Проект по музейной педагогике для детей 1,5-3 лет (группы раннего возраста) «В гостях у потешки»
проект по развитию речи (младшая группа)
Проект написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. в 2023-2024 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.09 КБ |
![]() | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Сибирячок»
г. Назарово Красноярский край
Паспорт мини-музея
«В гостях у потешки»
Автор:
Мищанин Т.А.
2023- 2024г.
Тема: «В гостях у потешки»
Возрастная категория: группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет.
Место нахождения: гр.№3 «Малинки»
Профиль мини-музея: групповой, познавательный, творческий, речевой.
Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников группы «Малинка» и их родителей.
Актуальность музея:
В группе раннего возраста одна из основных задач, заключается в том, чтобы сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным, ведь в этот период дошколёнок первый раз оказывается в самостоятельной жизни вдали от мамы пусть и всего на несколько часов в день. Ослабить стрессовые моменты помогают пестушки, веселые народные песенки, потешки, игры, с которыми мамы и бабушки соприкасались и в домашних условиях, общаясь со своим малышом. Кроме того, развитие речи, актуальное для не говорящих или мало говорящих детей группы раннего возраста, происходит беспрерывно, благодаря тому, что материал близок не только педагогам, но и родителям. Отмечу, что, знакомя детей с устным народным творчеством, мы через простой и ясный для них язык потешек приобщаем их к общечеловеческим ценностям, так как в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости. Таким образом, это способствует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию детей.
Цель: развитие речи, формирование представления о героях потешек.
Задачи:
- Познакомить детей с русскими народными потешками, песенками.
- Познакомить с особенностями реальной жизни героев потешек: внешний вид, место обитания, питание, образ жизни.
- Разучить с детьми пальчиковую гимнастику с использованием потешек.
- Развивать умение играть в подвижные и хороводные игры, СРИ, дидактические игры и игры по развитию речевого дыхания.
- Познакомить родителей с методами развития речи детей на материале потешек.
- Вовлечь родителей в процесс создания мини-музея, вызвать желание сотрудничать.
Разделы мини-музея:
- «Почемучки»: наглядно-дидактическое пособие «Домашние животные»; фигурки кота, козы, козла, козлят, коровы, быка, телят; наглядно-дидактическое пособие «Домашние птицы»; фигурки домашних птиц (уточки, гуси, куры, петухи); макет «Домашние животные у бабушки в деревне»; макет «Домашние птицы у бабушки в деревне», наглядно-дидактическое пособие «Птицы», иллюстрации к беседе «Колыбелька», иллюстрации к беседе «Зачем травам дождик».
- «Библиотека»: книга «Любимые потешки малышам», иллюстрации к потешке «Как по снегу, по метели трое саночек летели», иллюстрации к беседе «Бабушка-хозяюшка», иллюстрации к потешке «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», книга «Баюшки-баю», Книга «Песенки и потешки», иллюстрации к потешке «Пошёл котик во лесок»; иллюстрации к потешке «Дождик, дождик посильней», иллюстрации к потешкам о лете.
- «Игротека»: вата, картотека пальчиковых игр, картотека потешек, д/и «Чьи детки?» (Кольца Луллия), кукла, кровать для СРИ «Уложим куклу Катю спать».
- «Изобразие»: выставка рисунков и работ по лепке «Мячики для Маши, Кати и Антошки и других ребят нашей группы», выставка детских работ по лепке «Зерно для домашних птиц», выставка рисунков «Конфеты для дедушки и его семьи», выставка работ по лепке «Дудочка для ворона», выставка детских рисунков «Дождик на лужке».
- «Крепыши»: картотека подвижных игр для детей раннего возраста, маски для подвижных игр.
Экспонаты мини – музея
№ | Название экспоната | Дата | Ф.И.О., предоставляющего экспонат |
1. | книга «Любимые потешки малышам» | 1 неделя ноября | родители |
2. | наглядно-дидактическое пособие «Домашние животные» | 3 неделя ноября | Мищанин Т.А. |
3. | Макет «Домашние животные у бабушки в деревне» | 3 неделя ноября | родители |
4. | картотека подвижных игр для детей раннего возраста | 3 неделя ноября | Мищанин Т.А. |
5. | выставка рисунков и работ по лепке «Мячики для Маши, Кати и Антошки и других ребят нашей группы» | 2 неделя декабря | Снытко Т.Г. |
6. | иллюстрации к потешке «Как по снегу, по метели трое саночек летели» | 3 неделя декабря | Мищанин Т.А. |
7. | вата | 3 неделя декабря | родители |
8. | иллюстрации к беседе «Бабушка-хозяюшка» | 2 неделя января | Мищанин Т.А. |
9. | наглядно-дидактическое пособие «Домашние птицы», | 4 неделя января | Мищанин Т.А. |
10. | Макет «Домашние птицы у бабушки в деревне» | 4 неделя января | родители |
11. | выставка детских работ по лепке «Зерно для домашних птиц» | 4 неделя января | Снытко Т.Г. |
12. | иллюстрации к потешке «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» | 1 неделя февраля | Снытко Т.Г. |
13. | выставка рисунков «Конфеты для дедушки и его семьи» | 1 неделя февраля | Снытко Т.Г. |
14. | маски для п/и «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору» | 4 неделя февраля | Мищанин Т.А. |
15. | Д/и «Чьи детки?» (Кольца Луллия) | 4 неделя февраля | Мищанин Т.А. |
16 | книга «Баюшки-баю» | 1 неделя марта | родители |
17. | Книга «Песенки и потешки» | 4 неделя марта | родители |
18. | наглядно-дидактическое пособие «Птицы» | 4 неделя марта | Мищанин Т.А. |
19. | выставка работ по лепке «Дудочка для ворона» | 4 неделя марта | Снытко Т.Г. |
20 | иллюстрации к потешке «Пошёл котик во лесок» | 1 неделя апреля | Мищанин Т.А. |
21. | иллюстрации к беседе «Колыбелька» | 1 неделя апреля | Мищанин Т.А. |
22. | Кукла, кровать | 1 неделя апреля | Мищанин Т.А. |
23. | иллюстрации к беседе «Зачем травам дождик» | 4 неделя апреля | Мищанин Т.А. |
24. | иллюстрации к потешке «Дождик, дождик посильней», | 4 неделя апреля | Мищанин Т.А. |
25 | выставка детских рисунков «Дождик на лужке» | 4 неделя апреля | Мищанин Т.А. |
26 | иллюстрации к потешкам о лете | 3 неделя мая | Снытко Т.Г. |
План работы на октябрь
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
3‒4 недели Диагностика в период адаптации. | Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | Использование потешек, песенок в режимных моментах: умывание и мытьё рук, приём пищи, укладывание спать, пробуждение, одевание, раздевание. |
| Консультация «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста». |
План работы на ноябрь
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
1 неделя «Дружба народов разных национальностей» | Речевое развитие, познавательное развитие. | ‒Чтение потешек «Сорока-белобока», «Едет Фома на курице», «Как у нашего кота», «Ладушки». ‒ Пальчиковая гимнастика с использованием потешек «Сорока-белобока», «Шёл старик дорогою», «Как у нашего кота». | - экспонаты мини-музея: в разделе «Библиотека»книга « Любимые потешки малышам» | книга «Любимые потешки малышам» |
4 неделя «В гостях у бабушки в деревне». | Речевое развитие, познавательное, физическое развитие. | ‒ Беседа: «Коза, кошка и корова у бабушки в деревне». ‒п/и «Идёт коза рогатая» - Создание макета «Домашние животные у бабушки в деревне» | - экспонаты мини-музея: ‒в разделе «Почемучки»наглядно-дидактическое пособие «Домашние животные». ‒ в разделе «Почемучки»фигурки кота, козы, козла, козлят, коровы, быка, телят, макет «Домашние животные у бабушки в деревне» | Фигурки кота, козы, козла, козлят, коровы, быка, телят. Макет «Домашние животные у бабушки в деревне» |
План работы на декабрь
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
2 неделя Край родной, навек любимый! Где найдешь еще такой? | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. | ‒Чтение потешки «Тюшки-тютюшки» ‒ Рисование и лепка «Мячики для Маши, Кати и Антошки и других ребят нашей группы» | Экспонаты с мини-музея: в разделе «Изобразие» выставка рисунков и работ по лепке «Мячики для Маши, Кати и Антошки и других ребят нашей группы» | ‒книга «Любимые потешки малышам», ‒гуашь, кисти, бумага, пластилин. |
3 неделя Новый год шагает по планете. | Речевое развитие, познавательное развитие, развитие | ‒ООД по речевому развитию «Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели» ‒ Д/и по развитию речевого дыхания «Вьюга» | Экспонаты с мини-музея: ‒в разделе «Почемучки» вата, ‒ в разделе «Библиотека» иллюстрации к потешке «Как по снегу, по метели трое саночек летели» | вата |
План работы на январь
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
2 неделя Культура быта. | Речевое развитие, познавательное развитие. | ‒ ООД по речевому развитию «Бабушка-хозяюшка» (по потешке «Ладушки») ‒ пальчиковая гимнастика «Ладушки» | Экспонаты с мини-музея: ‒ в разделе «Библиотека» книга « Любимые потешки малышам»; иллюстрации к беседе «Бабушка-хозяюшка» | |
4 неделя Птичий двор. | Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие | ‒Чтение потешки «Наши уточки с утра», «Гуси и волк». ‒Беседы «Домашние птицы и их детёныши» ‒Лепка «Зерно для домашних птиц» ‒Макет «Домашние птицы у бабушки в деревне» | Экспонаты с мини-музея: ‒‒ в разделе «Библиотека» книга « Любимые потешки малышам»; ‒в разделе «Почемучки» наглядно-дидактическое пособие «Домашние птицы», фигурки домашних птиц, ‒в разделе «Изобразие» выставка детских работ по лепке «Зерно для домашних птиц» ‒в разделе «Игротека» Д/и «Чьи детки?» (Кольца Луллия) | Фигурки домашних птиц. Макет «Домашние птицы у бабушки в деревне» |
План работы на февраль
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
I –неделя Транспорт | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. | ‒Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» ‒Рисование «Конфеты для дедушки и его семьи» | Экспонаты мини-музея: ‒в разделе «Библиотека» иллюстрации к потешке «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» ‒в разделе «Изобразие» выставка рисунков «Конфеты для дедушки и его семьи» | |
4 неделя Дикие животные | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | ‒Чтение потешки «Сидит белка на тележке» ‒День игр:
| Экспонаты мини-музея: ‒В разделе «Библиотека» книга « Любимые потешки малышам»; ‒в разделе «Крепыши» маски для п/и «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль» |
План работы на март
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
1 неделя Международный женский праздник. Труд взрослых. | Речевое развитие | Заучивание потешки «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» (её поёт мама) | Экспонаты с мини-музея: ‒в разделе «Библиотека» книга «Баюшки-баю» | книга «Баюшки-баю» |
3 неделя Птицы. | Физическое развитие, речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие | ‒Чтение и заучивание потешки «Ай ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу» ‒Беседа «Ворон» ‒Д/и по развитию речевого дыхания «Ду-ду», «Кар» ‒лепка «Дудочка для ворона» | Экспонаты с мини-музея: ‒ в разделе «Библиотека»Книга «Песенки и потешки» ‒в разделе «Изобразие» выставка работ по лепке «Дудочка для ворона» ‒в разделе «Почемучки» наглядно-дидактическое пособие «Птицы» | Книга «Песенки и потешки» |
План работы на апрель
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
1неделя Предметный рукатворный мир | Речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие | ‒Чтение потешки «Пошёл котик во лесок» ‒Беседа «Колыбелька» ‒СРИ «Уложим куклку Катю спать» | Экспонаты с мини-музея: ‒ в разделе «Библиотека» иллюстрации к потешке «Пошёл котик во лесок»; ‒в разделе «Почемучки» иллюстрации к беседе «Колыбелька» ‒ в разделе «Игротека» кукла, кровать | |
3 неделя Травы | Речевое развитие, познавательное , художественно-эстетическое развитие. | ‒Чтение потешки «Дождик, дождик посильней» ‒Беседа «Зачем травам дождик» ‒ Рисование «Дождик на лужке» | Экспонаты с мини-музея: ‒в разделе «Почемучки»иллюстрации к беседе «Зачем травам дождик»; ‒в разделе «Библиотека» иллюстрации к потешке «Дождик, дождик посильней», ‒в разделе «Изобразие» выставка детских рисунков «Дождик на лужке» |
План работы на май
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
I –неделя Празднуем Победу в ВОВ 1941-1945гг. | Речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие | Развлечение «В гостях у потешки» | ||
3 неделя Скоро лето! Лекарственные травы. | Речевое развитие, познавательное развитие | ‒Чтение потешек о лете! | Экспонаты с мини-музея: В разделе «Библиотека» иллюстрации к потешкам о лете | |
4 неделя | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. | Участие в ежегодной ярмарки музеев ДОУ с мастер-классом для детей и родителей ДОУ «Расскажи потешку руками» | Все экспонаты мини-музея. Пальчиковые театры, иллюстрирующие потешки. | Воспитатели, родители. |
Ожидаемые результаты:
- Дети знают русские народные потешки, песенки.
- Дети знают особенности реальной жизни героев потешек: внешний вид, место обитания, питание, образ жизни.
- Дети знают слова потешек и выполняют действия пальцами рук в соответствии с текстом.
- Дети умеют играть в подвижные игры, СРИ, игры по развитию речевого дыхания, д/и.
- Родители знают методы развития речи детей на материале потешек и развивают её в домашних условиях.
- Родители принимают участие в приобретении художественной литературы, игрушек, изготовлении макетов.
Список использованной литературы:
- Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. М.: педагогический университет «Первое сентября» 2010.
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность.‒ М.: ТЦ Сфера, 2009.‒ 128с.‒ (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- «Любимые потешки малышам».
- Потешки «Баюшки-баю»
- Интернет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие речи, формирование представления о героях потешек . Задачи: Ожидаемые результаты: Познакомить детей с русскими народными потешками , песенками. Познакомить с особенностями реальной жизни героев потешек : внешний вид, место обитания, питание, образ жизни. Разучить с детьми пальчиковую гимнастику с использованием потешек . Развивать умение играть в подвижные и хороводные игры, СРИ, дидактические игры и игры по развитию речевого дыхания. Познакомить родителей с методами развития речи детей на материале потешек . Вовлечь родителей в процесс создания мини-музея, вызвать желание сотрудничать. Дети знают русские народные потешки , песенки. Дети знают особенности реальной жизни героев потешек : внешний вид, место обитания, питание, образ жизни. Дети знают слова потешек и выполняют действия пальцами рук в соответствии с текстом. Дети умеют играть в подвижные игры, СРИ, игры по развитию речевого дыхания, д/и. Родители знают методы развития речи детей на материале потешек и развивают её в домашних условиях. Родители принимают участие в приобретении художественной литературы, игрушек, изготовлении макетов.
Актуальность музея: В группе раннего возраста одна из основных задач, заключается в том, чтобы сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным, ведь в этот период дошколёнок первый раз оказывается в самостоятельной жизни вдали от мамы пусть и всего на несколько часов в день. Ослабить стрессовые моменты помогают пестушки , веселые народные песенки, потешки , игры, с которыми мамы и бабушки соприкасались и в домашних условиях, общаясь со своим малышом. Кроме того, развитие речи, актуальное для не говорящих или мало говорящих детей группы раннего возраста, происходит беспрерывно, благодаря тому, что материал близок не только педагогам, но и родителям. Отмечу, что, знакомя детей с устным народным творчеством, мы через простой и ясный для них язык потешек приобщаем их к общечеловеческим ценностям, так как в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости. Таким образом, это способствует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию детей.
Возрастная категория: группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Место нахождения: гр.№3 «Малинки» Профиль мини-музея: групповой, познавательный, творческий, речевой. Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников группы «Малинка» и их родителей.
Разделы мини-музея: «Почемучки»; «Библиотека»; «Игротека»; « Изобразие »; «Крепыши».
Режимные моменты
Чтение потешек
Пальчиковая и дыхательная гимнастики
Беседы
Создание макета «Домашние животные у бабушки в деревне»
Создание макета «Домашние птицы у бабушки в деревне»
Подвижные игры
Дидактическая игра «Кольца Луллия »
СРИ «Уложим куклу Катю спать»
ООД по речевому развитию
Рисование и лепка «Мячики для ребят нашей группы»
Рисование «Конфеты для дедушки и его семьи»
Рисование «Дождик на лужке»
Лепка «Зерно для домашних птиц»
Лепка «Дудочка для ворона»
Развлечение «В гостях у бабушки Потешницы »
В тандеме с родителями
Принципы работы: принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип наглядности; принцип опоры на интересы ребенка; принцип последовательности; принцип вариативности; принцип многофункциональности; принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Таблица оценки индивидуального развития детей № Ф. И. воспитанника Дети знают русские народные потешки Дети знают особенности реальной жизни героев потешек Дети выполняют пальчиковую и дыхательную гимнастику Дети играют в п/и, СРИ, д/и Родители знают методы развития речи детей на материале потешек Родители участвуют в приобретении художественной литературы, игрушек, изготовлении макетов Итог. Формирование навыков нач. г. конец г. нач. г конец г. нач.г. конец г. нач. г. конец. г нач. г. конец. г. нач. г. конец.г. нач. г. конец. г. 1 Алатова Арина + + - + - + - + - + - + н в 2 Борисова Аня - - - - - - - + - + - + н с 3 Горбачёв Егор - + - + - + - + - + - + н в 4 Евсеев Ильдар - - - - - - - - - + - + н н 5 Заградская Саша - + - + - + - + - + - + н с 6 Корноухова Варя - + - + - + - + - + - + н в 7 Михайлов Мирослав - + - + - + - + - + - + н с 8 Мулл Маша - + - + - + - + - + - + н с 9 Плотников Савелий - - - - - - - - - + - + н н 10 Попова Эмилия - - - - - - - - - + - + н н 11 Раицкая Саша - + - - - + - + - + - + н с 12 Ромасюк Антон - + - + - + - + - + - + н в 13 Семенчук Катя - + - + - + - + - + - + н с 14 Толстов Ярик - - - - - - - - - + - + н н 15 Толстова Ева - + - - - + - + - + - + н с 16 Трущина Варя - - - - - - - + - + - + н с 17 Шаронов Марк - + - - - - - + - + - + н с 18 Шевяков Рома - + - + - + - + - + - + н с 19 Яхонтова Карина - + - + - + - + - + - + н в
Новостная строка сайта ДОУ: Макет «Домашние животные у бабушки в деревне» «В гостях у бабушки Потешницы » https://ds-sibiryachok-nazarovo-r04.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/novosti-i-sobytiya/v-gostyah-u-babushki-poteshnitsy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект воспитателя группы раннего возраста Груничевой Татьяны Викторовны «Потешки в раннем возрасте»
Патешки...

Экологический проект по музейной педагогике для детей 3-4 лет «Капелька-путешественница»
Проект написан с использованием инновационной технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. Раскрывает климатические особенности Красноярского края....

Летний проект в 1 группе раннего возраста "Веселое лето с потешками"
Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.Воспитывать у детей любовь к книге....

Здоровьесберегающий проект по музейной педагогике для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе) «Волшебные точки»
Здоровьесберегающий проект для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе) написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. В ходе его реализации в...

Проект по музейной педагогике для детей 1,5-3 лет (группы раннего возраста) «У бабушки Забавушки».
Проект написан с использованием технологии организации мини-музеев в детском саду Рыжовой Н. в 2021-2022 уч.г. в рамках годовой задачи ДОУ ( ознакомление детей дошкольного возраста с народн...

Конспект итогового занятия для детей 2-3 лет в группе раннего возраста " В гости к нам пришли игрушки"
ссылка на видео: https://youtu.be/wB-COO038xohttps://rutube.ru/video/23de549bbc82bb9a8e658694f8e1f7a5/?r=wdЦель: закрепить знания детей, полученные в течение года.Задачи:Образовательные: зак...

Проект по развитию речи «Расскажите детям о …..» Домашние животные» в группе раннего возраста
Цель: Формирования представления детей о домашних животных и птицах.Задачи: Обучающие: Познакомить детей с характерными особенностями домашних животных, птиц и их детёнышей, чем они питаются, как...