Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соколова Ирина Анатольевна

Технологическая карта по развитию речи. Пересказ рассказа Е Снегирева Белек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа Геннадия Снегирева «Белек».

       Цель: создание условий для пересказа текста Г. Снегирева «Белек».

Задачи:

  • Научить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст по цепочке на основе слов и словосочетаний из текста. 
  • Развивать свободное общение детей с педагогом, диалогическую и монологическую формы речи.
  • Развивать слуховое внимание и грамматический строй речи.
  • Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

      Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

      Основные понятия: писатель, рассказ, рассказчик, животные Севера, белек.

     Форма проведения: фронтальная.

Материалы и оборудование: портрет писателя, текст рассказа, предметные картинки по теме «Животные Севера».


Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Время

1

Вводный

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать речевой слух, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель читает стихи, а дети договаривают последнее слово.
***
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
(олень)

***

Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый...
(морж)
***
В развалку ходит неспеша,
Великий рыболов.
В воде летает, что стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит  среди льдин,
Одежда-фрак, зовут...
(пингвин)
***
Мех серебрист. 
Мышей ловец.
С лисою схож, 
зовут...
(песец)
***
В холодной плавает воде

отличный рыболов,
На льдине отдыхает,

свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна...
(тюлень)  

Воспитатель: Ребята, а где живут все эти животные? Давайте их покажем.

Игра на координацию речи с движением «Кто на Севере живёт»

По ледяной пустыне медведица идёт (вперевалочку, медленно),
За нею медвежата (убыстряют шаг) торопятся вперёд.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками),
Повсюду снег и лёд (повороты с вытянутой рукой вправо – влево)
По полынье холодной за нерпой морж плывёт (идут, делая гребки руками),
Бегут, спешат олени (руки скрестить над головой – рога)
Им виден путь едва (бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны) полярная сова.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой детеныш тюленя приплыл к нам в гости. Его папу зовут тюлень, а маму – тюлениха. А как же зовут его?

А его зовут белек, потому что новорожденный детеныш тюленя покрыт длинной белой густой шерстью, совсем, как наш гость. Белек.

Я предлагаю побольше узнать о нашем госте и прочитать о нем рассказ, который написал Геннадий Снегирев (показ портрета писателя). Мы уже читали раньше его рассказы. Помните? Это были рассказы о пингвинах. А сегодня вы услышите рассказ, который называется «Белек».

 

Дети отгадывают загадки, слушают рассказ о писателе

5 минут

2

Основной

Чтение рассказа.

Беседа по вопросам:

  • Кто является рассказчиком?
  • Где находился рассказчик в начале рассказа?
  • Что он увидел на льдине?
  • Чем была покрыта льдина?
  • На что был похож снег?
  • Почему белек остался один на льдине?
  • Как матросы спасали зверька?
  • Почему белек не стал пить молоко?
  • Что произошло дальше?
  • Какое решение приняли матросы?
  • Чем закончилась эта история?

Дидактические игры на выбор.

Игра «Один – много»

Море – моря.

Тюлень  – ...

Снег – …

Льдина – ...

Корабль – …

Матрос – …

     Игра «Слова-родственники»

Морж: моржиха, моржонок, моржата.

Море: морской, моряк, морячок.

Лед: ледок, ледяной.

Игра «Слова наоборот» 

Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.

Тепло– холодно.

Толстый– ...

Отмель – ...

Длинный– ...

Приплывать — ...

Маленький – …

Физкультминутка «Тюлень».

На снегу лежит тюлень,

Двигаться тюленю лень

(дети приседают, вытягивают левую ногу и правую руку в сторону)

У ленивого растяпы

(встают, руки перед грудью)

Превратились в ласты лапы

(изображают движения пловца)

Коль тюлень замерзнет, с ходу

(слегка приседают)

В ледяную прыгнет воду!

(изображают прыжок в воду)

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Пересказ рассказа на основе слов и словосочетаний из текста.

Предлагает детям послушать словосочетания из текста, вспомнить и пересказать ту часть рассказа, к которой они относятся. Например: «Куда ни глянешь». – «Куда ни глянешь, вокруг одни льды…».

Слова и словосочетания: «куда ни глянешь».  «два черных глаза», «замедлил ход», «льдина», «тюлени оставляют» и т.д.

Работа проводится по цепочке. После этого 2–3 ребенка пересказывают рассказ.

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы, рассуждают

Выполняют движения по тексту

Слушают рассказ второй раз

Пересказывают рассказ.

2 минуты

5 минут

3 мин

5 мин

10 минут

3

Заключительный

  • Что мы делали на занятии?
  • Ребята, так о чем же этот рассказ?
  • В чём главный смысл этого рассказа? 
  • Кто написал этот рассказ?
  • Чей пересказ вам понравился больше всего?

(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).

Отвечают на вопросы

Подводят итог

2 минуты

Геннадий Снегирев «Белек» (адаптированный рассказ).

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды перед кораблем.

И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я бы его не заметил.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал.

 Матросы зашумели и сказали, что надо скорее вернуть его на льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Мы пришли на старое место. Только положили белька на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи "Пересказ рассказа Г.Снегирева "Пингвиний пляж"

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.Задачи: - Формирование активного слухового и з...

Конспект НОД по развитию речи Пересказ рассказа из книги Г. Снегирева "Про пингвинов"

Занятие по развитию речи в старшей группеПересказ рассказа из книги Г. Снегирева "Про пингвинов"      Цель. Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жиз...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Старшая группа.Провела Седова О. А. 17.03.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пингвиний пляж» в старшей группе.

Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа....

Технологическая карта ООД развитие речи «Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».

Цель: развитие речи у дошкольников старшего дошкольного возраста, формирование знаний у детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок»Задачи: Совершенствовать умение пер...

Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Технологическая карта по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»

Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»Возрастная группа: воспитанники средней группы.Образовательная область: «Речевое развитие»Вид занятия: ин...