Конспект по развитию речи "Петух да собака"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Пересказ сказки «Петух да собака»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.
Задачи: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
Предварительная работа: беседа «Петух да собака»; игра «Высокий-низкий»; сказка «Петух да собака».
Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрация к сказке «Петух да собака».
Планируемые результаты: научились пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Беседа | «Петух да собака» | 10 мин |
2 | Игра | «Высокий-низкий» | 5 мин |
3 | Сказка | «Петух да собака» | 7 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
II. Основная часть
1.Беседа «Петух да собака»
Воспитатель (загадывает загадку)
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
(Собака.)
Задает вопросы.
Вопросы
1.Почему вы думаете, что это собака?
2.Какие бывают собаки?
3.Какие бывают собаки по характеру?
4.Кто такой щенок?
5.Что умеют делать собаки? А как сказать по-другому?
- А теперь послушайте другую загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса.)
Вопрос
1.Почему вы думаете, что это лиса?
2.Теперь подберите интересные слова о лисе, какая она?
3.Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит?
4.Что она делает?
5.А когда лиса, увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает?
6.Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая?
7.Про кого можно сказать: рыжий, пушистый?
8.Вспомните, о каких предметах можно сказать: большое, пушистое?
2.Игра «Высокий — низкий»
На рисунке изображены: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде.
С другой стороны нарисованы: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде. Мелкая тарелка.
Воспитатель - Посмотрите на рисунки. Назовите слова, противоположные по смыслу. Скажите, чем отличаются похожие лица и предметы?
Высокая — низкая (елка — елочка).
Длинный — короткий (карандаш).
Широкая — узкая (лента).
Грустное — веселое (лицо девочки).
Глубокая — мелкая (тарелка).
Чистый — грязный (мальчик).
Проводится физкультминутка.
3.Сказка «Петух да собака»
Воспитатель читает сказку «Петух да собака»
Задает вопросы.
Вопросы
1.О чем говорится в этой сказке?
2.Где остановились на ночлег петух и собака?
3.Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? Как она с ним разговаривала?
4.Что петух ответил лисе?
5.Чем закончилась сказка?
Воспитатель повторно читает сказку. Предлагает детям пересказать ее. Можно организовать пересказ по ролям.
Заслушиваются два пересказа. Дети выполняют задание группами, предварительно договорившись, кто будет пересказывать, и распределив роли. При необходимости воспитатель сам распределяет роли.
- Когда вы будете рассказывать сказку, то голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом.
Оценивая пересказы, воспитатель обращает внимание детей на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.
Появляется собака. Воспитатель здоровается с детьми от ее лица.
- Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, и собака ответит.
Дети обращаются к собаке с вопросами.
Собака - У меня один нос, у меня один хвост.
Если ребенок употребил неправильную форму, собака молчит. Воспитатель поощряет его к новой попытке («Как надо сказать правильно, по-другому?»). Затем собака прощается с детьми.
Воспитатель - Я буду начинать фразу, а вы заканчивать, чтобы получилось складно: «Ты, лисичка, где была?»
Дети - На лугу цветы рвала.
Воспитатель - Ты, лисичка, где гуляла?
Дети - Я цветочки собирала.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали.
- О чём мы с вами говорили?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, играли. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательного развития на тему: «Собака – друг человека»
Из цикла «Домашние животные»...
Конспект занятия по речевому развитию пересказ сказки "Собака да петух"
Конспект ООД по речевому развитию Пересказ сказки "Собака да петух"...
Конспект по художественно-эстетическому развитию "Домик для собаки".
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во 2 младшей группе "Домик для собаки"....

Конспект НОД развитие речи по картине "Собака со щенятами"
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине "Собака со щенятами"...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки""
Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя....

Конспект НОД «Развитие речи в детском саду» средняя группа Тема: «Рассказывание по картине» Собака со щенятами. Чтение стихов о поздней осени
Конспект НОД «Развитие речи в детском саду» средняя группа Тема: «Рассказывание по картине» Собака со щенятами. Чтение стихов о поздней осени...

Конспект НОД «Развитие речи в детском саду» Тема: «Рассказывание по картине» Собака со щенятами.
Цель: учить детей описывать картинку в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.Задачи:-учить детей составлять рассказ по картине в определенной последовательности....