Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы « Путешествие в чудесный мир Насекомых».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект комплексного занятия

по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

для детей старшей группы

« Путешествие

в чудесный мир Насекомых»

Цель:

Закрепление и расширение знаний детей по теме «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

-упражнять детей в использовании существительных в родительном падеже;

- упражнять детей в образовании сложных слов;

- совершенствовать навык звукового и слогового анализа;

- Совершенствовать умение использовать в речи предлоги;

-Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь, мелкую и общую моторики, координацию речи с движением;

-развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

             Предварительная работа: Беседа о жизни насекомых. Рассматривание    иллюстраций, просмотр презентации, чтение стихов, загадок о насекомых. Разучивание пальчиковой гимнастики.

Оборудование: мультимедиа, рабочие листы, карандаши (цветные, простые), мяч

 

                              Ход занятия:

В: Ребята, встаньте в круг. Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей:…

В:Чтобы оно стало еще лучше, я предлагаю вам сказать друг другу комплимент. Что же такое комплимент?

Ответы детей:…

В:Правильно! Это такие приятные, добрые слова. Настроение ваше улучшилось? А что еще может поднять настроение?

Ответы детей:…

 В:И конечно-солнечная погода! А в какое время года нас радует солнышко? Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц?

Ответы детей:…

 В:Я предлагаю вам отправиться на весеннюю поляну. Закроем глаза и скажем волшебные сова : «Три, два, раз. На поляне окажемся сейчас..» Вот мы свами оказались на поляне. Предлагаю вам пройти за столы. Проверьте свою посадку. Сядьте ровно, придвиньте  стулья.. Посмотрите ребята, вам не кажется, что на полянке кого-то не хватает? Чтобы это узнать, нам нужно выполнить первое задание. Вам нужно дорисовать недостающие части тела животных. Прежде чем начать выполнять задания , давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Карандаш в руках кручу

Я огонь разжечь хочу

Мой завелся вертолет

Отправляется в полет

 На ледянке быстро с горки

Покатил малыш Егорка

В: Наши пальчики готовы, приступаем.

А теперь полным предложением расскажите, что у вас получилось. Например: «У пчелки не хватало острого жала»

 Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Как одним словом назовем муравья, муху, комара, пчелу?

Ответы детей:…

Конечно. На полянке совсем нет насекомых. Что же случилось, как вы думаете? Они испугались и попрятались. Предлагаю вам подружиться с насекомыми, поиграть с ними. Тогда они поймут, что им нечего опасаться и тогда мы их сможем увидеть.

1.Игра «Где спряталось насекомое»(слайд)

В:Смотрите, самая смелая оказалась пчелка!(слайд:на поляне появляется пчела)

 Сообщение ребенка:

 «Оказывается У этих насекомых два огромных красивых глаза по бокам головы. И ещё 3 небольших глаза расположены на темени. А еще Они умеют танцевать. Пчёлы-разведчицы, обнаружив подходящую цветущую поляну, сообщают своим сородичам, куда лететь, выписывая в воздухе круги и восьмёрки. Это и называют пчелиным танцем. А нектар пчела переносит в специальной сумке под брюшком.»

В:Ну, что же.. Давайте поиграем в следующую игру

           2. Игра « Четвертый лишний»(слайд 3 шт.)

В:Не забываем обосновывать свой ответ полным предложением.

Смотрите, на нашей полянке появились божья коровка и стрекоза.

Сообщение ребенка:

«На стадии личинки, которая может длиться до двух лет, стрекозы обитают под водой и питаются всем, что попадется под руку: от головастиков до москитов, рыб и личинок других насекомых. Иногда и другими стрекозами. Потеряв способность летать, стрекоза гарантированно погибнет, т.к. она питается только добычей, пойманной в воздухе. Одна стрекоза может съесть от нескольких десятков до нескольких сотен москитов в день.»

Сообщение ребенка:

«Божьи  коровки иногда они зимуют дома, но иногда собираются в огромные стаи и улетают за моря и леса, в далекие страны.  Они бывают желтого, оранжевого, коричневого, розового или даже полностью черного цвета. А у некоторых из них совсем нет пятен, либо они сливаются в один цвет. Однако судить о возрасте по количеству черных точек на спине невозможно. Это просто рисунок на теле.»

В:А теперь я вам предлагаю немножко поразмяться.

     3.Физкультминутка «Бабочка»

Этот странный дом без окон          (медленные поворот вокруг себя)

У людей зовётся «кокон»

Свив на ветке этот дом,                  (вращают руками)

Дремлет гусеница в нем.                (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму           (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо-                (взмахи руками вверх)

Март, апрель, май, весна…       (хлопки на каждое слово)

Просыпайся, Сонюшка!         (потягиваются)

Под весенним ярким солнцем  (рисуют солнышко руками)

Гусенице не до сна                          (грозят пальцем)

Стала бабочкой она!                       (бегут по кругу и машут руками)

В: Предлагаю вам поиграть в следующую игру

4. Игра «Скажи одним словом» Игра с мячом

 

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

-У комара длинный нос, поэтому его называют длинноносым

-У кузнечика длинные ноги, значит он длинноногий

-У мухи тонкие крылья, значит она тонкокрылая

-У шмеля толстое брюшко, значит он толстобрюхий

-У жука-оленя большие рога, значит он большерогий

-У майского жука жесткие крылья, значит он жесткокрылый

-У муравья тонкие ноги, значит он тонконогий

В: А теперь возвращаемся на свои места. Появляется на полянке богомол.

Сообщение ребенка:

«Богомол-это один из самых хищных насекомых на земле. Они могут съесть животное, превышающее свои размеры. Например, лягушку или ящерицу. У богомолов одно ухо, расположенное на животе. Это единственное насекомое, которое может поворачивать голову.»

 5.Игра «Найди схему» ( Два слайда)

В:Ваша задача найти схему к нужному слову и объяснить свой выбор. Появляется комар.

Сообщение ребенка:

 

«Как вы думаете, есть ли у комаров уши? Оказывается, есть. И прячутся они у самца комара... в усах. с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку. Кстати, у самца комара хоботок слабый, он не может проколоть кожу человека или животного. Поэтому самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений. А вот больно кусаются и надоедливо звенят комарихи. Кто помогает нам побеждать кровожадных насекомых? Лягушки и жабы.»

Затем появляется шмель.

Сообщение ребенка:

«Шмели способны вылетать для сбора пыльцы раньше всех насекомых. В то время, когда еще воздух не достаточно прогрелся для других насекомых, шмели уже вылетают из своих гнезд. Шмель способен ужалить много раз. Дело в том, что жало шмелей гладкое. Поэтому, когда шмель ужалит, то жало спокойно выходит из раны, не застревая в ней. В каждом гнезде шмелей есть шмель-трубач. Он выполняет роль будильника. Рано утром шмель-трубач зависает у входа в гнездо и начинает быстро махать крыльями, при этом издает громкий гул.»

В:А теперь следующее задание.

    6.Фонетический разбор слова «Муравей» (слайд)

Сообщение ребенка:

«Муравьи – самые умные насекомые, их мозг состоит из 250 тыс. клеток. У муравьев нет ушей, они улавливают колебания чувствительными лапками. Только эти насекомые могут поднять вес, превышающий свой в 50 раз.»

    7.Найди отличия(две картинки с изображением бабочек на полянке)

Сообщение ребенка:

« Бабочки практически никогда не спят. И не удивительно: цикл жизни большинства из них очень короток, всего лишь несколько дней. За обоняние отвечают небольшие органы – антенны на головке насекомого. Питаются бабочки только жидкой пищей-нектаром, т.к. хоботок, вроде трубочки, позволяет принимать только такую форму пищи.»

В:Смотрите как много теперь насекомых на нашей поляне. Но на прогулке нужно всегда помнить про правила поведения в местах, где есть насекомые. Расскажите о них полным предложением.(С опорой на картинки)

 8.Правила поведения с насекомыми(слайд)

9.Рефлексия(слайд)

В: Вот и закончилось наше путешествие на  весеннюю полянку ,пора возвращаться в группу.

Закрыли глаза. Скажем волшебные слова: «Три ,два, раз. В группе окажемся сейчас.»

О чем мы сегодня с вами говорили? Понравилось вам занятие? Что понравилось? Что нового вы сегодня узнали?

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nasekomye_prezentatsiya_szhataya.pdf2.17 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Домашние животные" в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с окружающим " Домашние животные". На занятии дети закрепляют знания о домашних животных : особ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром " Космическое путешествие"

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром "Космическое путешествие" с использованием элементов ТРИЗ-технологии  в подготовительной группе....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Цель:Систематизировать представления детей о признаках весны.Задачи:-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных  деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.-...