Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие в весенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель:
Систематизировать представления детей о признаках весны.
Задачи:
-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.
-Закрепить знания о зимующих и перелётных птицах.
-Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему.
-Развивать умение классифицировать объекты живой природы в игре «Ты-моя частичка»( ТРИЗ).
-Упражнять в умении считать предметы и соотносить полученный результат с нужной цифрой.
-Выделять общие и различные признаки путём сравнения, тренируя аналитическое мышление, развивать творческое воображение в игре «Теремок» (ТРИЗ).
-Развивать внимание, память. мышление, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи.
-Воспитывать желание познавать природу, бережное отношение к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе
«Путешествие в весенний лес»
Цель:
Систематизировать представления детей о признаках весны.
Задачи:
-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.
-Закрепить знания о зимующих и перелётных птицах.
-Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему.
-Развивать умение классифицировать объекты живой природы в игре «Ты-моя частичка»( ТРИЗ).
-Упражнять в умении считать предметы и соотносить полученный результат с нужной цифрой.
-Выделять общие и различные признаки путём сравнения, тренируя аналитическое мышление, развивать творческое воображение в игре «Теремок» (ТРИЗ).
-Развивать внимание, память. мышление, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи.
-Воспитывать желание познавать природу, бережное отношение к ней.
Оборудование:
Цифры разных цветов(номера билетов на поезд) ,соответствующие цифрам на стульчиках, картина леса, изображение различных деревьев, мяч, вырезанные цветы (мать-и-мачеха, ветреница, печёночница, ландыш) и цифры для обозначения их количества, схема описательного рассказа о сезоне весна, мольберт, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, предметные картинки(лимон, чайник, огурец, самолёт, веточка, вертолёт, экскаватор, карандаши, скакалка, уголь, одуванчик, мороженое, зеркало, фен, кран, мяч, мёд, рюкзак). Ширма для теремка, угощение.
Ход занятия
Приветствие:
Быстро встали мы в кружок, становись и ты, дружок.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
-Ну вот, ребята, настроение у нас хорошее, а с хорошим настроением и хорошими друзьями так и хочется отправиться в путешествие. Ребята, а на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей) И вот сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в весенний лес .
Тем более, что сказочный поезд нас уже давно ждёт.
- Вы согласны? Тогда покупайте билеты и рассаживайтесь на свои места.
(Дети берут билетики с цифрами и ищут на стульчиках такие же цифры такого же цвета )
-Ну что, поехали?
Звучит песня « Рельсы-рельсы»
-Вот мы и приехали. Ой, посмотрите, кто это?
Входит Лесовичок.
Л. –Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете ,зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!
В. –Лесовичок, наши дети любят природу, и не обижают животных.
Л. –Правда? Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием. В лес пущу только тех, кто расскажет мне о правилах поведения в природе.
В.-Ну конечно же, ребята знают ,как вести себя в природе.
Лесовичок даёт детям карточки и дети объясняют их.
Правило 1. Нельзя разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.)
Правило 2. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде? Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.)
Правило 3. Не забирайте из леса домой животных . (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.)
Правило 4. Не разжигайте костры без взрослых. (Уходя, костёр нужно затушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. )
Правило 5. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу! (Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)
Правило 6 . Не шумите в лесу. (Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство. У леса музыка своя. Что мы можем услышать в лесу?)
Л. –Запомните, ребята ,эти правила, старайтесь их выполнять Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения.
-Ребята, выходите на полянку, посмотрите вокруг. Как тут красиво! Скажите, а что есть в лесу?(В лесу много деревьев, птиц, цветов, кустов, ягод, грибов, трав, насекомых, животных.)
-В лесу растут деревья одного вида или разные? Назовите мне их.(Показ деревьев на картинках: клён, берёза, дуб, ель, каштан, сосна, липа, рябина).
-А сейчас я предлагаю поиграть со мной в игру с мячом «Скажи правильно».
( встают в круг)
-В лесу растёт не одна осина, а много …(осин).
-В парке растёт не один клён, а много …(клёнов).
-В роще растёт не одна берёза, а много…(берёз).
-В городе растёт не один каштан, а много …(каштанов).
-В бору растёт не одна сосна, а много…(сосен).
-В дубраве растёт не один дуб, а много…(дубов).
-В сквере растёт не одна рябина, а много …(рябин).
-А сейчас я предлагаю вам присесть на полянку и поиграть со мной в игру.
Игра «Ты- моя частичка»
Воспитатель задаёт каждому ребёнку вопрос.
Я-лес, ты –моя частичка. Кто ты?(Я-дерево, я-травинка, я-белочка, я-муравей, я-сучок, я-дятел, я-берёза и т.д.)
-Ребята, а какое сейчас время года?(Весна.)
-Весной на лесной полянке на проталинках стали появляться первые весенние цветочки. Какие, давайте вспомним их? (Ветреница, печёночница, мать-и-мачеха, ландыш).Я предлагаю вам сейчас собрать их в красивые букеты и сосчитать.
Игра «Сосчитай цветочки»
(На ковре разбрасываются разные цветы, дети собирают их, считают и обозначают цифрой).
-Ребята, а у меня для вас есть вот такая схема-загадка. О чём она?(О весне).Верно, по этой схеме мы с вами будем описывать весну. Кто из вас хочет рассказать о весне?(Рассказы детей).
Наступила тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.
-А сейчас я хочу посмотреть, знаете ли вы птиц, которые улетают в тёплые края, а какие с нами остаются зимовать?
Предлагаю поиграть в игру «Улетают-не улетают».
Я буду называть птиц. Если эти птицы перелётные, то вы машете руками, как крылышками, если зимующие-приседаете.(Показ птиц на карточках: аист, сова, воробей, грач, кукушка, ворона, скворец, синица, ласточка, дятел).
Дети садятся на стульчики.
-А сейчас я предлагаю вам игру «Что сначала, что потом». Внимательно слушайте высказывания о весне. Если я буду говорить правильно, вы будете говорить: «Да, это так». Если я допущу ошибку, вы будете говорить: «Нет, это не так».
-Сначала была весна, а потом наступила зима.
-Сначала растаял снег, а потом побежали ручьи.
-Сначала выросли листочки, а потом набухли почки.
-Сначала птицы прилетели, а потом стали вить гнёзда.
-Сначала дети повесили на дерево скворечник, а потом его сделали.
-Сначала появились лужи, а потом пошёл дождь.
-Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю взять вам предметные картинки (лимон, чайник, огурец, самолёт, веточка, вертолёт, экскаватор, карандаши, скакалка, уголь, одуванчик, мороженое, зеркало, фен, кран, мяч, мёд, рюкзак) и войти с ними в теремок.
Игра «Теремок»
-Я - «Весна» и буду жить в теремке, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем мы с ним похожи.
-Ну что же, вот мы и попали в гости к Весне в теремок. Посмотрите, а Весна оставила для вас какой-то сюрприз в корзинке. Мы потом его возьмём, а пока давайте сядем с вами в кружок.
Рефлексия.
Я буду по очереди бросать вам мяч и задавать вопросы .
-Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-У меня получилось…
-Мне запомнилось…
-Теперь я умею…
-Тебе понравилось наше путешествие?...
-Ребята , какие вы все молодцы! Мне тоже понравилось наше путешествие и я надеюсь, что оно было не последним. А теперь пора и возвращаться.
Детям раздаётся угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в младшей группе «Прогулка по весеннему лесу»
Совместно-занимательная деятельность...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Петушок и его семья"
Данное занятие можно использовать с детьми от года до трёх лет. Наглядность является основополагающим фактором для детей раннего возраста. Поэтому все занятия необходимо сопровождать ярким, ...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе "Осенняя прогулка в лес".
Цель: Систематизировать представления детей о признаках осени.Формировать обобщающее понятие "лес",закрепить знания о различных деревьях.Учить етей составлять описательный рассказ с опорой н...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе "Экскурсия на кухню детского сада"
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе "Экскурсия на кухню детскогосада"...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с ТНР в средней группе "Путешествие по сказкам В.Г. Сутеева"
Формирование связной речи и речевого общени на основе использования метода наглядного моделирования....
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в средней группе "Путешествие в сказку"
Цель: Развитие связной речи у детей через театральную деятельность; Задачи:Развивать познавательный интерес, желание участвовать в театрализованных постановках.Продолжать развивать зрительное и с...
Конспект интегрированного ООД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие по реке времени: история транспорта"
Конспект интегрированного занятия "Путешествие по реке времени: история транспорта" ст. гр....