Конспект НОД по развитию речи "Родной город Якутск"
план-конспект занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razv_rkchi_rodnoy_gorodtarasovasn.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова Светлана Николаевна. Воспитатель. МДОБУ ЦРР-ДЕТСКИЙ САД #105Умка. Город Якутск
Мастер - класс для педагогов.
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию “Родной город Якутск “
1. | Ф.И.О. педагога | Тарасова Светлана Николаевна |
2. | Возрастная группа: | Старшая группа (дети 5-6 лет) |
3. | Образовательная область: | Речевое развитие |
4. | Время реализации НОД | 25 мин |
5. | Форма образовательной деятельности: | Фронтальное занятие |
6. | Тема: | «Родной город» |
7. | Цель: | Формирование грамматически правильной речи и речевого творчества при закреплении знаний о родном городе. |
8. | Задачи: | Образовательные задачи: 1.Формировать навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности. 2.Учить составлять рассказ, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. 3. Учить отвечать на вопросы полными предложениями. 4. Расширять представления детей о родном городе, продолжать познакомить с достопримечательностями.
Развивающие задачи: 1.Развивать связную речь детей. 2.Развивать словарный запас детей. 3. Развивать у детей память, мышление, моторику рук. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее. |
9. | Методы и приемы реализации содержания занятия: | 1.Словесный метод. Приемы: - беседа; - вопросы; -рассказ воспитателя; - рассказ детей; - словесная игра. 2. Наглядный метод. Приемы: - демонстрация наглядных пособий; - самостоятельные наблюдения детей; - показ способа действия; - наблюдение. 3. Практический метод. Приемы: - чередование видов деятельности; -показ предметов; - наблюдение; - выполнение игровых заданий; - практические работы; - индивидуальная и групповая работа детей; - физкультминутка. 4. Игровой метод. Приемы: - внесение игрушки; - создание игровой ситуации; - обыгрывание игрушки; - дидактическая игра; - словесная игра. |
10. | Интеграция образовательных областей: | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. |
11. | Словарная работа | Якутяне, достопримечательность, республика. |
12. | Предварительная работа | Беседа «Наш город». Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города». Экскурсии по достопримечательностям, площадям и памятникам города. |
13. | Материально – техническое обеспечение | Кукла с крыльями, мяч, мешочек с камушками, пазлы (магазин, аптека, аэропорт), карточки с геометрическими фигурами, мнемотаблицы, аудиозапись «Если весело живется». |
14. | Планируемые результаты | 1.Составляют рассказ, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. 2. Отвечают на вопросы полными предложениями, учить детей подбирать слова - признаки. 3. Расширять представления детей о родном городе, познакомить с некоторыми его достопримечательностями. 4. Отвечают на вопросы полными предложениями, подбирают слова - признаки. 5. Речь связная, активизирован словарный запас. 6. Умеют сотрудничать друг с другом, проявляют инициативу и самостоятельность. 7. Проявляют любовь к родному городу и чувство гордости за него. |
Этап, его продолжительность | Деятельность педагога | Действия детей |
Вводный этап (3 мин) Организационный момент. Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия. | - Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО! - Ребята, сегодня утром я вышла на балкон, чтобы посмотреть, какая погода на улице и увидела гостью. Она сидела на стуле, у нее на крылышках был снежок, она даже немного замерзла. Как вы думаете, кто это может быть? - Я пригласила ее с собой в детский сад. Садитесь на стульчики, я сейчас принесу. ( выношу куклу) - Это ребята фея Эя, она путешествовала по городам и попала в наш красивый город, чтобы познакомиться с ним и его жителями. (кукла облетает детей) | Дети вместе с воспитателем стоят в круг и приветствуют друг друга. Дети высказывают свои предположения. Дети здороваются с куклой |
Основной этап (20 мин) Усвоение знаний и способов действий. Самостоятельное применение новых знаний и способов действий | Воспитатель: Мальчики и девочки, Эя недавно была в Москве, а мы с вами в каком городе живем? Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в нашем городе? Воспитатель: Мы с вами якутяне, мы уже знакомы с нашим городом. Эя тоже хочет посмотреть наш красивый город. А какой у нас город? Воспитатель: В нашем городе много улиц, и нужно Эю познакомить с ними. Игра с мячом «Я живу на улице …» - А на какой улице находится наш детский сад? - Посмотрите, у вас на стульчиках есть карточки, посчитайте, сколько там геометрических фигур. Подойдите к столу с такими же фигурами и цифрой обозначающей количество. Игра-пазлы «Что есть в городе» - Что у вас получилось? Что находится в нашем городе? - А веселиться жители нашего города любят? - Давайте с вами повеселимся. Разминка «Если весело живется» - Сейчас я предлагаю рассказать о нашем городе Эе. А поможет нам таблица. Посмотрите внимательно, подумайте, о чем вы будете рассказывать. | Ответ: Город Якутск. Ответ: Жителей Якутска называют –якутяне. Ответ: Наш город Якутск красивый, большой, чистый, уютный, огромный. Играют с мячом «Я живу на улице …» Ответ: Наш детский сад находится на улице Октябрьская. Дети берут геометрические фигуры и играют в игру пазлы «Что есть в городе». Ответы детей. Ответ: Да Дети выполняют разминку « Если весело живется» Дети: В нашем городе есть театр. Он находится на улице Проспект Ленина. В театре работают актеры, режиссеры, костюмеры. Нужно соблюдать правила, не шуметь, не оставлять мусор. Я люблю смотреть спектакли. Рассказы других детей по схеме мнемотаблицы |
Рассказы детей по схеме мнемотаблицы. | ||
Заключительный этап – рефлексия (2 мин) | -Вот сколько всего мы рассказали о местах в нашем городе. Эя благодарит вас, у нее для вас подарок, волшебный мешочек. - Для вас вот эти красивые камешки, они исполнят ваши желания. Вопросы при получении камешка - Как называют жителей нашего города? - Какие улицы есть в нашем городе? - Где ты любишь гулять в нашем городе? - О каких местах мы рассказали Эе? - На каком транспорте можно путешествовать в нашем городе? Кукла: Ребята, спасибо. Мы с моей новой подругой отправимся завтра на прогулку. Вы тоже можете погулять по городу с родителями и отправить нам фотографии. А можно даже видео, на котором вы расскажете о месте, возле которого вы будете. До свидания, ребята! | Дети берут камешки из мешочка и отвечают на вопросы. Дети прощаются с куклой. |
Конспект НОД в старшей группе «Сказка»
1. | Ф.И.О. педагога | Тарасова Светлана Николаевна |
2. | Возрастная группа: | Старшая группа (дети 5-6 лет) |
3. | Образовательная область: | Социально - коммуникативное развитие |
4. | Время реализации НОД | 25 мин |
5. | Форма образовательной деятельности: | Фронтальное занятие |
6. | Тема: | Секрет дружбы
|
7. | Цель: | Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. |
8. | Задачи: | Образовательные задачи: 1.Учить понимать и оценивать чувства и поступки сверстников, простым способам выхода из конфликтов. 2.Расширять представления детей о дружбе. 3.Закрепить знания о значениях слов: сверстник, бескорыстный, верный, неравнодушный, честный сопереживание, дружба, доброжелательный. Развивающие задачи: 1.Развивать навыки общения, способность к сопереживанию. 2.Развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Воспитательные задачи: 1.Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них. 2. Воспитывать стремление беречь и ценить дружбу. |
9. | Методы и приемы реализации содержания занятия: | 1.Словесный метод. Приемы: - чтение стихотворения; - беседа; - вопросы; -рассказ воспитателя; - рассказ детей. 2. Наглядный метод. Приемы: - демонстрация наглядных пособий; - самостоятельные наблюдения детей; - показ способа действия; - наблюдение. 3. Практический метод. Приемы: - слушание музыки; - сюрпризный момент; - наблюдение; - выполнение игровых заданий; - практические работы; - подгрупповая и групповая работа детей; - физкультминутка. 4. Игровой метод. Приемы: - создание и обыгрывание игровой ситуации; - дидактическая игра. |
10. | Интеграция образовательных областей: | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Музыкальное развитие |
11. | Словарная работа | Сверстник, бескорыстный, неравнодушный, сопереживание, доброжелательный, верный, честный, дружба |
12. | Предварительная работа | Беседы, чтение художественной литературы о дружбе, различных качествах характера человека; разучивание и разбор пословиц о дружбе; игры по социально – коммуникативному развитию, обсуждение проблемных ситуаций, изготовление атрибутов (шапочки-бабочки). |
13. | Материально – техническое обеспечение | Доска, листочки с заданиями, карточки с различными ситуациями, смайлики, запись песни «Дружба крепкая…», черные листочки бумаги на каждого ребенка, две одинаковые корзины, подушки на каждого ребенка. |
14. | Планируемые результаты | 1. Понимают и оценивают чувства и поступки других людей; умеют находить выход из конфликтов. 2.Имеют представление о дружбе. 3.Понимают значение слов: сверстник, дружба, верный, бескорыстный, неравнодушный, сопереживание, честный, доброжелательный. 4.Развивиты навыки общения, способность к сопереживанию. 5. Умеют рассуждать, аргументировать свою точку зрения. 6.Проявляют дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них. |
Этап, его продолжительность | Деятельность педагога | Действия детей |
Вводный этап (3 мин) Организационный момент Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия | - Дети, мы с вами послушаем отрывок из песни, а вы мне скажете, о чем она? (исполняется отрывок из песни «Дружба крепкая») -О чем поется в этой песне? - Верно. Сегодня я хочу поговорить с вами о дружбе. А как вы понимаете, что значит дружить? Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть. Дружить – значит, без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу. Уметь сопереживать (переживать вместе с кем – то). То есть если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. Раздается стук в дверь. Почтальон вручает письмо. - Интересно, что же это за послание? (открываю конверт) Текст письма: Внимание, внимание. Беда! К нашему детскому саду приближается злой волшебник. Он хочет перессорить всех детей, чтобы они выполняли любые его желания. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды! Отправляйтесь в страну Доброты и спасите дерево Дружбы, которое заколдовал коварный волшебник. Если вы выполните правильно все задания, злые чары разрушатся! | Дети вместе с воспитателем встают в круг, взявшись за руки. Ответ: В песне поется о дружбе. Ответы детей. Предполагаемые ответы детей. |
Основной этап (20 мин) Усвоение знаний и способов действий Самостоятельное применение новых знаний и способов действий | -Тогда не будем терять время, если мы полетим, то доберемся быстрее. В этом нам поможет наше воображение: Девочки и мальчики превращайтесь в бабочек. Все на месте повернулись, крылышки расправили И в далекий путь неблизкий дружно мы отправились. Попархали, покружились и на землю опустились. Поднимайтесь поскорей, превращайтесь все в детей. -Вот мы и очутились на месте. Какие же испытания приготовил волшебник? Вот и дерево Дружбы, видно совсем ему плохо – почти все листочки облетели. На доске нарисовано дерево, на котором прикреплены несколько цветов или листочков. Еще 5 разноцветных листьев по количеству заданий лежат под деревом. 1 задание (желтый лист): Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. «Лучший друг» Мой любимый друг хороший – это сверстник мой Алеша Бескорыстный, верный, честный. С ним всегда мне интересно! Он умеет друга слушать, Я ему открою душу: Обо всем ему скажу, Все игрушки покажу. Заводила, фантазер, В играх ловок он и скор Понимает шутки, смех. Друг Алеша – лучше всех! - О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении? Воспитатель обращает внимание на слова: сверстник, бескорыстный, верный, честный. -Сверстник – это человек одного с тобой возраста. Бескорыстный человек – это человек, делающий что – то для другого от чистого сердца, не требуя ничего взамен. Верный – тот, кто не бросит своего друга в трудную минуту, не променяет ни на кого и ни на что. Честный человек - человек, который говорит правду, даже если она не приятна другу, не обманывает. Понимает шутки, смех – значит, умеет веселиться и не обижается по пустякам. - Ребята, вы бы хотели, чтобы ваш друг был таким? - Маша, прикрепи на дерево листик. 2 задание (после его выполнения оранжевый листок возвращается на дерево). - Ребята, вам нужно положить улыбающиеся смайлики рядом с картинкой, где детей можно назвать друзьями и недовольный смайлик там, где показано как друг поступать не станет. -Ребята, объясните свой выбор. - Коля, прикрепи на дерево листик. 3 задание (после его выполнения красный лист прикрепляется к дереву): -Ребята, вам нужно в один ряд положить карточки с ситуациями, в которых вы бы поддержали своего друга, а в другой ряд карточки с занятиями в которых вы бы не стали участвовать. - Какой можно сделать вывод? Всегда ли нужно соглашаться с другом? Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать лучше. - Всегда интересно играть, когда хорошее настроение. Но бывает и так, что ваш друг расстроен или обижен. Что тогда делать? (ответы детей) Правильно. Если друг чем – то расстроен, нужно его обнять и осторожно спросить, что случилось, утешить, постараться отвлечь или развеселить. Можно угостить конфетой, поделиться игрушкой. Это и значит быть внимательными, неравнодушными. Как вы понимаете это слово? (ответы детей) Быть неравнодушным, значит чувствовать чужую боль, когда душе не все равно, что происходит с другом. Равнодушный же человек думает только о себе и своих проблемах. Вряд ли с таким кто – то захочет дружить. ФИЗМИНУТКА «НАСТРОЕНИЕ» Настроение упало, Дело валится из рук… Но ещё не всё пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоём, С облегчением вздохнём – Настроение поднимем И от пыли отряхнём! 4 задание (после его выполнения малиновый листок прикрепляется к дереву): -Бывает так, что даже хорошие друзья сердятся, злятся друг на друга. Человек, находясь во власти таких чувств, причиняет боль и обижает других людей грубыми словами. -Я вам покажу способ, как справиться со злостью и не поссориться. Упражнение - тренинг «Волшебный мешочек». Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. (В конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты.) - Ребята, что нужно сделать, если вы все же повздорили? -Может быть, вы просто плохо поняли друг друга и поэтому обижаетесь. В таком случае лучше объяснить, что ты имеешь в виду, иногда нужно просто извиниться и конечно помириться. Предлагаю вам выучить мирилку. МИРИЛКА Чем ругаться и дразниться, Лучше нам с тобой мириться! Очень скучно в ссоре жить, Потому давай дружить! 5 задание (после его выполнения фиолетовый лист прикрепляется к дереву): Игра «Одно целое». - Настоящие друзья часто встречаются друг с другом, они все делают вместе. Сейчас нас ждет новая игра. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс. Теперь вы становитесь «Одним целым»: у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. (Чтобы третья нога был «дружной», ее можно скрепить веревочкой). Я предлагаю вам так походить, повернуться, сесть, лечь… Посмотрим у которой все движения будут самыми слаженными. | Дети выполняют движения. «Подлетают» к доске и садятся на свои подушечки. Ответы детей: Алеша бескорыстный, верный, честный. С ним всегда мне интересно! Он умеет друга слушать. Дети внимательно слушают воспитателя. Ответ: Да. Маша прикрепляет на дерево листик. Дети делятся на две команды, подходят каждый к своему столу, где разложены карточки с ситуациями. Ответы детей. Коля прикрепляет на дерево листик. Те же команды, но каждой предоставляет свой набор карточек с ситуациями. Ответы детей. Дети выполняют движения физкультминутки. Стоят лицом друг к другу, руки вверх. “Бросают” вниз руки. Грозят указательным пальчиком. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу. Ответы детей Дети играют в игру. |
Заключительный этап – рефлексия (2 мин) | - Ребята, посмотрите на наше дерево ДРУЖБЫ, оно расколдовалось. Значит, мы хорошо поработали и правильно выполнили все задания волшебника. Дерево ДРУЖБЫ в благодарность за ваши усилия, старание дарит вам свои плоды (воспитатель снимает с дерева цветы, к обратной стороне которых прикреплены конфеты). Конфет должно быть в два раза меньше, чем детей. Раздаю конфеты. -Ну, что, все довольны, всем хватило угощения? -Что же делать? Правильно, как положено друзьям, все мы делим пополам! -Вы справились с проверкой и за это волшебный мешочек превратил ваши отрицательные эмоции в конфеты! Пришло время раскрыть вам главный секрет дружбы! Поступайте с друзьями (вообще со всеми людьми) так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами! Если вы хотите, чтобы вам улыбались – улыбайтесь сами, проявляйте внимание, будьте добры и отзывчивы. Уметь дружить – значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей. Дорожите дружбой! «Дружба что стекло – разобьешь, не склеишь» Спасибо вам ребята за работу. Вы молодцы! | Ответы детей. Реакция детей. Ответы детей: все конфеты мы делим пополам! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи " Город мастеров"
Конспект занятия...
Конспект по познавательному развитию "Мой город"
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)Организационная информацияПримечание (дополнительная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьПознавательное развитие...
конспект по познавательному развитию "Наш город" для детей подготовительной группы
Конспект занятия по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города. В занятии использованы игровые технологии....
Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"
Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"...
Конспект по познавательному развитию:"Энгельс- город наш родной".
Цель:Познакомить детей с историей создания города Энгельса,воспитывать патриотические чувства к малой Родине,активизировать словарь детей....
План-конспект беседы по развитию речи "Город, в котором я живу" (старший дошкольный возраст )
Формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей на базе центра нравственно-патриотического воспитания в группе....
конспект по познавательному развитию "Символ города Новочебоксарск"
здесь конспект для средней группы...