"Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузьмина Жанна Васильевна

Цель: расширять словарный запас детей по лексической теме «Весна» через участие в словесно-речевых играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_vesenniy_les.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе «Звёздочки»  

на тему: «Путешествие в весенний лес».

Подготовила и провела: Кузьмина Ж.В.

2024г.

Цель: расширять словарный запас детей по лексической теме «Весна» через участие в словесно-речевых играх.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о последовательности изменений в природе весной.

- Актуализировать знания по теме «Весна».

- Формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Расширять словарный запас детей за счет имен существительных-названий детенышей диких животных (медвежонок, лисенок, бельчонок, зайчонок, волчонок).

- Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному. (Солнышко какое? Ясное, лучистое, светлое и т.д. Что делает ручей? Шумит, журчит, бежит, звенит…)

Развивающие:

- Развивать умение логически излагать свои мысли.

- Расширять словарный запас детей за счет имен существительных-названий детенышей диких животных (медвежонок, лисенок, бельчонок, зайчонок, волчонок).

- Развивать внимание, диалогическую речь, память, выразительность речи, воображение, фонематический слух, общую и мелкую моторику.

- Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми; оказывать помощь в сложившейся ситуации.

- Воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: презентация, звукозапись «Капель», «Голоса птиц»,  «шум реки», «звуки транспорта», «голосовое письмо» от дедушки Ау; кукла Би-ба-бо Сорока; картинки с изображением диких животных и их детенышей; воздушные шары на каждого ребенка, гелевые шары; компьютер, проектор.

Используемые технологии: здоровье сберегающая, игровая, ИКТ.

Методические приемы

- Словесные: загадка, беседа, вопросы.

- Наглядные: кукла Би-ба-бо Сорока, презентация (слайды с изображением времени года – весна, признаки весны).

- Игровые: путешествие в лес, сюрпризный момент (встреча с Сорокой).

- Практические: дидактические и речевые игры.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций на тему «Весна», пейзажей. Чтение рассказов и стихотворений, отгадывание загадок по теме; беседы о весне. Игровая деятельность (дидактические игры: «Когда это бывает», «Чья мама», «Что бывает весной?»; словесная игра «Что лишнее?»).

 

Ход занятия:

 Установление эмоционального контакта

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а мы с вами знаем:

«Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться – «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет интересное занятие, а вот о чем мы с вами  будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно:

               ***

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто, это время года знает? (Весна) Слайд №3

Воспитатель: Верно, к нам пришла весна. Какие слова вам помогли отгадать загадку? А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая).

Пальчиковая гимнастика «Цвет весны»

На дворе стоит весна! (хлопаем в ладоши в такт)

После зимней лютой стужи (ёжимся – холодно – гладим себя от локтя к плечу)

Просыпается от сна (ручки под щёчку)

Вся природа.

Даже лужи (грозим пальчиком)

Не покроет лед за ночь, (головой показываем – «нет-нет»)

Гонит солнце зиму прочь! (показываем «солнышки» – руки вверх пальчики широко                       расставлены)

Набухают соком почки, (ладони и запястья рук вместе, медленно округляя пальчики – показываем, как набухают почки)

И зелёные листочки (запястья рук вместе, пальцы в стороны, двигаем пальчиками)

В струях ветра

Заиграют!

А пока … (руки на уровне груди – показываем солнышки - цветочки)

Цвета солнца у реки

Появились огоньки!

Все, закончились морозы! (хлопаем в ладоши)

Распускаются мимозы! (поднимаем руки вверх и в стороны, смотрим на «веточки мимозы»)

Раздается стук в дверь, заходит почтальон и передаёт конверт.

Почтальон: Здравствуйте, ребята из группы «Звёздочки»? Вам письмо. До свидания, ребята.

Воспитатель открывает конверт и достает диск с аудиозаписью.

Воспитатель: Ребята, это письмо от дедушки Ау, хозяина леса. Давайте послушаем его:

«Дорогие ребята! Весной солнце светит все ярче и ярче, снег тает, и прорастают первые цветы! Но в нашем лесу случилась беда: солнышко «уснуло» и «не просыпается». Птицы никак не могут прилететь. Цветы не могут распуститься. Весна не может прийти в наш лес! Ребята, помогите «разбудить» солнышко и Весна «придёт» в наш лес. Дедушка Ау»

Воспитатель: Ребята, медлить нельзя, надо помочь «разбудить» солнышко. Прежде, чем отправится в лес: «Что мы должны сделать?» (Одеться)

                       ***

Один, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять,

Если хочешь прогуляться.

Нужно быстро одеваться.

Дверцу шкафа открывай

По порядку одевай:

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки.

Надеваем куртки –

Готовы для прогулки!

Воспитатель: Ребята на чём мы отправимся в лес? (Предложения детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушных шарах. Согласны?

(Дети проходят и садятся на ковер.)

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь лететь быстрее?

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Дружно носиком вдохнули!

И на шарики подули!

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш Слайд №4

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глазки и пофантазируем.

Фонотека «Звуки транспорта» (детям предлагается определить вид транспорта по звуку: поезд, пароход, самолет, мотоцикл).

Воспитатель: Ну, вот мы и прибыли в сказочный лес. Слайд №5

                      ***

Здравствуй лес, волшебный лес.

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь – мы свои! Слайд №6

Воспитатель: Ой, ребята, сколько, много снега в лесу. Посмотрите на солнышко, какое оно? (Солнышко грустное, не веселое, печальное).

Воспитатель: Давайте попробуем его разбудить.

Закличка «Солнышко» (дети проговаривают текст вместе с педагогом)

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)

Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)

Платье алое надень, (хлопки по коленям)

Подари нам ясный день! (хлопки над головой) Слайд №7

                                  А. Прокофьев

Воспитатель: Ребята, у нас получилось,  мы разбудили солнышко!

 (голос Сороки)

Воспитатель: Кто это трещит?

Воспитатель: Да это же Сорока, Сорока - белобока! Здравствуй, Сорока!

Сорока: Здравствуйте-здравствуйте, расшумелись-то. Кто вы такие?  Откуда  пришли в наш лес?

Воспитатель: Мы из детского сада, ребята группы  «Звёздочки».

Сорока: А зачем пожаловали?

Воспитатель:  Мы получили письмо от дедушки Ау с просьбой о помощи.

Сорока: Ну что помогли?

Воспитатель: Да, Солнышко проснулось, а сейчас  мы хотим полюбоваться красотой весеннего леса.

Сорока: Давно не была я в лесу, с вами полечу.

Имитационное упражнение «По лесу мы шагаем»

  По лесу мы шагаем,

  Ноги выше поднимаем.

  Топают ножки по прямой дорожке.

  По узенькой дорожке

  Пойдут тихонько ножки.

  Друг за дружкой побежали,

  В лес весенний прибежали. Слайд №8

Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в весеннем лесу! Весна – волшебное время года, оживает вся природа, а сколько разных звуков можно услышать в лесу!

Сорока: Что оживает? Ничего не изменилось: и деревья и солнце, и небо. Все на месте.

Воспитатель: Нет, Сорока, ты не права. Ребята, давайте расскажем Сороке об изменениях в природе с наступлением весны.

Словесная игра «Скажи наоборот»

Зимой снег белый, а весной …серый.

Зимой дни холодные, а весной …теплые.

Зимой солнце тусклое, а весной …яркое.

Зимой небо серое, а весной …голубое.

Зимой ветер холодный, а весной …теплый.

Зимой солнце низкое, а весной …высокое.

Зимой дни короткие, а весной…длинные.

Зимой похолодало, а весной …потеплело.

Сорока: Ой, и все-то они знают!

Фонотека «Весенняя капель»

Воспитатель: Что это за звук? Чья это песенка? (Песенка весенней капели)

Воспитатель: Что такое капель? (Капельки тающего снега с крыш или деревьев.)

Сорока: Какая капель? Это же обычный дождь! Слайд №9

Воспитатель: Это звук капели, если мы посмотрим на ветки деревьев, увидим капель.

Воспитатель: Капельки капают и становятся звонким ручейком (слайд № 10), побежал ручеёк и запел свою песенку.

Фонотека «Звук журчания весеннего ручья»

Воспитатель: Что делает ручей? (Ручей – бежит, течет, журчит, звенит.)

Фонотека «Пение птиц»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а это чья песенка? (Песенка птиц) Слайд №11

Воспитатель: О чём птицы поют? (Радуются приходу весны, теплу, яркому солнышку…

Воспитатель: Ребята, чем птицы занимаются, когда возвращаются из дальних стран? (Подготавливают гнезда для будущих птенцов.)

Сорока: Ой, распелись! Как хорошо было зимой: тишина, покой, только волки воют.

Воспитатель: А мы с ребятами знаем песенку капели и птиц, и можем рассказать.

Сорока: Что тут не знать, даже я знаю: кап-кап-кап,  чик-чирик!

Речевая игра «Дзинь-ля-ля»

«Дзинь-дзинь-дзинь»,-

Поют капели.

«Ля-ля-ля»,-

Поет скворец.

Дзинь-ля-ля!

На самом деле

Наступил зиме конец!

Сорока: Дзинь-ля-ля! Красивая песенка.

Воспитатель: Продолжим нашу прогулку по лесу, здесь много еще интересного.

Слайд №12

                ***

Ноги выше поднимаем

На кочки не наступаем.

И снова по дорожке

Шагают наши ножки. Слайд №13

Воспитатель: Ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Воспитатель: А вы хотели бы стать весенними цветами-подснежниками? Закройте глазки,  сейчас свершится чудесное превращение.

Влево-вправо повернись

И в подснежник превратись!

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза)

Физкультминутка «Подснежники»

Вот подснежники проснулись.

Улыбнулись, потянулись.

Раз - росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели

И на солнце поглядели.

Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими подснежниками!

А сейчас, влево – вправо повернись

И в ребяток превратись!

Воспитатель: Какие красивые эти цветы! Многие люди хотят, чтобы такая красота была у них дома, и рвут подснежники. Скажите, а можно рвать подснежники? Почему?

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Слайд №14

На пути встречается снежный холмик.

Сорока: Ну, раз вы все знаете, скажите: « А это что за чудо?» (Предположение детей)

Сорока: Ой, рассмешили: берлога. Да какая берлога? Куча снега!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, в берлоге медведь. Весна пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте разбудим его.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла к нам весна пришла.           (Хлопают в ладоши)

Ло-ло-ло в лесу тепло.                       (Сжимают и разжимают пальцы)

Пель-пель-пель – капает капель.        (Ударяют указательным пальцем по ладони)

Ля-ля-ля расцветай, земля!                 (Делают «фонарики»)

Леть-леть-леть просыпайся, медведь! (Топают ногами)

Воспитатель: Не просыпается медведь. Ребята, давайте громко поговорим чистоговорку. Слайд №15

Воспитатель: Ой, медведь зашевелился!  Слайд №16 Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Малыш у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежатами. Где здесь мама, а где её детёныш? (Ответы детей: медведица-большая, медвежонок-маленький.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Не только у медведицы появился медвежонок, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Ой, ребята, случилась беда, малыши лесных животных обрадовались весне: разбежались, кто, куда и мамы не могут их найти. Давайте мамам поможем найти своих детей. Слайд №17

Сорока: Подумаешь, погуляют и придут домой.

Воспитатель: Ребята, скажите: «Можно детям далеко уходить от дома?»

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Дети называют животных и их детенышей:

У лисицы - лисенок - лисята.

У зайчихи - зайчонок - зайчата.

У волчицы - волчонок - волчата.

У белки - бельчонок - бельчата.

У ежихи - ежонок - ежата.

Воспитатель: Ребята, нашим животным пора домой. Давайте поможем им найти дорогу домой, у каждого животного есть в лесу свой дом.

Сорока: У зверей один дом – это лес.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Сороке кто, где живет.

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Лиса живёт в …норе.

Медведь живет в …берлоге.

Белка живет в …дупле.

Волк живёт в …логове.

Заяц живёт под …кустиком.

Воспитатель: Ребята, животные говорят вам большое спасибо. Я думаю, что они еще придут к нам в гости.

Воспитатель: Молодцы, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте так  тихо уйдем из леса, чтобы не потревожить животных.

Сорока: Ребята, вы мне так понравились, с вами так интересно, возьмите меня с собой.

Воспитатель: Ребята, вы согласны взять с собой Сороку? (Ответы детей)

Дети проходят и садятся на ковер, произносят «волшебные» слова:

«Раз, два, три, четыре, пять,

  Очутись в саду опять!». Слайд №18

Рефлексия

- Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

- Ребята, где мы с вами были?

- Кто пригласил нас в лес?

- Что случилось  в лесу?

- На чем мы добрались до леса?

- Звуки, какого транспорта мы слышали по пути в весенний лес?

- Кого мы встретили в лесу?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, возьмите, частичку нашего путешествия на память. (Воспитатель раздаёт всем детям по воздушному шарику).

Воспитатель: Уважаемая, Сорока, прими и от нас в подарок  шарик.

Сорока: Спасибо, ребята! Вы мне очень понравились, у вас так хорошо, что не хочется улетать. Но мне пора возвращаться, до свидания друзья!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...