«Использование в практике работы воспитателя театральную деятельность как эффективное средство совершенствования речи детей»
материал по развитию речи
Проблема речевого развития была и остаётся на сегодняшний день одной из актуальных проблем системы дошкольного образования. В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование в практике работы воспитателя театральную деятельность как эффективное средство совершенствования речи детей».
(Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка»).
| ||
Наименование / тема практики | «Использование в практике работы воспитателя театральную деятельность как эффективное средство совершенствования речи детей». | |
Фамилия, имя, отчество автора/авторов (полностью) | Маркелова Татьяна Борисовна Семёнова Нина Ивановна Гриневич Татьяна Борисовна | |
Место работы (образовательная организация, территория, где реализуется практика) | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Алёнушка» | |
Должность | Маркелова Татьяна Борисовна воспитатель Семёнова Нина Ивановна воспитатель Гриневич Татьяна Борисовна педагог - психолог | |
Стаж работы в данной должности | Маркелова Татьяна Борисовна стаж - 44 года Семёнова Нина Ивановна стаж - года Гриневич Татьяна Борисовна стаж - | |
Контактные данные для обращения (эл. почта) | ||
#1054;боснование темы, описание практики | ||
Краткое описание проблемной ситуации или потребности в повышении качества образования, послуживших причиной внедрения практики, обусловившей реализацию практики | Проблема речевого развития была и остается на сегодняшний день одной из актуальных проблем системы дошкольного образования. В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно она? Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Актуальность работы состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка старшего дошкольного возраста. Поэтому была выбрана театрализованная деятельность, как эффективное средство совершенствования речи детей. Новизна опыта: Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий, приемов работы. Практическая значимость: участие детей в театрализованной деятельности наполнило их жизнь яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. | |
Цель практики и задачи практики, целевая группа, описание хода и содержания практики, время реализации деятельности, особенности практики | Цель практики: формирование и совершенствование речи детей через вовлечение их в театрализованную деятельность. Задачи практики:
Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования, родители (законные представители), дети подготовительной группы. Основные формы организации театрализованной деятельности: занятия, индивидуальная работа, театрализованные игры, развлечения, праздники. | |
3. Результаты практики | ||
Краткое описание результатов реализации (наличие отзывов субъектов образования, наличие печатных и/или электронных свидетельств о реализации практики | г. мастер – класс «Театр своим руками» #1075;. методическое объединение музыкальных руководителей #1075;. подготовили и показали детям детского сада «Алёнушка» и родителям театральную постановку «Вовка в Тридевятом царстве», поставленную по сказке Вадима Коростылёва. #1055;резентация «Планшетные куклы» 2024г. методическое объединение «Школы молодого педагога». Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации детей дошкольного возраста» | |
Используемые технологии, методики, техники, приемы | Технологии:
Методы:
Для развития самостоятельности детей используем разнообразные приемы:
Подготовка спектакля строится по схеме:
| |
Действия по реализации практики | Сентябрь Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, мастер – класс «Театр своим руками». Артикуляционная гимнастика: «Слоники». Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»; Пластические этюды «Кот крадётся», « Весёлая Лягушка». Октябрь Беседа-диалог «Как вести себя в театре» Разучивание скороговорок. Показ спектакля «Гуси - лебеди». Ноябрь Театрализованная игра: «Громко-тихо, быстро- медленно». Инсценировка сказки «Лиса и козёл». Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик». Декабрь Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Осёл упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю». Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу». Показ спектакля « Вовка в Тридевятом царстве ». Январь Индивидуальная работа в свободное от занятий время: Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек», «Уточка», «Прятки». Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется». Упражнение на обогащение словарного запаса: «Лес-лесной», «Металл-металлический», «Зло-злой», «Добро-добрая»…(по родам). Февраль Обыгрывание эпизодов сказки «Красная Шапочка и Волк». Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки» Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает». Инсценировка песни «Бравые солдаты». Март Игра на выражение эмоций «Сделай лицо» Изготовление афиши для представления «Заюшкина избушка». Показ сказки «Заюшкина избушка» (куклы «Би-ба-бо») Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики». Апрель. Инсценировка по стихотворению С. Я Маршака «Багаж» Мимические этюды у зеркала «Удивление», «Гнев», «Грусть», «Растерянность». Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса. Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу». Май Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик…»(театр на резиночках). «Веселые сочинялки» (Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра) Ритмопластика «Изобрази героев под музыку». Драматизация сказки «Сказка о дружбе» дл малышей. | |
Ресурсы, необходимые для внедрения практики | ТСО – компьютер, проектор, магнитофон, фонотека. Тексты литературных произведений, сказок, мультфильмы. Сценарий, занавес, театральные декорации и костюмы в зависимости от сценария. Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо,пальчиковый, резиновой игрушки, на крыжечках, на прищепках, настольный, варежковый театр и др.). Участие родителей в детских практиках | |
4. Перспективы развития практики | ||
Оценка возможности тиражирования практики | Материалы практики могут быть использованы для организации театральной деятельности любом дошкольном образовательном учреждении. Для этого необходимо учесть социокультурную специфику ДОО, индивидуальные возможности дошкольников. Практика может быть тиражируема как в системе дополнительного образования, так на занятиях. Театрализованная деятельность в дошкольных организациях может быть организованна в первую и вторую половину дня. Рекомендуется чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. Для детей театр-это игра, для родителей - праздник, для педагогов - работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,
Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
Материал презентации будет полезен педагогам, занимающимся развитием речи дошкольников. Материал способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи....

Самообразование «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи детей раннего и дошкольного возраста»
Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и име...

Театральная деятельность - как эффективное средство для улучшения коммуникации и социализации детей дошкольного возраста.
Главной целью этого проекта было раскрепощение детей с тяжелыми нарушениями речи. Исходя из цели, решались следующие задачи:― Развивать речевые способности, а также повышать речевую активность.― Форми...