Презентация «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»***
презентация по развитию речи

Сундеева Наталья Александровна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_karty_proppa.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» «Карты Проппа , как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок» Выполнила: Сундеева Н.А. Шарыпово 2025г.

Слайд 2

Цель: повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа » при пересказывании сказок или моделировании собственных сказочных историй.

Слайд 3

Задачи: Обогатить опыт практической деятельности педагогов, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста . Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа , обеспечивающего эффективный результат развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок и составлении собственных сказочных историй. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа ».

Слайд 4

Теоретическая часть «Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести». В. А. Сухомлинский

Слайд 5

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речи у детей дошкольного возраста. Условно можно выделить три направления организации педагогической деятельности по решению этой задачи.

Слайд 6

Первое направление отражает стихотворное речевое творчество дошкольников. В рамках его реализации традиционно используются речевые игры словесного творчества, которые позволяют проявлять свои творческие способности в сочинение небольших стихотворений. К играм на развитие речевого творчества можно отнести: Игры в простые рифмы: С зрительной опорой Без зрительной опоры 2 . Рифмованные загадки по принципу «доскажи словечко» Загадки с рифмой – помощницей : Загадки с рифмой – обманщицей 3. Буриме (рифмованные концы)

Слайд 7

Второе направление ориентирует на развитие художественно – речевого творчества в прозе. Например: «Я начну, а ты продолжи» «Составь рассказ по картинкам» работа с фразовым конструктором

Слайд 8

В основе третьего направления лежит знакомство с литературными произведениями различных жанров. Одной из таких технологий является наглядное моделирование. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Слайд 9

Владимир Яковлевич Пропп (1895—1970) — доктор филологических наук, ученый с мировым признанием, фольклорист, теоретик литературы. Самая известная работа учёного — « Морфология сказки » (Ленинград, 1928 )

Слайд 10

«Карты Проппа » – это карточки, на которых изображены условные или карикатурные рисунки, по которым дети узнают эпизоды сказки. Согласно системе Проппа существует всего 28 функций (изначально 31), но не каждая сказка содержит их в полном объёме, в некоторых сказках функции могут повторятся.

Слайд 11

Практическая часть «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее». Д. Родари

Слайд 12

Практическая деятельность по использованию «Карт Проппа » условно разделена на 6 этапов. 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. 2 этап. Подготовительные игры 3 этап . Знакомство с обозначениями «карт Проппа ». 4 этап. Чтение сказки и выкладывание карт в соответствии с её содержанием. 5 этап. Пересказ сказки с опорой на «карты Проппа ». 6 этап . Сочинение собственной сказки .

Слайд 13

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Общая структура сказки: Присказка - рифмованная шутливая прибаутка, не всегда связанная с сюжетом (необязательный элемент). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. - Зачин - приглашение в сказку. В одной деревушке, в ветхой избушке жили старик со старушкой… - Повествование – основные события сказки. - Концовка сказки - возвращение слушателя в реальную действительность. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Слайд 14

этап. Подготовительные игры «Волшебные имена» - Называем волшебных героев сказок и объясняем почему они так называются. «Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев. «Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. «Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различны е волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных.

Слайд 15

3 этап . Знакомство с обозначениями «Карт Проппа ».

Слайд 16

Сказочные Возможны различные интерпретации «Карт Проппа »

Слайд 17

4 этап. Чтение сказки и выкладывание карт в соответствии с её содержанием.

Слайд 18

5 этап. Перессказ сказки с опорой на «Карты Проппа ». 6 этап . Сочинение собственной сказки.

Слайд 19

Заключение В своём практическом пособии «Грамматика фантазии» Д. Родари отмечает: «…преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей». Целесообразность такого технологического приема как «карты Проппа », состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Слайд 20

В результате использования «Карт Проппа » отрабатывается – умение запоминать последовательность событий; – выделять основное содержание сказки; – выстраивать схему содержания сказки; – пересказывать знакомые сказки и сочинять сказочные истории – чувствовать красоту и образность родного языка. Очень важно, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...