Формирование словаря у дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Ульянова Наталья Васильевна

Методически правильно подобранные упражнения, игры, занятия способствуют развитию речи ребенка, помогают расширить объем словаря.                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_slovarya_u_doshkolnikov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

               ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

  При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков. На первоначальных этапах подбираются задания, выполнение которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер ( покажи, принеси, выбери и т.д.); а действия легко поддаются демонстрации ( подпрыгни, согни руку, присядь и т.д.). В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, типа: « Что помогает птице летать? А у кошки есть крылья?». Необходимо закреплять обобщающие значение слов – « Покажи всех, у кого есть крылья?».

  Для активизации словарного запаса детям предлагается:

- самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

- закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;

- подбор существительных, глаголов, прилагательных к названным словам.

  Занимаясь с ребенком, возможны разные приемы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца.

  Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно – следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

  Приемы работы с использованием сюжетных картинок:

  1. Воспитатель дает по картинкам образец рассказа, а ребенок повторяет этот рассказ.
  2. Дети самостоятельно рассказывают о том, что нарисовано на картинках, придумывают название рассказу.
  3. Воспитатель дает начало рассказу, а дети заканчивают его.
  4. Дети рассказывают об эпизоде из жизни, похожем на тот, что изображен на картинках.

 Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

  На первоначальных этапах образования уменьшительно- ласкательных слов дается сопоставление двух предметов – большого и маленького, подчеркивается, как по – разному они называются. Интонационно выделяется  суффикс ( кот- котик, куб- кубик, рот- ротик и т.д.). Далее детям предлагается поднять ту картинку, которую называет педагог: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка...

  Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за педагогом предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения, типа: У Лены кукла, а у Леночки куколка. Маша надевает кофту, а Машенька – кофточку.

  При этом можно использовать:

- демонстрацию действий;

- картинок;

- опорные слова;

- вопросы.

  Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал. Так, сначала даются упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом « ик- ок» ( хвостик, бантик, грибок, дубок ), затем существительных женского рода с суффиксом « к» ( куколка, машинка ).

  Путем специальных упражнений детей учат различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками.

  Эти различия передаются разными приставками. Например, пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям демонстрируется 2 противоположных действия ( пришел- ушел ), предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее педагог интонационно выделяет первую часть слова, приставку (при-шел, у-шел ),подчеркивая, как по – разному  эта часть слова меняет действия. Дети придумывают предложения с этими словами: «Миша пришел домой. Лена ушла из дома. Оля пришла в детский сад. Даша ушла из детского сада. и т. д.»

  Аналогично рассматриваются другие действия ( налил – вылил, прибежал – убежал, открыл – закрыл ), при этом обязательно внимание детей привлекается к приставкам, которые придают разные значения действиям.

  Далее продолжается работа по выделению существенных признаков предметов, их обобщение ( формирование понятийного компонента лексического значения слова ). Предлагаются игры – задания:

- Назови одним словом..

- Что общего? ( сосна, пальма – деревья; муравей, стрекоза – насекомые )

- Лишняя картинка. Четвертый лишний.

- Игра с мячом « Я знаю пять…»

- Объясни и исправь. ( « У Кати кукол больше, чем игрушек. Овощи вкуснее помидоров. Шкаф выше мебели. Оля собрала цветов больше, чем ромашек.»

- Закончи предложение. ( Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собрали урожай… . В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую… .Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл… .)

  В таких играх как « Назови другим словом» педагог учит понимать и использовать в своей речи слова – синонимы. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: « Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» Даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно.».Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

 Чтобы научить использовать в своей речи слова – антонимы, взрослый называет слово и просит подобрать к нему слово – « неприятель». Требуется придумать предложение с союзом « а», в котором будут объединены оба антонима. Взрослый дает образец выполнения задания. Например: « Встречать». Слово – « неприятель» - « провожать». Можно придумать предложение: « На вокзале много людей, одни встречают кого – то, а другие провожают».

Предлагается игра « Закончи предложение», где взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением:

- утро закончилось, начинается ( ночь, вечер, день);

- лимон посыпали сахаром, чтобы он стал ( горьким, кислым, сладким);

- детей воспитывают, чтобы они становились ( добрыми, злыми, высокими) и т. п. Затем дети самостоятельно подбирают слова с противоположным значением и заканчивают фразу.

   По мере развития словаря ребенок усваивает многочисленные связи слова с другими словами. Слово может иметь одну или более возможность сочетания с другим словом предложения. Например, глагол « дал» требует уточнения словами кто, что и кому ( Отец дал книгу сыну.) Слово «совет» имеет три возможности сочетания слов: кто советует, кому и что ( совет врача, совет другу, совет заниматься).

Проводится подбор названий действий к названию предмета ( объекта):

- Помидор ( что делает?) – краснеет, алеет, растет, наливается, зреет, поспевает, падает, гниет, висит, свешивается, сочится.

Подбор максимального количества слов к названию действия:

- Краснеет (кто, что? ) – помидор, яблоко, клубника, лист, человек, небо.

- Растет ( как? ) – быстро, скоро, медленно, давно, долго.

Добавление одного общего слова к двум словам:

- Огурец, сосна ( что делают? ); помидор, яблоко ( какие? ); большой, сладкий ( что? ); ветка, трава ( что делают? ).

Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы « Какой?», « Какая?», « Какое?», « Какие?»:

- Лист ( какой? ) – зеленый, красный, рыжий, желтый, легкий, овальный, прошлогодний, сухой , осенний, треугольный, шуршащий.

Добавление слова, обозначающего признак предмета:

- Зимой деревья в парке стоят ( какие? ).

- ( Какая? ) слива упала с дерева.

Методически правильно подобранные упражнения, игры, занятия способствуют развитию речи ребенка, помогают расширить объем словаря.                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у дошкольников

Игры и упражнения для развития  словаря  у дошкольников...

Формирование словаря у дошкольников с ОНР

Раскрыты методические рекомендации по формированию лексики, логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с ОНР....

Формирование словаря у дошкольников с ОНР

В работе раскрыта методика формирования пассивного и активного словаря детей дошкольного возраста...

"Занятия по рассматриванию предметов как средство формирования словаря у дошкольников с ОНР"

Развитие речи является одним из важнейших преобретиний ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и развития детей....

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря старших дошкольников.

Примерный комплекс мероприятий по формированию словаря старших дошкольников в процессе формирования осознанного отношения к собственной безопасности....