День открытых дверей. Конспект занятия по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

"Лексические игры и упражнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                  День открытых дверей.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Лексические игры и упражнения»

Цель: активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи: развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
- закрепить и обобщить знания детей об антонимах.
- воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения, чувство коллективизма, воспитывать чувство доброты, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
- создавать положительный эмоциональный фон.

Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете? (настольные, подвижные). Итак, давайте настроимся на занятие, слушайте меня внимательно.
- Я люблю наш детский сад
 В нём полным-полно:
 Мышат? (нет)
 Бельчат? (нет)
 Цыплят? (нет)
 Утят? (нет)
 Ребят? (да)
- Знаю я, когда мы вместе
настроение чудесней.
Что ж пора нам заниматься,
Будем очень мы стараться.

Упражнение 1.
- Ребята, на улице сегодня погода пасмурная, холодно, солнце не светит, грустно. Так вот, давайте поднимем нам всем настроение. Будем друг другу передавать мячик и говорить комплемент (Д: ты – красивый, умный, добрый, весёлый, задорный, радостный, любимый, шикарный, отзывчивый задорный).
- Мы сказали с вами очень много хороших слов, от которых поднимается настроение, правда? Вам понравилось? (Д: да)

Упражнение 2.
- А сейчас давайте я научу вас новой игре. Игра называется «Три слова». Я называю вам одно обобщающее слово, а вы поднимаете руку и называете мне три слова, подходящих к моему слову.
Воспитатель: - Овощи (Д: картофель, горох, капуста).
- Транспорт (Д: машина, самолёт, велосипед)
- Деревья (Д: берёза, ель, яблоня)
- Игрушки (Д: кукла, юла, мяч)
- Мебель (Д: стол, стул, шкаф)
- Птицы (Д: ворона, синица, голубь)
- Молодцы, ребята.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, есть такие специальные, очень интересные и даже весёлые упражнения, которые помогают нам упражняться в произношении букв и слов. Называются такие упражнения – скороговорки и чистоговорки. Это надо нам для того, чтобы учится хорошо, красиво и чисто говорить. Давайте попробуем.

Упражнение 3.
Воспитатель: - Сначала я говорю, вы внимательно слушаете. Потом повторяете вы. (Д: хорошо)
Воспитатель: Жёлтый, жирный, жадный жук, прятал денежки в сундук (дети повторяют). Хорошо, молодцы. Сложно, но если постараться, то всё должно получиться. (повторяют несколько раз).
Воспитатель: Давайте, ещё одну скороговорку попробуем повторить. «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» (дети упражняются в произношении)
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». (дети упражняются в произношении)

Физкультминутка.
«Хомка, Хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт – шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять – Хомка сильным хочет стать.»
Воспитатель: - Ребята, мы отдохнули с вами. Немного отвлеклись. Давайте еще немного поработаем.

Упражнение 4.

Воспитатель: - Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на части. Как называются эти части? (Д: слоги). Да, правильно. В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть слова, в которых только один слог. Я вам буду показывать картинки, а вы сначала шёпотом, а потом поднимаете руку и произносите вслух по слогам слова – названия предметов, которые я вам показываю. (Ответы детей – тык-ва, ка-пус-та, лук, ко-ро-ва, ба-ран, волк, са-мо-лёт, ча-сы).

Упражнение 5.

Воспитатель: - Нам понадобится мяч. Вы любите варенье? (Д: да, конечно). А из чего готовят варенье (Д: из разных ягод). Отлично. Я кидаю мяч, называю вам ягоду, а вы говорите, как из этой ягоды будет называться варенье. (Ответы детей – малиновое, арбузное, смородиновое, клубничное, яблочное, грушевое).
Воспитатель: А теперь я называю вам животное, а вы говорите, как будет называться дом у этого животного. (Ответы детей – барсучий, медвежий, заячий, волчий, черепаший, лягушачий, беличий).

Упражнение 6.

Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами просто поговорим, порассуждаем. Ведь всегда интересно, что говорят или рассказывают другие люди, всегда интересно как рассуждают люди на какую -нибудь тему.
Ребята, не забываем, что прежде, чем, ответить, надо поднять руку.
1. Как вы думаете, зачем нам алфавит? (чтобы знать все буквы и разговаривать, писать)
2. Какие должны быть друзья? (добрые, верные, смелые, хорошо к тебе относиться, весёлые, которые за тебя заступаются).  Для чего они нужны? (они нужны чтобы помочь, развеселить, выслушать, подсказать, спасти из беды, поддержать тебя)
3. Зачем детям взрослые? (Д: взрослые многому учат детей; поддерживают детей в трудностях; объясняют, то, что дети ещё не знают или не умеют; успокаивают, любят детей; помогают в жизни).
4. Как вы думаете, если бы всё в мире было бы только черного или серого цвета, как бы нам жилось? (Д: наверно нам было бы грустно и печально; люди бы тогда не радовались новому дню, потому что всё одного цвета, всё унылое; и ещё наверно люди бы жили долго грустно и им бы захотелось придумать другой яркий цвет и хотя бы что - нибудь покрасить). Нужны ли нам яркие цвета? (Д: конечно, это ведь радостно; без ярких цветов очень тоскливо и грустно; да, а когда грустно, то ничего не хочется делать; яркие цвета очень нужны в жизни, чтобы не унывать)
5. Смогли бы мы жить без воды? (Д: конечно нет, вода очень важна для всего живого; это очень важный элемент в нашей жизни, без воды ничего не вырастит; вода нужна людям, животным, птицам, рыбам и всем, чтобы не умереть от жажды; вода очень важна для растений, деревьев, цветов – без нее они не будут расти)
6. А как мы можем беречь и помогать нашей планете? (Д: например, надо разделять мусор – чтобы его перерабатывали и делали из него полезные вещи; надо не загрязнять природу, а беречь её; ещё надо беречь воду, потому что она может закончиться, а без воды не прожить; а ещё надо садить новые деревья и кустарники, потому что они очищают воздух и вырабатывают кислород). И надо ли это делать? (Д: конечно надо беречь планету, потому что мы на ней живём; беречь планету людям очень надо, просто выполнять разные правила и не загрязнять её; если мы не будем беречь планету, то могут погибнуть – животные и растения, исчезнет вода, испортиться воздух и станет невозможно жить)

Упражнение 7.

«Лист бумаги»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой чистый, красивый, ровный лист бумаги. Красивый? Белый?
- Давайте подумаем, что мы можем из него сделать? (Д: поделку, самолётик, красивый рисунок нарисовать).
- Да, мы смотрим на листочек и думаем, как здорово, как много всего можно из него сделать. Здорово ведь, правда?
- А теперь я сделаю вот так (
рву лист)
- Уже можно из него сделать самолётик (Д: нет), а поделку (Д: нет).
(мну лист и еще больше рву)
- А почему мы думаем, что мы смотрим на человека и легко можем его обидеть, а потом просто можем с ним пойти поиграть?
- Вот смотрите
(показываю разорванный, мятый лист), я могу из него сделать самолетик (Д: вообще нет, нет конечно), а красивый рисунок (Д: нет конечно), вот так и с отношениями у людей, ребята. Когда вы кого то обзываете, это как будто вы берёте листочек и рвёте. Собрать его потом чтобы он стал опять целый и красивый невозможно. Потому что листочек помнит каждую трещинку и человек помнить каждое слово, которое вы ему говорите. Это хорошо, когда человек не обидчивый, не восприимчивый. Но вы сейчас в таком возрасте, когда вам каждое неприятное слово обидно.
- Поэтому берегите друг друга, пожалуйста. Позаботьтесь о том, чтобы человек, который рядом с вами - плохих, обидных слов не слышал.
- В первую очередь от вас самих зависит, какие у вас будут отношения с ребятами.
- Если мы будем соблюдать правила приличия, не будем обзываться, говорить обидные слова. А будем говорить красиво, вежливо и по доброму с друг другом, у нас будут замечательные отношения. Правда, ребята? (Д: да; это и правда так; конечно).
- Потому что когда вы обидели человека, вы как будто помяли и разорвали его, как листочек. А это очень неприятно. Запомните, это, ребята, это очень важно. Важно не обижать других людей, потому что, это всегда больно и неприятно.

Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? (Д: да, очень, конечно)
Воспитатель: А что понравилось больше всего, что запомнилось? (Д: мне понравилось повторять скороговорки – это весело и интересно; а мне понравилось, когда мы говорили комплементы друг другу, потому что от этого подниматься настроение; и мне понравилось говорить комплементы, потому что, человек после твоих слов улыбается и ему приятно; а я запомнила, что нельзя обижать человека, потому что нельзя потом всё вернуть назад, как с листочком, его уже не выровнять и не склеить; а мне понравилось, когда мы отвечали на вопросы и говорили своё мнение; а мне понравилось говорить комплименты, я буду говорить их маме, чтобы у неё было хорошее настроение).
Воспитатель: Хорошо, ребята, я очень рада, что вам многое понравилось и вы запомнили из нашего занятия много для себя полезного. Вы были активны, много говорили и рассуждали. Вы большие молодцы. Я думаю, что родители ваши, присутствующие на занятии, остались очень довольны.

Обращаюсь к родителям, чтоб они высказали своё мнение о занятии.
Родители: мне понравилось занятие, зовите нас на подобные мероприятия почаще; а мне было интересно, как дети отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы; мне было интересно упражнение с листочком – неожиданно, всё понятно и даёт повод задуматься; да мне тоже было интересно упражнение с листочком – покажу его дома другим своим детям; мне понравилось, что дети были расслаблены, не зажаты, смело высказывали своё мнение, рассуждали; да, и мне было интересно наблюдать за детьми – как они рассуждали, думали; а мне понравилось, что на занятии были показаны простые упражнения, в которые можно играть и дома, и в машине, и на прогулке – это просто и в тоже время полезно для развития речи и произношения ребёнка)

Воспитатель: спасибо ребята, наше занятие окончено. Спасибо уважаемые папы, мамы и бабушки, что вы посетили наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День открытых дверей. Совместное занятие с родителями «Играем и развиваемся вместе»

День открытых дверей. Совместная деятельность детей и родителей "Играем и развиваемся вместе"...

День открытых дверей. Конспект НОД "Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского".

День открытых дверей в подг. гр.   "Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского"....

"День Защитника Отечества" Конспект занятия по развитию речи.

quot;День Защитника Отечества" Конспект занятия по развитию речи. Для детей 2-й младшей группы (3-4 года)...

День открытых дверей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе (фото)

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «В гостях у Жука» Звуковая культура речи Звук "ж"  Показать детям артикуляцию звука «ж».Упражн...

День открытых дверей коррекционное занятие Солнечная сказка на песке

День открытых дверей коррекционное занятие Солнечная сказка на песке...