«Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
материал по развитию речи

Сундеева Наталья Александровна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_karty_proppa.docx475.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для педагогов

 «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель: повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при пересказывании сказок или моделировании собственных сказочных историй.

Задачи:

  1. Обогатить опыт практической деятельности педагогов, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;
  2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода                   В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.
  3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа».

Речевое творчество – высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского 3.Буриме (рифмованные концы)  воображения,  оно как психический процесс, по мнению учёных, имеет в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддаётся педагогическому воздействию. Поэтому очень важно не упустить момент.

Теоретическая часть

«Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».

В. А. Сухомлинский

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речи у детей дошкольного возраста.

Условно можно выделить три направления организации педагогической деятельности по решению этой задачи.

Первое направление отражает стихотворное речевое творчество дошкольников. В рамках его реализации традиционно используются речевые           игры словесного творчества, которые позволяют проявлять свои творческие способности в сочинение небольших стихотворений.

К играм на развитие речевого творчества можно отнести:

  1. Игры в простые рифмы:

  • С зрительной опорой

 Мы купили кошке, к празднику… (бантик, сапожки)

Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему… (курточку, штанишки)

На болотной кочке выросли… (ягодки, грибочки)

В следующей игре нужно выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что построили с тобой? …

На крючок в реке попал? …

Может всё, хоть ростом мал?

(ДОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачку дам – всё расставить по местам:

Зеленеет на окне …

Волейбольная висит …

 Канарейка в ней сидит - …

(СЕТКА, КЛЕТКА, ВЕТКА)     

 

  • Без зрительной опоры

Я вижу:  на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним  летит…(воробей).

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

2.  Рифмованные загадки по принципу «доскажи словечко»

  • Загадки с рифмой – помощницей:

По реке плывёт бревно, Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил, нос откусит … (КРОКОДИЛ)

Может плавать целый день, в ледяной воде... (ТЮЛЕНЬ)

В овечках знает толк, свирепый серый … (ВОЛК)

  • Загадки с рифмой – обманщицей

Что хозяин говорит, Он спокойно повторит.

Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)

Нору день и ночь копаю, вовсе солнышка не знаю,

Не найдёшь мои глаза, а зовут меня … (крот)

литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

Предлагаю поиграть.

Рифмы: кот-бегемот; Коля-Оля; кровь- любовь; кошка -ложка.

(заслушиваются четверостишья, придуманные педагогами, предлагается свой вариант).

Второе направление ориентирует на развитие художественно – речевого творчества в прозе.

Сюда можно отнести такие речевые игры как «Я начну, а ты продолжи», «Составь рассказ по картинкам», работа с фразовым конструктором  и т.д.

И, наконец, третье направление в основе которой лежит знакомство с литературными произведениями различных жанров.

Одной из таких технологий является наглядное моделирование. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и  совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом     используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков предметов, а также выполняемых действий (мнемотаблицы, фразовый конструктор).  

Сегодня я хочу познакомить вас с одной удивительной методикой развития речевого творчества  детей дошкольного возраста известной в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа.

Методика фольклориста В.Я. Проппа заключается в пересказе сказок  и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп  обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики или пазлы, из которых можно собрать любую сказку.

 «Карты Проппа» –  это карточки, на которых изображены условные или карикатурные рисунки, по которым дети узнают эпизоды сказки. Одна карта – это и есть  определенное событие сказки. Согласно системе Проппа существует всего 28 функций (изначально 31), но не каждая сказка содержит их в полном объёме, в некоторых сказках функции могут повторятся.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов, которые мы с вами сейчас и рассмотрим.

Практическая часть

«Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее».

Д. Родари

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.

Кто может сказать, что отличает сказку от других произведений художественной литературы?

Из каких структурных элементов состоит сказка?

Общая структура сказки:

-  Присказка - рифмованная шутливая прибаутка, не всегда связанная с сюжетом (необязательный элемент).

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна, слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет- много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт -тот ни с чем уйдёт.

- Зачин  - приглашение в сказку.

  • В одной деревушке, в ветхой избушке жили старик со старушкой…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Жили были…

-  Повествование – основные события сказки.

-  Концовка  сказки - возвращение слушателя в реальную действительность.

  • Стали жить поживать и добра наживать.
  • И я там был, мёд, пиво пил…
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

2  этап. Проведение «подготовительных игр», которые помогут

              освоить карты.

Подготовительные игры:

  • «Волшебные имена» - Называем волшебных героев сказок и объясняем почему они так называются.

- Золушка

- Кощей Бессмертный

- Баба Яга

- Избушка на курьих ножках

 

  • «Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

  • «Хороший-плохой» -  в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.

- Емеля

- Кот в сапогах

  • «Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различны е волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных.

- Скатерть-самобранка

- Волшебное кольцо

- Клубочек

- Волшебная палочка

3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа». 

Сказочные ситуации или функции (пояснения в приложении 1):

  1. Жили-были
  2. Особое обстоятельство
  3. Запрет
  4. Нарушение запрета
  5. Герой покидает дом
  6. Появление друга – помощника
  7. Способ достижения цели
  8. Враг начинает действовать
  9. Одержание победы
  10. Преследование
  11. Герой спасается от преследования
  12. Даритель испытывает героя
  13. Герой выдерживает испытание
  14. Получение волшебного средства
  15. Отлучка дарителя
  16. Герой вступает в битву с врагом
  17. Враг оказывается поверженным
  18. Героя метят
  19. Герою дают сложное задание
  20. Герой выполняет задание
  21. Герою даётся новый облик
  22. Герой возвращается домой
  23. Героя не узнают дома
  24. Появляется ложный герой
  25. Разоблачение ложного героя
  26. Узнавание героя
  27. Счастливый конец
  28. Мораль

Например:

  1. Жили- были

- Жил старик со своею старухой у самого синего моря…

- Жил -был муж да с другой женой…

- Жила- была коза с козлятами…

- В тридевятом царстве, тридесятом государстве…

2. Особое обстоятельство

- Родилась принцесса…

- Налетел ураган…

- Пришло время женится…

- Пришла весна красна…

3. Запрет

- Не садись на пенёк, не ешь пирожок…

- Дверь никому не открывайте…

- За ворота не ходи…

- В окошко не выглядывай…

4 этап. Читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. 

Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать потешки или небольшие сказки. Пример на анализе небольшой сказки «Кот, петух и лиса», продемонстрируем   работу с «картами Проппа».

Карты Проппа

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.

Карты Проппа

Собирается кот на охоту и говорит петушку:

- Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Карты Проппа

Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:  

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко —  Дам тебе горошку.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.

Можно добавить

возвращение домой

Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня».

Кот погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

Карты Проппа

С        тех        пор        опять        кот        да        петух        живут        вместе,        а        лиса        уж больше к ним не показывается.

*В сказке возможен повтор действий.

5 этап. Предлагается пересказать сказку, опираясь на «карты  Проппа». 

Сказка  «Красная  Шапочка»

1. Карта –Жили – были.

Жила – была девочка.

Карты Проппа

18. Метят героя

Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

Что такое карты Проппа?, изображение №19

19. Герою дают сложное задание

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

Что такое карты Проппа?, изображение №20

3. Карта - Запрет.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

Карты Проппа

2. Карта - Герой покидает дом.

Пошла Красная Шапочка к бабушке.

Карты Проппа

4. Карта - Нарушение запрета.

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что

идет к бабушке, которая живет на краю        деревни.

Карты Проппа

5. Карта - Враг начинает действовать.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

Карты Проппа

6. Карта - Появляется Ложный Герой.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

Карты Проппа

7. Карта - Разоблачение Ложного Героя.

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний

вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

Карты Проппа

8. Карта - Появление друга - помощника. Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

Карты Проппа

9. Карта -Враг оказывается поверженным. Охотник вбежал в дом и убил волка.

Карты Проппа

10. Карта - Счастливый конец.

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

Карты Проппа

11. Карта - Мораль.

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Карты Проппа

6 этап. Сочинение собственной сказки.

На этом этапе нужно выбрать героя. Придумать место действия, волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.

Отбираются 5-8 карт.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаю на данном этапе использовать 6 – 8 карт.

После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории.

Заключение

     В завершении мастер-класса хочу отметить, что изучением данной методики занимался всем известный сказочник Джани Родари, к слову, он сократил количество «карт Проппа» до 20.

В своём практическом пособии «Грамматика фантазии» Д. Родари отмечает: «…преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».

Целесообразность такого технологического приема как «карты Проппа», состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных  литературных произведений.

В результате использования  «Карт Проппа» отрабатывается

– умение  запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания сказки;

– пересказывать знакомые сказки и сочинять сказочные истории

– чувствовать красоту и образность родного языка.

Данная методика построения сказочных историй, на мой взгляд, является очень интересным и эффективным практическим приемом по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста.

И очень важно, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

А сейчас я хочу обратиться к 28 «карте Проппа», которая называется «Мораль». И я выставляю эту карточку для вас, уважаемые коллеги. Ваша задача раскрыть суть нашей с вами «сказки», высказать умозакючение по поводу проведённого мастер-класса.

Список литературы:

  1. Большева Т.Б.        «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
  2. Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 2007 – 224 с.
  3. Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А. Добровольской - 4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.
  4. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.
  6. Опыт работы педагогов по данной теме с просторов интернета.

Приложение 1

Значение карт Проппа

Что такое карты Проппа?, изображение №2

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

Что такое карты Проппа?, изображение №3

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

Что такое карты Проппа?, изображение №4

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

Что такое карты Проппа?, изображение №5

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

Что такое карты Проппа?, изображение №6

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

Что такое карты Проппа?, изображение №7

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

Что такое карты Проппа?, изображение №8

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

Что такое карты Проппа?, изображение №9

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

Что такое карты Проппа?, изображение №10

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

Что такое карты Проппа?, изображение №11

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

Что такое карты Проппа?, изображение №12

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

Что такое карты Проппа?, изображение №13

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

Что такое карты Проппа?, изображение №14

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

Что такое карты Проппа?, изображение №15

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

Что такое карты Проппа?, изображение №16

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

Что такое карты Проппа?, изображение №17

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

Что такое карты Проппа?, изображение №18

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

Что такое карты Проппа?, изображение №19

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

Что такое карты Проппа?, изображение №20

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

Что такое карты Проппа?, изображение №21

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

Что такое карты Проппа?, изображение №22

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

Что такое карты Проппа?, изображение №23

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

Что такое карты Проппа?, изображение №24

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

Что такое карты Проппа?, изображение №25

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

Что такое карты Проппа?, изображение №26

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

Что такое карты Проппа?, изображение №27

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

Что такое карты Проппа?, изображение №28

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

Что такое карты Проппа?, изображение №29

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...

мастер класс «Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии связной речи детей дошкольного...