Конспект НОД по развитию речи "Родной город Якутск"
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект НОД по развитию речи "Родной город Якутск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razv_rkchi_rodnoy_gorodtarasovasn.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова Светлана Николаевна. Воспитатель. МДОБУ ЦРР-ДЕТСКИЙ САД #105Умка. Город Якутск

Мастер - класс для педагогов.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию “Родной город Якутск “

1.

Ф.И.О. педагога

Тарасова Светлана Николаевна

2.

Возрастная группа:

Старшая группа (дети 5-6 лет)

3.

Образовательная область:

Речевое развитие

4.

Время реализации НОД

25 мин

5.

Форма образовательной деятельности:

Фронтальное занятие

6.

Тема:

«Родной город»

7.

Цель:

Формирование  грамматически правильной речи и речевого творчества при закреплении знаний о родном городе.

8.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Формировать навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.

2.Учить составлять рассказ, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

3. Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

4. Расширять представления детей о родном городе, продолжать познакомить с достопримечательностями.

 

Развивающие задачи:

1.Развивать связную речь детей.

2.Развивать словарный запас детей.

3. Развивать у детей память, мышление, моторику рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

9.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

1.Словесный метод.

Приемы:

-  беседа;

- вопросы;

-рассказ воспитателя;

- рассказ  детей;

- словесная игра.

2. Наглядный метод.

Приемы:

- демонстрация наглядных пособий;

- самостоятельные наблюдения детей;

- показ способа действия;

- наблюдение.

3. Практический метод.

Приемы:

- чередование видов деятельности;

-показ предметов;

- наблюдение;

- выполнение игровых заданий;

- практические работы;

- индивидуальная и групповая работа детей;

- физкультминутка.

4. Игровой метод.

Приемы:

- внесение игрушки;

- создание игровой ситуации;

- обыгрывание игрушки;

- дидактическая игра;

- словесная игра.

10.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

11.

Словарная работа

Якутяне, достопримечательность, республика.

12.

Предварительная работа

Беседа «Наш город».

Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города».

Экскурсии по достопримечательностям, площадям и памятникам города.

13.

Материально – техническое обеспечение

Кукла с крыльями, мяч, мешочек с камушками, пазлы (магазин, аптека, аэропорт), карточки с геометрическими фигурами, мнемотаблицы, аудиозапись «Если весело живется».

14.

Планируемые результаты

1.Составляют рассказ, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

2. Отвечают на вопросы полными предложениями, учить детей подбирать слова - признаки.

3. Расширять представления детей о родном городе, познакомить с некоторыми его достопримечательностями.

4. Отвечают на вопросы полными предложениями, подбирают слова - признаки.

5. Речь связная, активизирован словарный запас.

6.  Умеют сотрудничать друг с другом, проявляют  инициативу и самостоятельность.

7. Проявляют  любовь к родному городу и чувство гордости за него.

Этап, его продолжительность

Деятельность педагога

Действия детей

Вводный этап

(3 мин)

Организационный момент.

Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия.

- Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

- Ребята, сегодня утром я вышла на балкон, чтобы посмотреть, какая погода на улице и увидела гостью.

Она сидела на стуле, у нее на крылышках был снежок, она даже немного замерзла.

Как вы думаете, кто это может быть?

- Я пригласила ее с собой в детский сад. Садитесь на стульчики, я сейчас принесу.

( выношу куклу)

- Это ребята фея Эя, она путешествовала по городам и попала в наш красивый город, чтобы познакомиться с ним и его жителями.

(кукла облетает детей)

Дети вместе с воспитателем стоят в круг и приветствуют друг друга.

Дети высказывают свои предположения.

Дети здороваются с куклой

Основной этап

(20 мин)

Усвоение знаний и способов действий.

Самостоятельное применение новых знаний и способов действий

Воспитатель: Мальчики и девочки, Эя недавно была в Москве, а мы с вами в каком городе живем?

Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в нашем городе?

Воспитатель: Мы с вами якутяне, мы уже знакомы с нашим городом. Эя тоже хочет посмотреть наш красивый город. А какой у нас город?

Воспитатель: В нашем городе много улиц, и нужно Эю познакомить с ними.

Игра с мячом «Я живу на улице …»

- А на какой улице находится наш детский сад?

- Посмотрите, у вас на стульчиках есть карточки, посчитайте, сколько там геометрических фигур. Подойдите к столу с такими же фигурами и цифрой обозначающей количество.

Игра-пазлы «Что есть в городе»

- Что у вас получилось?

Что находится в нашем городе?

- А веселиться жители нашего города любят?

- Давайте с вами повеселимся.

Разминка «Если весело живется»

- Сейчас я предлагаю рассказать о нашем городе Эе. А поможет нам таблица. Посмотрите внимательно, подумайте, о чем вы будете рассказывать.

Ответ: Город Якутск.

Ответ: Жителей Якутска называют –якутяне.

Ответ: Наш город Якутск  красивый, большой, чистый, уютный, огромный.

Играют с мячом «Я живу на улице …»

Ответ: Наш детский сад находится на улице Октябрьская.

Дети берут геометрические фигуры и играют в игру пазлы

«Что есть в городе».

Ответы детей.

Ответ: Да

Дети выполняют разминку « Если весело живется»

Дети: В нашем городе есть театр. Он находится на улице Проспект Ленина. В театре работают актеры, режиссеры, костюмеры. Нужно соблюдать правила, не шуметь, не оставлять мусор. Я люблю смотреть спектакли.

Рассказы других детей по схеме мнемотаблицы

Рассказы детей по схеме мнемотаблицы.

Заключительный этап – рефлексия

(2 мин)

-Вот сколько всего мы рассказали о местах в нашем городе. Эя благодарит вас, у нее для вас подарок, волшебный мешочек.

- Для вас вот эти красивые камешки, они исполнят ваши желания.

Вопросы при получении камешка

- Как называют жителей нашего города?

- Какие улицы есть в нашем городе?

- Где ты любишь гулять в нашем городе?

- О каких местах мы рассказали Эе?

- На каком транспорте можно путешествовать в нашем городе?

Кукла: Ребята, спасибо. Мы с моей новой подругой отправимся завтра на прогулку. Вы тоже можете погулять по городу с родителями и отправить нам фотографии. А можно даже видео, на котором вы расскажете о месте, возле которого вы будете.

До свидания, ребята!

Дети берут камешки из мешочка и

отвечают на вопросы.

Дети прощаются с куклой.

Конспект НОД в старшей группе «Сказка»

1.

Ф.И.О. педагога

Тарасова Светлана Николаевна

2.

Возрастная группа:

Старшая группа (дети 5-6 лет)

3.

Образовательная область:

Социально - коммуникативное развитие  

4.

Время реализации НОД

25 мин

5.

Форма образовательной деятельности:

Фронтальное занятие

6.

Тема:

Секрет дружбы  

                                                   

7.

Цель:

Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.

8.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Учить понимать и оценивать чувства и поступки сверстников, простым способам выхода из конфликтов.

2.Расширять представления детей о дружбе.

3.Закрепить знания о  значениях слов:  сверстник, бескорыстный, верный, неравнодушный, честный

сопереживание, дружба, доброжелательный.

Развивающие задачи:

1.Развивать навыки общения, способность к сопереживанию.

2.Развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

2. Воспитывать стремление беречь и ценить дружбу.

9.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

1.Словесный метод.

Приемы:

- чтение стихотворения;

-  беседа;

- вопросы;

-рассказ воспитателя;

- рассказ  детей.

2. Наглядный метод.

Приемы:

- демонстрация наглядных пособий;

- самостоятельные наблюдения детей;

- показ способа действия;

- наблюдение.

3. Практический метод.

Приемы:

- слушание музыки;

- сюрпризный момент;

- наблюдение;

- выполнение игровых заданий;

- практические работы;

- подгрупповая  и групповая работа детей;

- физкультминутка.

4. Игровой метод.

Приемы:

- создание и обыгрывание игровой ситуации;

- дидактическая игра.

10.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Музыкальное развитие

11.

Словарная работа

Сверстник, бескорыстный, неравнодушный, сопереживание, доброжелательный, верный, честный, дружба

12.

Предварительная работа

Беседы, чтение художественной литературы о дружбе, различных качествах характера человека; разучивание и разбор пословиц о дружбе; игры по социально – коммуникативному развитию, обсуждение проблемных ситуаций, изготовление атрибутов (шапочки-бабочки).

13.

Материально – техническое обеспечение

Доска, листочки с заданиями, карточки с различными ситуациями, смайлики, запись песни «Дружба крепкая…», черные листочки бумаги на каждого ребенка, две одинаковые корзины, подушки на каждого ребенка.

14.

Планируемые результаты

1. Понимают и оценивают чувства и поступки других людей; умеют находить выход из конфликтов.

2.Имеют представление о дружбе.

3.Понимают значение слов: сверстник, дружба, верный,

 бескорыстный,  неравнодушный, сопереживание,

 честный, доброжелательный.

4.Развивиты навыки общения, способность к сопереживанию.

5. Умеют рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

6.Проявляют дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Этап, его продолжительность

Деятельность педагога

Действия детей

Вводный этап

(3 мин)

Организационный момент

Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия

- Дети, мы с вами послушаем отрывок из песни, а вы мне скажете, о чем она? (исполняется отрывок из песни «Дружба крепкая»)

-О чем поется в этой песне?

- Верно. Сегодня я хочу поговорить с вами о дружбе. А как вы понимаете, что значит дружить?    

 Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть. Дружить – значит, без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу. Уметь сопереживать (переживать вместе с кем – то). То есть если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья.

Раздается стук в дверь. Почтальон вручает письмо.

- Интересно, что же это за послание? (открываю конверт)

Текст письма: Внимание, внимание. Беда! К нашему детскому саду приближается злой волшебник. Он хочет перессорить всех детей, чтобы они выполняли любые его желания. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды! Отправляйтесь в страну Доброты и спасите дерево Дружбы, которое заколдовал коварный волшебник. Если вы выполните правильно все задания, злые чары разрушатся!

Дети вместе с воспитателем встают в круг, взявшись за руки.

Ответ: В песне поется о  дружбе.

Ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Основной этап

(20 мин)

Усвоение знаний и способов действий

Самостоятельное применение новых знаний и способов действий

-Тогда не будем терять время, если мы полетим, то доберемся быстрее. В этом

нам поможет наше воображение:

Девочки и мальчики превращайтесь в бабочек.

Все на месте повернулись, крылышки расправили

И в далекий путь неблизкий дружно мы отправились.

Попархали, покружились и на землю опустились.

Поднимайтесь поскорей, превращайтесь все в детей.

-Вот мы и очутились на месте. Какие же испытания приготовил волшебник? Вот и дерево Дружбы, видно совсем ему плохо – почти все листочки облетели.

На доске нарисовано дерево, на котором прикреплены несколько цветов или листочков. Еще 5 разноцветных листьев по количеству заданий лежат под деревом.

1 задание (желтый лист):

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

«Лучший друг»

Мой любимый друг хороший – это сверстник мой Алеша

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу, Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер, В играх ловок он и скор

Понимает шутки, смех.

Друг Алеша – лучше всех!

- О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении?

Воспитатель обращает внимание на слова: сверстник, бескорыстный, верный, честный.

-Сверстник – это человек одного с тобой возраста.

Бескорыстный человек – это человек, делающий что – то для другого от чистого сердца, не требуя ничего взамен.

Верный – тот, кто не бросит своего друга в трудную минуту, не променяет ни на кого и ни на что.

Честный человек - человек, который говорит правду, даже если она не приятна другу, не обманывает.

Понимает шутки, смех – значит, умеет веселиться и не обижается по пустякам.

- Ребята, вы бы хотели, чтобы ваш друг был таким?

 - Маша, прикрепи на дерево листик.

2 задание (после его выполнения оранжевый листок возвращается на дерево).

- Ребята, вам нужно положить улыбающиеся смайлики рядом с картинкой, где детей можно назвать друзьями и недовольный смайлик там, где показано как друг поступать не станет.

-Ребята, объясните свой выбор.

- Коля, прикрепи на дерево листик.

3 задание (после его выполнения красный лист прикрепляется к дереву):

-Ребята, вам нужно в один ряд положить карточки с ситуациями, в которых вы бы поддержали своего друга, а в другой ряд карточки с занятиями в которых вы бы не стали участвовать.

- Какой можно сделать вывод? Всегда ли нужно соглашаться с другом?

Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать лучше.

- Всегда интересно играть, когда хорошее настроение. Но бывает и так, что ваш друг расстроен или обижен. Что тогда делать?  (ответы детей)

Правильно. Если друг чем – то расстроен, нужно его обнять и осторожно спросить, что случилось, утешить, постараться отвлечь или развеселить. Можно угостить конфетой, поделиться игрушкой.

Это и значит быть внимательными, неравнодушными.

Как вы понимаете это слово? (ответы детей)

Быть неравнодушным, значит чувствовать чужую боль, когда душе не все равно, что происходит с другом. Равнодушный же человек думает только о себе и своих проблемах. Вряд ли с таким кто – то захочет дружить.

ФИЗМИНУТКА «НАСТРОЕНИЕ»

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!

4 задание (после его выполнения малиновый листок прикрепляется к дереву):

-Бывает так, что даже хорошие друзья сердятся, злятся друг на друга. Человек, находясь во власти таких чувств, причиняет боль и обижает других людей грубыми словами.

 -Я вам покажу способ, как справиться со злостью и не поссориться.

Упражнение - тренинг «Волшебный мешочек».

Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. (В конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты.)

- Ребята, что нужно сделать, если вы все же повздорили?

-Может быть, вы просто плохо поняли друг друга и поэтому обижаетесь. В таком случае лучше объяснить, что ты имеешь в виду, иногда нужно просто извиниться и конечно помириться.

Предлагаю вам выучить мирилку.

МИРИЛКА

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

5 задание (после его выполнения фиолетовый лист прикрепляется к дереву):

Игра «Одно целое».

- Настоящие друзья часто встречаются друг с другом, они все делают вместе. Сейчас нас ждет новая игра. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс. Теперь вы становитесь «Одним целым»: у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. (Чтобы третья нога был «дружной», ее можно скрепить веревочкой). Я предлагаю вам так походить, повернуться, сесть, лечь… Посмотрим у которой все движения будут самыми слаженными.

Дети выполняют движения.

«Подлетают» к доске и садятся на свои подушечки.

Ответы детей: Алеша

бескорыстный, верный, честный. С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Ответ: Да.

Маша прикрепляет на дерево листик.

Дети делятся на две команды, подходят каждый к своему столу, где разложены карточки с ситуациями.

Ответы детей.

Коля прикрепляет на дерево листик.

Те же команды, но каждой предоставляет свой набор карточек с ситуациями.

Ответы детей.

Дети выполняют движения физкультминутки.

Стоят лицом друг к другу, руки вверх. “Бросают” вниз руки. Грозят указательным пальчиком. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.

Ответы детей

Дети играют в игру.

Заключительный этап – рефлексия

(2 мин)

- Ребята, посмотрите на наше дерево ДРУЖБЫ, оно расколдовалось. Значит, мы хорошо поработали и правильно выполнили все задания волшебника.

Дерево ДРУЖБЫ в благодарность за ваши усилия, старание дарит вам свои плоды (воспитатель снимает с дерева цветы, к обратной стороне которых прикреплены конфеты). Конфет должно быть в два раза меньше, чем детей. Раздаю  конфеты.

-Ну, что, все довольны, всем хватило угощения?

-Что же делать?

Правильно, как положено друзьям, все мы делим пополам!

-Вы справились с проверкой и за это волшебный мешочек превратил ваши отрицательные эмоции в конфеты!

Пришло время раскрыть вам главный секрет дружбы!

Поступайте с друзьями (вообще со всеми людьми) так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами!

Если вы хотите, чтобы вам улыбались – улыбайтесь сами, проявляйте внимание, будьте добры и отзывчивы.

Уметь дружить – значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Дорожите дружбой! «Дружба что стекло – разобьешь, не склеишь»

Спасибо вам ребята за работу. Вы молодцы!

Ответы детей.

Реакция детей.

Ответы детей: все конфеты  мы делим пополам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию "Мой город"

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)Организационная информацияПримечание (дополнительная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьПознавательное развитие...

конспект по познавательному развитию "Наш город" для детей подготовительной группы

Конспект занятия по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города. В занятии использованы игровые технологии....

Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"

Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"...

Конспект по познавательному развитию:"Энгельс- город наш родной".

Цель:Познакомить детей с историей создания города Энгельса,воспитывать патриотические чувства к малой Родине,активизировать словарь детей....

План-конспект беседы по развитию речи "Город, в котором я живу" (старший дошкольный возраст )

Формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей на базе центра нравственно-патриотического воспитания в группе....