"Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: расширять словарный запас детей по лексической теме «Весна» через участие в словесно-речевых играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе «Звёздочки»
на тему: «Путешествие в весенний лес».
Подготовила и провела: Кузьмина Ж.В.
2024г.
Цель: расширять словарный запас детей по лексической теме «Весна» через участие в словесно-речевых играх.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о последовательности изменений в природе весной.
- Актуализировать знания по теме «Весна».
- Формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Расширять словарный запас детей за счет имен существительных-названий детенышей диких животных (медвежонок, лисенок, бельчонок, зайчонок, волчонок).
- Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному. (Солнышко какое? Ясное, лучистое, светлое и т.д. Что делает ручей? Шумит, журчит, бежит, звенит…)
Развивающие:
- Развивать умение логически излагать свои мысли.
- Расширять словарный запас детей за счет имен существительных-названий детенышей диких животных (медвежонок, лисенок, бельчонок, зайчонок, волчонок).
- Развивать внимание, диалогическую речь, память, выразительность речи, воображение, фонематический слух, общую и мелкую моторику.
- Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми; оказывать помощь в сложившейся ситуации.
- Воспитывать бережное отношение детей к природе.
Оборудование: презентация, звукозапись «Капель», «Голоса птиц», «шум реки», «звуки транспорта», «голосовое письмо» от дедушки Ау; кукла Би-ба-бо Сорока; картинки с изображением диких животных и их детенышей; воздушные шары на каждого ребенка, гелевые шары; компьютер, проектор.
Используемые технологии: здоровье сберегающая, игровая, ИКТ.
Методические приемы
- Словесные: загадка, беседа, вопросы.
- Наглядные: кукла Би-ба-бо Сорока, презентация (слайды с изображением времени года – весна, признаки весны).
- Игровые: путешествие в лес, сюрпризный момент (встреча с Сорокой).
- Практические: дидактические и речевые игры.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций на тему «Весна», пейзажей. Чтение рассказов и стихотворений, отгадывание загадок по теме; беседы о весне. Игровая деятельность (дидактические игры: «Когда это бывает», «Чья мама», «Что бывает весной?»; словесная игра «Что лишнее?»).
Ход занятия:
Установление эмоционального контакта
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а мы с вами знаем:
«Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет интересное занятие, а вот о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно:
***
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто, это время года знает? (Весна) Слайд №3
Воспитатель: Верно, к нам пришла весна. Какие слова вам помогли отгадать загадку? А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая).
Пальчиковая гимнастика «Цвет весны»
На дворе стоит весна! (хлопаем в ладоши в такт)
После зимней лютой стужи (ёжимся – холодно – гладим себя от локтя к плечу)
Просыпается от сна (ручки под щёчку)
Вся природа.
Даже лужи (грозим пальчиком)
Не покроет лед за ночь, (головой показываем – «нет-нет»)
Гонит солнце зиму прочь! (показываем «солнышки» – руки вверх пальчики широко расставлены)
Набухают соком почки, (ладони и запястья рук вместе, медленно округляя пальчики – показываем, как набухают почки)
И зелёные листочки (запястья рук вместе, пальцы в стороны, двигаем пальчиками)
В струях ветра
Заиграют!
А пока … (руки на уровне груди – показываем солнышки - цветочки)
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все, закончились морозы! (хлопаем в ладоши)
Распускаются мимозы! (поднимаем руки вверх и в стороны, смотрим на «веточки мимозы»)
Раздается стук в дверь, заходит почтальон и передаёт конверт.
Почтальон: Здравствуйте, ребята из группы «Звёздочки»? Вам письмо. До свидания, ребята.
Воспитатель открывает конверт и достает диск с аудиозаписью.
Воспитатель: Ребята, это письмо от дедушки Ау, хозяина леса. Давайте послушаем его:
«Дорогие ребята! Весной солнце светит все ярче и ярче, снег тает, и прорастают первые цветы! Но в нашем лесу случилась беда: солнышко «уснуло» и «не просыпается». Птицы никак не могут прилететь. Цветы не могут распуститься. Весна не может прийти в наш лес! Ребята, помогите «разбудить» солнышко и Весна «придёт» в наш лес. Дедушка Ау»
Воспитатель: Ребята, медлить нельзя, надо помочь «разбудить» солнышко. Прежде, чем отправится в лес: «Что мы должны сделать?» (Одеться)
***
Один, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять,
Если хочешь прогуляться.
Нужно быстро одеваться.
Дверцу шкафа открывай
По порядку одевай:
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки.
Надеваем куртки –
Готовы для прогулки!
Воспитатель: Ребята на чём мы отправимся в лес? (Предложения детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушных шарах. Согласны?
(Дети проходят и садятся на ковер.)
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь лететь быстрее?
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Дружно носиком вдохнули!
И на шарики подули!
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш Слайд №4
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глазки и пофантазируем.
Фонотека «Звуки транспорта» (детям предлагается определить вид транспорта по звуку: поезд, пароход, самолет, мотоцикл).
Воспитатель: Ну, вот мы и прибыли в сказочный лес. Слайд №5
***
Здравствуй лес, волшебный лес.
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои! Слайд №6
Воспитатель: Ой, ребята, сколько, много снега в лесу. Посмотрите на солнышко, какое оно? (Солнышко грустное, не веселое, печальное).
Воспитатель: Давайте попробуем его разбудить.
Закличка «Солнышко» (дети проговаривают текст вместе с педагогом)
Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)
Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)
Платье алое надень, (хлопки по коленям)
Подари нам ясный день! (хлопки над головой) Слайд №7
А. Прокофьев
Воспитатель: Ребята, у нас получилось, мы разбудили солнышко!
(голос Сороки)
Воспитатель: Кто это трещит?
Воспитатель: Да это же Сорока, Сорока - белобока! Здравствуй, Сорока!
Сорока: Здравствуйте-здравствуйте, расшумелись-то. Кто вы такие? Откуда пришли в наш лес?
Воспитатель: Мы из детского сада, ребята группы «Звёздочки».
Сорока: А зачем пожаловали?
Воспитатель: Мы получили письмо от дедушки Ау с просьбой о помощи.
Сорока: Ну что помогли?
Воспитатель: Да, Солнышко проснулось, а сейчас мы хотим полюбоваться красотой весеннего леса.
Сорока: Давно не была я в лесу, с вами полечу.
Имитационное упражнение «По лесу мы шагаем»
По лесу мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки по прямой дорожке.
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали,
В лес весенний прибежали. Слайд №8
Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в весеннем лесу! Весна – волшебное время года, оживает вся природа, а сколько разных звуков можно услышать в лесу!
Сорока: Что оживает? Ничего не изменилось: и деревья и солнце, и небо. Все на месте.
Воспитатель: Нет, Сорока, ты не права. Ребята, давайте расскажем Сороке об изменениях в природе с наступлением весны.
Словесная игра «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной …серый.
Зимой дни холодные, а весной …теплые.
Зимой солнце тусклое, а весной …яркое.
Зимой небо серое, а весной …голубое.
Зимой ветер холодный, а весной …теплый.
Зимой солнце низкое, а весной …высокое.
Зимой дни короткие, а весной…длинные.
Зимой похолодало, а весной …потеплело.
Сорока: Ой, и все-то они знают!
Фонотека «Весенняя капель»
Воспитатель: Что это за звук? Чья это песенка? (Песенка весенней капели)
Воспитатель: Что такое капель? (Капельки тающего снега с крыш или деревьев.)
Сорока: Какая капель? Это же обычный дождь! Слайд №9
Воспитатель: Это звук капели, если мы посмотрим на ветки деревьев, увидим капель.
Воспитатель: Капельки капают и становятся звонким ручейком (слайд № 10), побежал ручеёк и запел свою песенку.
Фонотека «Звук журчания весеннего ручья»
Воспитатель: Что делает ручей? (Ручей – бежит, течет, журчит, звенит.)
Фонотека «Пение птиц»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а это чья песенка? (Песенка птиц) Слайд №11
Воспитатель: О чём птицы поют? (Радуются приходу весны, теплу, яркому солнышку…
Воспитатель: Ребята, чем птицы занимаются, когда возвращаются из дальних стран? (Подготавливают гнезда для будущих птенцов.)
Сорока: Ой, распелись! Как хорошо было зимой: тишина, покой, только волки воют.
Воспитатель: А мы с ребятами знаем песенку капели и птиц, и можем рассказать.
Сорока: Что тут не знать, даже я знаю: кап-кап-кап, чик-чирик!
Речевая игра «Дзинь-ля-ля»
«Дзинь-дзинь-дзинь»,-
Поют капели.
«Ля-ля-ля»,-
Поет скворец.
Дзинь-ля-ля!
На самом деле
Наступил зиме конец!
Сорока: Дзинь-ля-ля! Красивая песенка.
Воспитатель: Продолжим нашу прогулку по лесу, здесь много еще интересного.
Слайд №12
***
Ноги выше поднимаем
На кочки не наступаем.
И снова по дорожке
Шагают наши ножки. Слайд №13
Воспитатель: Ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Воспитатель: А вы хотели бы стать весенними цветами-подснежниками? Закройте глазки, сейчас свершится чудесное превращение.
Влево-вправо повернись
И в подснежник превратись!
(Дети садятся на корточки и закрывают глаза)
Физкультминутка «Подснежники»
Вот подснежники проснулись.
Улыбнулись, потянулись.
Раз - росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели
И на солнце поглядели.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими подснежниками!
А сейчас, влево – вправо повернись
И в ребяток превратись!
Воспитатель: Какие красивые эти цветы! Многие люди хотят, чтобы такая красота была у них дома, и рвут подснежники. Скажите, а можно рвать подснежники? Почему?
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Слайд №14
На пути встречается снежный холмик.
Сорока: Ну, раз вы все знаете, скажите: « А это что за чудо?» (Предположение детей)
Сорока: Ой, рассмешили: берлога. Да какая берлога? Куча снега!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в берлоге медведь. Весна пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте разбудим его.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла к нам весна пришла. (Хлопают в ладоши)
Ло-ло-ло в лесу тепло. (Сжимают и разжимают пальцы)
Пель-пель-пель – капает капель. (Ударяют указательным пальцем по ладони)
Ля-ля-ля расцветай, земля! (Делают «фонарики»)
Леть-леть-леть просыпайся, медведь! (Топают ногами)
Воспитатель: Не просыпается медведь. Ребята, давайте громко поговорим чистоговорку. Слайд №15
Воспитатель: Ой, медведь зашевелился! Слайд №16 Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Малыш у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежатами. Где здесь мама, а где её детёныш? (Ответы детей: медведица-большая, медвежонок-маленький.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Не только у медведицы появился медвежонок, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Ой, ребята, случилась беда, малыши лесных животных обрадовались весне: разбежались, кто, куда и мамы не могут их найти. Давайте мамам поможем найти своих детей. Слайд №17
Сорока: Подумаешь, погуляют и придут домой.
Воспитатель: Ребята, скажите: «Можно детям далеко уходить от дома?»
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Дети называют животных и их детенышей:
У лисицы - лисенок - лисята.
У зайчихи - зайчонок - зайчата.
У волчицы - волчонок - волчата.
У белки - бельчонок - бельчата.
У ежихи - ежонок - ежата.
Воспитатель: Ребята, нашим животным пора домой. Давайте поможем им найти дорогу домой, у каждого животного есть в лесу свой дом.
Сорока: У зверей один дом – это лес.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Сороке кто, где живет.
Дидактическая игра «Кто, где живет»
Лиса живёт в …норе.
Медведь живет в …берлоге.
Белка живет в …дупле.
Волк живёт в …логове.
Заяц живёт под …кустиком.
Воспитатель: Ребята, животные говорят вам большое спасибо. Я думаю, что они еще придут к нам в гости.
Воспитатель: Молодцы, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте так тихо уйдем из леса, чтобы не потревожить животных.
Сорока: Ребята, вы мне так понравились, с вами так интересно, возьмите меня с собой.
Воспитатель: Ребята, вы согласны взять с собой Сороку? (Ответы детей)
Дети проходят и садятся на ковер, произносят «волшебные» слова:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Очутись в саду опять!». Слайд №18
Рефлексия
- Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
- Ребята, где мы с вами были?
- Кто пригласил нас в лес?
- Что случилось в лесу?
- На чем мы добрались до леса?
- Звуки, какого транспорта мы слышали по пути в весенний лес?
- Кого мы встретили в лесу?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, возьмите, частичку нашего путешествия на память. (Воспитатель раздаёт всем детям по воздушному шарику).
Воспитатель: Уважаемая, Сорока, прими и от нас в подарок шарик.
Сорока: Спасибо, ребята! Вы мне очень понравились, у вас так хорошо, что не хочется улетать. Но мне пора возвращаться, до свидания друзья!
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-436962-1397486766.jpg)
"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.
Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774826-1459255689.jpg)
Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"
Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-302205-1380035365.jpg)
«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп
«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-728069-1614189256.jpg)
Сценарий весеннего развлечения в первой младшей группе совместно с родителями "Путешествие в весенний лес"
1.Цель мероприятия.2.Задачи.Материалы.4.Ход развлечения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/07/picture-237209-1546853220.jpg)
Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»
Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята отправились на веселом паровозике в весенний лес!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-89975-1610396436.jpg)
Сценарий весеннего развлечения для детей второй младшей группы с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "Путешествие в весенний лес"
Данный материал поможет в работе музыкальным руководителям доу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974234-1510847472.jpg)
Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"
Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...