительная часть: 2 мин
Составление небылицы с детьми.
Дид. игра «Сосчитай и выбери цифру».
Самоанализ деятельности детей.
Анализ.
Длительность ОД 30 мин
Ход НОД.
I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).
Воспитатель вместе с детьми рассаживаются на ковре, держась за руки. Приветствие с гостями и с друг другом, подарим улыбку друг другу.
Воспитатель: - Ребята, предлагаю прослушать песню В. Шаинского «Небылицы».
О чём прослушали песню?
Бывает ли на самом деле так, как поется в песне?
Дети рассаживаются на стулья за столы.
II. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня в гости к нам на занятие пришли куклы Катя и Коля, они, как и вы будущие первоклассники, и принесли с собой свёрток, просят разобраться с новыми непонятными для них словами «Небылицы – Перевёртыши». Воспитатель демонстрирует картину, «Что перепутал художник?» Рассматривают. Обсуждение по картине.
Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевёртышами.
Небылицы - от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы - перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.
Воспитатель: - Ребята, сначала мы разомнемся дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом) слова антонимы имеющие противоположное значение:
Маленький – Большой. Небо – земля. Пол – потолок. Черный – белый. Мальчик – девочка. Правда – ложь. Шум – тишина. Огонь – вода.
Дедушка – бабушка. Молодой – старый. Добрый – злой.
Отдыхать – работать. Лето – Зима. Ходьба – Бег. Женщина – Мужчина.
Отлично справились!
Воспитатель: - Послушайте, что я сейчас прочитаю:
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
Вместе с детьми определяем, что же здесь «перевернуто».
Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.
Воспитатель: Но существуют и авторские перевертыши.
Юрий Черных «Жили-были».
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка,
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка,
А ещё - два козла: Сивка да Бурка!
Что тут перепутано? Давайте исправим ошибки.
Физкультминутка «Ты мне веришь или нет?»
Воспитатель: - Я произношу фразу. Если это правда, вы хлопаете, а если нет – топаете.
*У людей три глаза (нет).
*Вода мокрая (да).
*Крокодил ловит мышей (нет).
*У квадрата четыре угла (да).
*Зимой постоянно идёт снег (нет).
*Все птицы имеют крылья (да).
*Почтальон лечит людей (нет).
*Снег весной тает (да).
*Чай всегда горячий (нет).
*Осенью иногда идёт дождь (да).
*Конфета солёная (нет).
*Два плюс два будет четыре. (да).
*Кошка живёт под землёй (нет).
Хорошо размялись.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на мольберт. Что это? (выставить обложки сказок), давайте их посчитаем.
Дети: - Их 10.
Воспитатель: - А в каких из этих сказок встречаются небылицы?
Дети: - «Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.
«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.
«Волк и семеро козлят» - волку не могли изменить голос.
«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,
«Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой»,
«По щучьему веленью» - Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить, топор сам не умеет колоть дрова, сами сани не умеют ездить.
Воспитатель: - Из скольких единиц состоит число 10?
Воспитатель: - Отлично!
III. Заключительная часть.
Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу для Коли и Кати.
Я говорю строку, а вы добавляете слово.
- Дядя Петя – классный повар,
Он готовит все подряд.
Если спросите любого,
Люди сразу подтвердят.
Он готовит суп из … (веток, ниток)
Борщ готовит из … (камней, вещей)
Пироги печет из… (скрепок)
Торт готовит из … (ремней)
Очень вкусный винегрет
Получает из… (конфет)
К сожаленью, тот обед
Принести нам может… (вред, бед)
Отлично справились!
Воспитатель: - Ребята, а это Петя и Катя передают вам игру «Сосчитай и выбери цифру». Предлагаю вам, ребята, поиграть в игру.
Воспитатель: - Ребята, понравилось вам занятие? Чем мы сегодня занимались на занятии? В какие игры играли? Что понравилось больше всего?
Спасибо всем за активное участие! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» (Формирование элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ) для воспитанников второй младшей группы ТЕМА: ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Знакомство с геометрическими фигурами и их различиями....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы
Цель: развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную активность и любознательность.Программные задачи: учить детей поряд...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы
Цель: развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную активность и любознательность.Программные задачи: учить детей поряд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» / Формирование элементарных математических представлений / на тему «Путешествие в математическую страну» Подготовительная группа № 8
Открытое занятие по математике на тему "Путешествие в математическую страну"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Саляхетдинова О.В.Тема недели: «Космос».Тема: «Путешествие в космос».Задачи: Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в ...

Открытая непосредственно образовательная деятельность с родителями по формированию элементарных математических представлений (образовательная область: познавательное развитие) «Путешествие в страну Геометрию» для младшей группы (3-4 года) 2022г
конспект открытого занятия...

Конспект интегрированного НОД образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» через образовательные деятельности «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи» группы общеразвивающей направленности для
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №11» Конспект интегрированного НОД образовательных областей: «Познавате...