Формирование словаря у дошкольников с ТНР
консультация по развитию речи (старшая группа)

Кадыкова Оксана Викторовна

Коррекция нарушений лексической стороны речи, остается актуальной задачей не только для логопедов, но и для всех педагогов ДОУ. Если формирование лексического строя речи у ребенка нарушено, то общение ребенка значительно затрудняется, как со сверстниками, так и со взрослыми. Сегодня предлагаю разобраться, как же нам помочь детям данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _formirovaniya_slovarya_u_doshkolnikov_s_tnr.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирования словаря у дошкольников с ТНР

Кадыкова Оксана Викторовна учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объемах пассивного и активного словарей. По мнению многих авторов дошкольники понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. 

Если формирование лексического строя речи нарушено, то общение ребенка  значительно затрудняется, снижается познавательная активность ребенка, возникают трудности развития устной речи, и как следствие – письменной, что ведет к затруднениям при усвоении школьной программы.

Нарушения лексики у дошкольников с ОНР характеризуются малым объемом словаря, неточностью употребления и понимания слов, имеет место недоразвитие семантической структуры значения слов, синтагматических и парадигматических связей, низкий уровень организации лексико- семантических полей, несовершенство процесса поиска слова.

Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица.. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщающего значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и при знак предмета. слова употребляются не точно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

Коррекция нарушений лексики остается актуальной задачей современной логопедии.

Н.В. Серебрякова выделяет три этапа формирования семантических полей у дошкольников. Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля; на втором этапе ребенок  уже усваивает смысловые связи слов, но связи имеют ситуативный, образный характер. На третьем этапе, на основе процессов группировки, классификации и противопоставления, происходит формирование понятий. Позднее ребенок осваивает коннотативные и контекстуальные компоненты значения слова.

Зная эти этапы, работа по коррекции нарушений лексического строя речи должна учитывать закономерность развития лексики в онтогенезе, а именно последовательность появления в лексиконе ребенка слов различных частей речи, последовательность формирования компонентов структуры значения слова, этапы формирования семантических полей.

Система работы по формированию лексики у дошкольников с ТНР.

На начальном этапе необходимо использовать такие приемы формирования словаря, которые позволяют воссоздать в развернутом виде внутреннюю его структуру с помощью вынесения вовне отдельных операций, которые подготавливают поиск слова (группировка слов, построение семантических полей, определение семантических признаков слов).

Направлениями для коррекции нарушений лексического словаря будут:

  1. Расширение объема словаря, уточнение значения слова;
  2. Формирование структурных компонентов слова;
  3. Развитие лексической системности и семантических полей.
  1. Расширение объема словаря необходимо проводить посредством обогащения пассивного словаря, перевода слов пассивного словаря в активную речь, а также закрепления активного словаря в процессе речевого общения. Работа по расширению словаря должна учитывать комплексно- тематическое планирование дошкольного образовательного учреждения, частотность словаря дошкольников, а также особенности словаря детей с ОНР.

Формирование        словаря        необходимо        проводить        в        следующей последовательности (Н.В. Серебрякова, 2015):

  1. Существительные:
  • наиболее частотные конкретные существительные;
  • менее частотные конкретные существительные;
  • обобщающие понятия с частотными существительными;
  • обобщающие понятия менее частотных существительных.
  1. Глаголы:
  • глаголы движения;
  • звукоподражательные глаголы («Кто/что какие звуки издает?»);
  • глаголы, называющие действия людей по роду занятий/профессии («Кто что делает?»).
  1. Прилагательные:
  • наиболее частотные качественные прилагательные (обозначающие цвет, величину, форму, вкус, вес, параметрические прилагательные);
  • частотные относительные прилагательные;
  • менее частотные прилагательные по тем же направлениям.

Развитие        словаря,        особенно        словаря        прилагательных        и        глаголов, необходимо осуществлять в тесной связи с развитием словообразования.

2. Формирование структурных компонентов слова включает в себя:

- умение выделить конкретные признаки предмета;активизация слов обобщенного значения, расширение понимания родовидовых отношений, развитие умений выделять существенные признаки предмета, развитие умения объяснять значения слова;

  • работа по уточнению контекстуального значения сначала наиболее продуктивных конкретных значений слов, затем менее продуктивных и переносных значений слов.
  1. Развитие лексической системности и семантических полей подразумевает, что лексику необходимо развивать как систему, необходимо формировать и закреплять парадигматические связи слова, объединять слова в семантические группы. Частным случаем парадигматических связей являются антонимические, синонимические и родовидовые отношения, развитие которых связано с такими логическими операциями как классификация, сериация, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В процессе развития синтагматических связей слова учитывается уровень развития грамматического строя речи дошкольников с ОНР, а также онтогенез речи.

Методы и приемы логопедической работы на разных этапах Расширение словаря:

  1. Наглядные: демонстрация предметов, иллюстраций, показ способов действий, выбор картинки, соответствующей называемому слову.
  2. Словесные: пояснения, объяснения, беседа в вопросно-ответной форме, выбор слова, соответствующего показываемой картинке.
  3. Игровые: «Сюрпризный момент», игры «Что исчезло?», «Что появилось?», загадывание загадок.

Формирование структурных компонентов слова

  1. Наглядные: выбор картинки, соответствующей называемому слову, из серии картинок со значительно отличающимися и сходными изображениями, называние зрительно сходных объектов, их сравнение с опорой на наглядность,
  2. Словесные: уточнение признаков конкретного предмета; уточнение представлений о цвете, форме, величине на материале объектов, для которых цвет, форма, величина – значимый признак; объяснение этимологии слова, если она связана с внешним признаком называемого объекта (напр., желток, голубика, светлячок)
  3. Игровые: «Назови три…» (белых предмета, круглых предмета; три предмета, которые можно увидеть в космосе и т.п.); «Каким может быть?» (собака, бегемот, дерево, цветок и т.п.); отгадывание загадок, в которых перечисляются признаки объекта; придумывание детьми собственных загадок, путем перечисления признаков предмета; разнообразные лото на лексические темы.
  4. Практические: дорисовывание недостающих элементов предмета; собирание предметов из составных элементов.

Формирование сигнификативного компонента

  1. Наглядные: раскладывание предметных картинок, предметов по категориям.
  2. Словесные: объяснение этимологии слов, если есть связь с логическим определением (покраснел – стал красным), объяснение переноса наименования в многозначных словах (убежало молоко), объяснение детьми значения слов-существительных, прилагательных, глаголов, с припоминанием случаев из собственного опыта.
  3. Игровые: «Назови три …» (предмета мебели, три фрукта, предмета посуды и т.п.); «Я знаю три/пять…» (имен девочек/мальчиков, диких животных, видов спорта и т.п.), «Кто живет…» (в клетке, норе, в лесу, в пруду, в дупле и т.п.), подобрать обобщающее слово для группы предметов (на слух); «Четвертый лишний» (выбрать лишнее изображение и объяснить почему); «Пара к паре» (добавить слово по образцу: конкретное значение – обобщающее и наоборот, и объяснить свой выбор); отгадывание загадок с перечислением дифференциальных признаков предмета; отгадывание загадок

по картинкам с использованием эпитетов с выбором одной из нескольких предложенных (маленькая, серенькая, с длинным хвостиком – мышка).

Развитие лексической системности и семантических полей

Развитие антонимии

Наглядные: Подбор картинок к словам, обозначающим противоположные действия или явления

Словесные: Сравнение противоположных явлений и подбор к ним слов – антонимов; договаривание стихотворений, содержащих слова антонимы; поиск антонимов в пословицах и поговорках, напр., «Старый друг лучше новых двух», «Делу время, потехе – час».

Игровые: игра с мячом «Скажи наоборот», «Предметы – противники» Развитие синонимии

Наглядные: подбор подходящего синонима из предложенных к картинке.

Словесные: объяснение, что такое синонимы; подбор синонимов из словесного ряда существительных, прилагательных, глаголов, напр., холод – тепло – мороз, храбрый – отважный – трусливый, грустит – печалится – радуется;

Игровые: игра «Скажи иначе», «На что похоже?».

Развитие синтагматических и парадигматических связей

Наглядные: подобрать название действия к предмету с опорой на наглядность: «кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», «Кто как ест?»

Словесные: Подбор слов к слову-действию, напр., греет (кто? что?) – солнце, одежда, грелка, огонь, печь; составить предложение с парой слов, напр., шуба – мороз, плащ – дождь, иголка – пуговица.

Игровые: игра «Исправь ошибку», напр., «У Лены коса длинная, а у Кати узкая», «Дерево высокое, а кустик маленький»;

Игра «Закончи предложение», напр., «В саду выросли … (груши, вишни, сливы)» «На клумбе растут …», «В лесу живут…» и т.п.

Описанные выше приемы и упражнения позволят обогатить словарь детей, уточнить структуру значения слова, развивать лексическую системность, т.е. уточнить денотативный и понятийные аспекты значения слова; развивать процессы классификации, анализа, синтеза, обобщения; развивать синтагматические и парадигматические связи слов; предупредить последствия общего недоразвития речи, которые могут проявиться в школьном возрасте в виде дисграфии и дислексии.

Занятия должны проводиться в атмосфере доброжелательности, с большим количеством наглядного иллюстративного материала, важно поддерживать в детях заинтересованность и стимулировать их речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у дошкольников

Игры и упражнения для развития  словаря  у дошкольников...

Формирование словаря у дошкольников с ОНР

Раскрыты методические рекомендации по формированию лексики, логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с ОНР....

Формирование словаря у дошкольников с ОНР

В работе раскрыта методика формирования пассивного и активного словаря детей дошкольного возраста...

"Занятия по рассматриванию предметов как средство формирования словаря у дошкольников с ОНР"

Развитие речи является одним из важнейших преобретиний ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и развития детей....

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

Формирование словаря у дошкольников

Методически правильно подобранные упражнения, игры, занятия способствуют развитию речи ребенка, помогают расширить объем словаря.                     ...