Легоконструирование как средство развития речи дошкольников
статья по развитию речи

В данной статье раскрывается практическая значимость легонструирования. Обосновывается мысль о значении легоконструирования как  средстве, способствующему развитию речи дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legokonstruirovanie_i_razvitie_rechi.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Т.А.

Воспитатель

МБДОУ д/с № 88

г. Белгород,  Россия

Курганская А.А.

педагог-психолог,  

МБДОУ д/с № 88

г. Белгород,  Россия
Легоконструирование как средство развития речи дошкольников 


Аннотация: в данной статье раскрывается практическая значимость легонструирования. Обосновывается мысль о значении легоконструирования как  средстве, способствующему развитию речи дошкольника.

Ключевые слова: легоконструирование, развитие, речь, дошкольник, мышление.

Многие выдающиеся отечественные ученые, такие как И.П. Павлов А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия изучали взаимосвязь обшей и речевой моторики.  В данных исследованиях была выявлена тесная связь со становлением речи и развитие тонких движений пальцев рук. Необходимо отметить, что работа с использованием конструктора ЛЕГО непосредственно направлена на развитие мелкой моторики, мышления, активизацию речевых отделов головного мозга. Дети, часто использовавшие в своей игровой деятельности данный конструктор  или занимающиеся с педагогами легоконструированием, улучшают звукопроизношение, четкость и разборчивость речи.

Применение лего в работе с дошкольниками способствует развитию

сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета; развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму; сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Уже было отмечено, что  конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. у дошкольника развивается внешняя речь, он проговаривает что именно он хочет построить, из каких деталей ему необходимо это сделать, какого цвета он хочет выстроить тот или иной элемент.

 Лего-конструирование состоит из таких операций, как мысленное создание модели (ее образа), воплощение придуманного образа в трехмерном пространстве, приведение в определенную последовательность отдельные части конструктора, его элементы, связка элементов в единую форму. В процессе работы с ЛЕГО О.Ю. Зорина выделяет два взаимосвязанных этапа: замысел, создание первоначального образа и реализация замысла. Сначала ребенок разрабатывает общую стратегию, планирует основные шаги, постоянно экспериментирует, изменяет и дополняет первоначальный план. Работа с конструктором помогает на практике понять все свойства предмета, его положение по отношению к другим предметам. В процессе сборки свои действия ребенок сопровождает речью, называет пространственные понятия (вверх, вниз, вправо, влево, дальше, короче, длиннее и др.) Это способствует укреплению в речи пространственных взаимосвязей и отношений между объектами, что в целом обогащает и расширяет активный словарь ребенка. Преимущества занятий с ЛЕГО заключаются еще и в том, что они позволяют выстроить систему, когда в процесс вовлекаются все стороны речи - от восприятия звука до формирования связной речи. Т.В. Лусс предлагает для этого вводить в занятие различные игровые упражнения, беседы с детьми и др. При этом, хорошо отрабатывается грамматический строй, например, согласование числительных с существительными (сколько колес на машине? сколько окон в домике? и т.д.) Более связными и последовательными становятся пересказы и диалоги детей. Пересказ на основе объёмного образа элементов ЛЕГО, помогает ребёнку понять замысел, сюжет, что находит отражение в рече-языковой деятельности ребенка. Его рассказ становится все более содержательным и последовательным. При этом работа по формированию

Таким образом ЛЕГО способствует активации речевых зон головного мозга, обогащает  связную речь, способствует наращиванию и расширению грамматических конструкций.

Список литературы

1. Грачева М.В. Развитие речи детей дошкольного возраста через использование легоконструирования / М.В. Грачева, Е.А. Татаринцева // Инновационные технологии нового тысячелетия: сб. ст.: в 3 ч. / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа, 2017. – Ч. 2. – С. 163-165.

 2. Зорина О.Ю. Использование лего-технологий как средства коррекции и развития речи дошкольников с ОНР / О.Ю. Зорина // Филологическое образование в период детства. – Т. 22. – 2015. – С. 32-34.

3. ЛЕГО-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. – URL: http://docplayer.ru/30880597-Lego-konstruirovanie-kak-sredstvorazvitiyatvorcheskoy-lichnosti-v-doshkolnom-vozraste.html \

© Попова Т.А., 2024 г.

                                                                       © Курганская А.А., 2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....