"Занятия по рассматриванию предметов как средство формирования словаря у дошкольников с ОНР"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Жучкина Татьяна Александровна

Развитие речи является одним из важнейших преобретиний ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_kommunikatsii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Занятия по рассматриванию предметов как средство формирования      

           словаря у дошкольников с ОНР" (по средней группе)

Воспитатель: Жучкина Татьяна Александровна.

    Развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

    Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи  и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

    Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

    Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с бедным словарным запасом. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтам с ними. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И.Тихеевой,  М.М.Кониной,  Л.А.Пеньевской, В.И.Логиновой,  В.В.Гербовой, А.П.Иваненко, В.И.Яшиной.

     Большая часть вышеназванных детей – дети с общим недоразвитием речи.

Своеобразие развития словарного состава при общем недоразвитии речи показанов исследованиях М.В.Богданова – Березовского, М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Т.Б.Феличевой, Г.В.Чиркиной и других. Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве. В словаре детей мало  обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов.

     Наиболее благоприятные условия для формирования словаря создаются на специальных занятиях по рассматриванию предметов, обогащающих чувственный опыт ребёнка. Методика этих занятий была предложена Е.И.Тихеевой и уточнена и дополнена В.И.Логиновой. В средних группах проводятся два вида занятий:

  1. По углублению знаний о предметах;
  2. По ознакомлению со свойствами и качествами предметов.

   На  занятиях по углублению знаний о предметах формируются целостные представления ребёнка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строения, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета. Познавательная деятельность на таких занятиях должна быть опосредована практическими задачами и опираться на игровые приёмы; предметы должны быть хорошо знакомы детям – те, с которыми они уже действовали и назначение которых им известно; следует подбирать дополнительные предметы, лишённые какой – нибудь части, детали, сделанные из другого материала и поэтому не пригодные для деятельности; дети должны активно действовать с предметами, выбрать подходящее и мотивировать свой выбор.

      Ещё одной разновидностью занятий по формированию словаря являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качество предметов в повседневной жизни, в играх.

     Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала, выделение качеств и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребёнком  предметов и сравнения их противоположных качеств и свойств (твёрдый – мягкий, прозрачный – не прозрачный), организация результативной деятельности ребёнка с предметами. На таких занятиях рекомендуется рассказывать детям, из чего сделан тот или иной материал, истории о происхождении предметов, собранные и адаптированнные для малышей О.И.Дыбиной.

      Итак, сформулируем основные методические требования к проведению занятий с предметами:

- широкое использование игровых приёмов;

- многократное называние воспитателем предметов, его частей, материалов, действий в моменты сосредоточения внимания ребёнка;

- активное подражание детей речевому образцу;

- использование вопросов, предполагающих ответ действием;

- формирование первоначальных знаний о происхождении предметов и материалов;

- чередование игровых действий с речевыми;

- активные действия детей по обследованию предмета ( ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;

- сравнение предметов по их внешнему виду;

- постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.

    Таким образом, занятия по рассматриванию предметов можно рассматривать как одно из важных средств формирования словаря у дошкольников с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научная статья о формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, средствами устного народного творчества....

Потешка как средство формирования словаря дошкольников

развитие речи детей раннего возраста...

Конспект занятия по организованной образовательной деятельности по формированию словаря в средней группе на тему "Предметы личной гигиены"

Конспект занятия по организованной образовательной деятельности по формированию словаря в средней группе на тему «Предметы личной гигиены»Цель: Вызывать речевую активность детей, закреплять представле...

Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....

Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника

laquo; Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника»«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются,...

Потешка ка средство формирования словаря дошкольников

развитие речи детей раннего возраста...