Театральная деятельность - как эффективное средство для улучшения коммуникации и социализации детей дошкольного возраста.
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Терентьева Ольга Сергеевна

Главной целью этого проекта было раскрепощение детей с тяжелыми нарушениями речи. Исходя из цели, решались следующие задачи:

― Развивать речевые способности, а также повышать речевую активность.

― Формировать умение общаться в детском коллективе.

― Развивать эмоциональность и выразительность речи (мимика, жесты, тембр и силу голоса).

― Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.

― Развивать творческие способности.

― Формировать навыки активности и инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatralnaya_deyatelnost.docx607.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

660001, г. Красноярск, ул. Менжинского, 10 Б

тел. 246-00-55

E-mail: dou12krk@mail.ru

ПРОЕКТ

«Театральная деятельность – как эффективное средство для улучшения коммуникации и социализации детей дошкольного возраста»

Подготовительная логопедическая группа «ИВУШКА»

Подготовила:

Логопед Терентьева О.С.

КРАСНОЯРСК 2020г.

Актуальность проблемы.

          Изучив особенности речевых нарушений детей старшего возраста логопедической группы и принимая во внимание их возрастные особенности, мы выяснили, что у всех детей имеются нарушения общения, а именно:

 нежелание использовать речь в общении;

― отсутствие адекватного контакта с детьми и взрослыми;

― низкий уровень игровой деятельности, в которой отсутствует словесный комментарий.

― недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков.

          Между тем, именно умение общаться является главным критерием социализации ребенка в будущем.

Таким образом, мы вместе определили тему проекта:

«Театральная деятельность – как эффективное средство для улучшения коммуникации и социализации детей дошкольного возраста»

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2020 – апрель 2022)

Участники проекта: дошкольники логопедической группы «Ивушка», учитель – логопед, воспитатели, специалисты МБДОУ №12, родители.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель проекта: формирование коммуникативных качеств детей.

Задачи проекта:

Для детей:

― Развивать речевые способности, а также повышать речевую активность.

― Формировать умение общаться в детском коллективе.

― Развивать эмоциональность и выразительность речи (мимика, жесты, тембр и силу голоса).

― Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.

― Развивать творческие способности.

― Формировать навыки активности и инициативы.

Для родителей:

―Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

―Устанавливать партнерские отношения родителей и педагогов.

―Участвовать в тематических мероприятиях.

Для воспитателей:

― проводить подбор методического, наглядного, художественного материала.

― Создавать условия для занятий театральной деятельностью.

Предполагаемый результат:

― Формирование умения общаться в детском коллективе.

― Повышение культурного уровня детей.

― Повышение речевой активности.

― Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

― Развитие творческих и духовных потребностей ребенка.

― Повышение самооценки детей.

Формы реализации:

Чтение художественной литературы.

Праздники и развлечения.

Экскурсия в театр.

Посещение выездных спектаклей.

Изготовление атрибутов и костюмов.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (1 октября – 1 ноября 2020г.)

• Анализ проблемы. Постановка целей и задач.

• Выявление первоначальных знаний детей о театре (модель трех вопросов).

• Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

• Разработка модели предметно – пространственной среды.

• Привлечение родителей по созданию условий по обогащению предметно – пространственной среды (пошив костюмов, изготовление пальчиковых кукол).

2 этап – практический (с 1 ноября 2020 года по 14 апреля 2022 года)

Организация экскурсии в музыкальный театр.

● Просмотр выездных спектаклей в ДОУ.

●Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Семья – дом».

●Чтение русских народных сказок.

●Игры на развитие мимики и эмоций «Сделай лицо», «Люблю – не люблю»

Показ спектаклей родителям и ребятам из других групп.

3 этап – аналитический

Анализ достигнутых результатов  проекта.

Предполагаемый результат:

Сформированность у детей:

● умения перевоплощаться в роли, импровизировать.

● творческой выразительности интонации, мимики, движений.

● способности предлагать новый замысел игры.

● умения фантазировать, придумывать свой сюжет.

План реализации проекта

Октябрь - ноябрь

«В мире Русских сказок»

Чтение русских сказок.

«Рукавичка», «Репка», «Колобок», «Теремок».

Викторина «Сказочная страна»

Цель: формирование интереса к чтению.

с 01.10.2020

21. 11. 20020

«Спасение Колобка»

Коллективное сочинение  к сказке «Колобок» доброго завершения.

Цель: развитие воображения, связной речи.

28.11.2020

декабрь

Театры города Красноярска

Беседа, рассказы детей.

Экскурсия в музыкальный театр

02.12.2020

Театральное волшебство

Дидактическая игра «Живые куклы».

16.01.2021

Театральные профессии

Беседа о театральных профессиях  (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.)

Игра «Мы работаем в кукольном театре»

Игра «Кукольный театр»

23.02.2021

17.03.2021

Январь

Мы играем в пантомимы.

«Сделай лицо» -

Развивать мимику и пластику движений.

13.04.2021

Драматизация сказки «Колобок»

Показ спектакля родителям и детям группы «Росинка»

- Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.

20.05.2021

«А у нас гастроли»

Показ спектакля  детям младшей группы «Ручеек»

27.05.2021

«Путешествие зайчишки»

Учить распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость)

14.10.2021

Драматизация сказки «Снежный Колобок)

Показ сказки детям из других групп детского сада

10.12.2021

Разгадывание кроссворда: “Сказочные герои”

Развивать умение переключаться

 с одного образа на другой.

17.01.2022

День защитника

Вечер развлечения

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.

22. 02.2022

Показ Драматизации

Сказки «Рукавичка» в  группе «Ручеек»

- Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.

3.03.2022

Беседа: «Театр и музыка»

Передача образа и характерных особенностей героев посредством музыки. Прослушивание детской оперы «Три медведя»

10.03.2022

Репетиция драматизации сказки «Репка» на новый лад

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

- Развивать дикцию.

- Учить строить диалоги.

-Воспитывать терпение и выдержку.

17.03 2022

Репетиция драматизации сказки «Репка» на новый лад

Формировать умение передавать эмоциональное состояние  (злость, грусть, радость, страх)

24. 03.2022

Драматизация

сказки «Репка» (на новый лад)

Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности. 

31. 03.2022

 «Театральная игра «Полет на Луну»

Игра «Подготовка космонавтов»

Игра «Полет на Луну»

(Совместно с группой  Кедровые орешки)

12. 04. 2022

Драматизации «Слоненок пошел учиться»

Отчетный спектакль для родителей.

29.04.2022

Решение коррекционно-развивающих задач через театрально – игровую деятельность.

  1. Развивать активный словарь:
  • уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
  • обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
  • расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов;
  • обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
  1. Формировать и совершенствовать грамматический строй речи:
  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования;
  • Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
  • сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
  1. Развивать связную речь и повышать уровень речевого общения:
  • Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
  • Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
  • Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
  • Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
  1. Развивать мелкую моторику:
  • Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Подведение итогов проекта:

  1. У детей активизировалась речь.
  2. Группа превратилась в дружный коллектив.
  3. Ребята научились легко вовлекаться в игровое и речевое взаимодействие.
  4. У детей возник интерес к чтению.
  5. Дети вместе с родителями стали чаще посещать театры и могли рассказать об этом.
  6. У детей повысилась общая культура.

Родители стали нашими активными участниками и помощниками: взяли на себя изготовление костюмов ко всем спектаклям и были нашими самыми благодарными зрителями.

В мае мы провели рефлексию и выяснили, что дети знают все Красноярские театры и их специализацию, сумели рассказать о просмотренных спектаклях. А самое главное, возникло речевое раскрепощение детей, несмотря на их речевые возможности.

Вывод: на практике мы убедились, что данный проект помог детям успешно адаптироваться в речевом отношении.

Наша театральная жизнь

C:\Users\User\Documents\фото\фото  доу\DSC01368.JPG

В гостях у малышей со спектаклем «Рукавичка».

C:\Users\User\Documents\фото\фото  доу\DSC00626.JPG

Репетиция стилизованной сказки «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует...

Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....

Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности....

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Игры-энергизаторы, как эффективное средство снятия напряжения и внимания у детей дошкольного возраста».

Энергизаторы— это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Эн...

"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн.  Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....