Рассказывание по сюжетной картине "Играем в доктора Айболита".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Паршина Татьяна Валерьевна

Цель - создание условий для составления  рассказа по отдельным фрагментам картины по плану и образцу, данному педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_doktora_aybolita.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказывание по сюжетной картине "Играем в доктора Айболита".

Цель - создание условий для составления  рассказа по отдельным фрагментам картины по плану и образцу, данному педагогом.

Задачи:

 1.Образовательная - обеспечить целостное восприятие картины, обучить детей рассказыванию по отдельному фрагменту картины, побуждать детей составлять описательный рассказ по картине.

2. Развивающие - способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи, активизировать словарный запас детей, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления.

3.Воспитательные - продолжать формировать у детей  положительную установку на участие в занятии, умение слушать друг друга, не перебивая навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.

Детская цель - помочь Айболиту.

Методические приемы:

словесные - беседа, вопрос, объяснение;

наглядные - картина "Играем в доктора Айболита";

практические - действия с д/и;

игровые - дидактические игры, сюрпризный момент, физминутки.

Оборудование - картина О. Р. Гофман «Играем в Айболита», игрушка доктор Айболит, разрезные картинки.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций по сказке, беседы о профессии врача и медицинской сестры, организация сюжетно-ролевой игры «Больница».

Ход НОД.

1.Организационный момент.

 Воспитатель. Ребята, у меня для вас есть загадка, отгадав ее вы узнаете, кто пришел к нам в гости сегодня:

И зайчонок, и волчица

Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

Любит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит)

Воспитатель: Верно, сегодня к нам в гости пришел знаменитый доктор Айболит. Вы помните из какой он сказки? Кто написал сказку про Айболита?

Может кто-нибудь помнит, как она начинается?

Ответы детей.

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок, и медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель: Саша, что делал Айболит в сказке? Маша, как доктор лечил зверей?

Ответы детей.

Ой, ребята, подождите, Айболит мне что- то сказать хочет.

Ребята, доктор принес вам картину, чтобы вы ее посмотрели. Он и сам хотел ее посмотреть, но забыл дома очки. Доктор просит вас рассказать ему, что на ней нарисовано. Поможем доктору?

Ответы детей.

2. Рассматривание картины и беседа по ней. Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Как бы вы ее назвали? Марк, как бы ты назвал картину? Аня, а ты бы как назвала картину? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Степа, кого нарисовал художник?

Виолетта, что делают дети на картине?

Кого вы видите слева на картине? Егор, кого ты видишь слева на картине? Рита, ты согласна с Егором?

Ответы детей. Слева на картине мальчик. Он одет в костюм Айболита.

Воспитатель: Где сидит мальчик? Диана, посмотри внимательнее, где сидит мальчик на картине?

Ответы детей. Под деревом, под пальмой.

 Воспитатель: Как в стихотворении: "Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит!"... Что он делает? Полина, что у него в руках?

Ответы детей: у него в руках трубка. Он хочет послушать больного.

Воспитатель: Что вы видите рядом с табуретом, на котором сидит доктор? Рамиль, что ты видишь?

Ответы детей: Чемоданчик.

Воспитатель: Софья, как ты думаешь, что лежит в чемоданчике?

Ответы детей: лекарства, витамины.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на детей, как они одеты? Соня, кого они принесли на прием к Айболиту?

ответы детей. Мальчик в клетчатых шортах принес мишку. Девочка в розовом сарафане принесла зайчика.

Воспитатель: Ваня, посмотри на картину. Что болит у мишки, как ты думаешь? Ярик, ты согласен с Ваней? Почему ты так думаешь?

Ответы детей: У Мишки болит лапа.

Воспитатель: Правильно, наверное мишка ее поранил. А что болит у зайчика, Алина, как ты думаешь?

Ответы детей: у зайчика болят ушки.

Воспитатель: Наверное он простудился. А что делает медсестра?

Ответы детей: Она помогает доктору, делает укол слонику.

Воспитатель: Кто ждет своей очереди, сидя на табуретки возле стола?

Ответы детей: Маленький мишка.

Воспитатель: Аня, как ты думаешь, что случилось с маленьким мишкой? Как доктор будет лечить его?

Ответы детей: Ему надо измерить температуру.

Воспитатель: Почему ты так думаешь?

ответы детей: Потому что на столе лежит градусник.

Воспитатель: Как одеты доктор и медсестра?

Ответы детей: У Айболита белый халат и белая шапочка с красным крестом, а у медсестры белый халат и белая косынка с красным крестом.

Воспитатель: Степа, что ты видишь около столика?

Ответы детей: Возле столика машина скорой помощи. На ней ездит доктор?

Воспитатель: Маша, куда может поехать доктор на этой машине?

Ответы детей: К тем, кто не может придти, кто сильно болеет.

Воспитатель: Марк, как ты думаешь, детям нравится играть? Почему?

Ответы детей: Им интересно, они улыбаются.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами поиграем. Встаньте рядом со стульчиками:

3. Физминутка «Айболит».

Мы весёлые ребятки, ---Шагают на месте

Дружно делаем зарядку.

Вправо раз, влево раз, ---Руки на пояс, поворот в стороны.

Улыбнёмся всем сейчас.

На носочки дружно встанем- ---На носочках потянуться вверх.

Руки к солнышку потянем.

Загляни к нам солнышко

И погрей нам горлышко---Прыжки с хлопками.

Ну а если заболеем -

Нам поможет Айболит--- ---Ладони к щекам, наклоны головы.

Витаминки нам пропишет ---Колечки каждым пальцем.

И микстурой угостит---Ладошки мисочкой.

4. д/и "Вспомни и назови"

Воспитатель: А теперь, доктор хочет проверить, хорошая ли у вас память. Пожалуйста, перечислите игрушки, которые вы видели на картине. (мишка, зайка, мишутка, машина, чемодан, шприц, градусник, трубка, столик и табуретка) Молодцы, ничего не забыли.

Воспитатель:  Ребята, доктор Айболит научил меня делать массаж, чтобы не болеть. Хотите и я вас научу?

Ответы детей.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело,

Лоб мы тоже разотрем.

Ладошку держим козырьком.

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

Знаем, знаем - да, да, да! Нам простуда не страшна.

4. Составление детьми рассказа по картине.

Воспитатель:

Воспитатель: Отдохнули?

Ответы детей:

Воспитатель: Садитесь на свои места. Пока мы с  вами играли, доктор Айболит забыл все. что вы ему рассказали. Наверное нужно рассказать еще раз. Начну рассказывать я, а вы продолжите:

Художник нарисовал на картине детей в детском саду. Они играют в доктора Айболита. Мальчик в костюме доктора, в белом халате и белой шапочке, сидит под пальмой. Он держит в руке трубку и собирается слушать больных зверей. Рядом с ним на полу стоит чемоданчик с лекарствами.

Теперь каждый из вас продолжит рассказывать про детей. Что они делают? Что у них в руках? Сначала нужно рассказать о мальчике, который сидит рядом с доктором. Попробуй ты, Марк. начни со слов рядом с доктором.

Ответы детей. Рядом с доктором стоит мальчик. Он держит в руках большого мишку. У мишки завязана лапа. Он ее поранил.

Воспитатель: Хорошо. О девочке в розовом сарафане расскажет нам Софья. начни со слов за мальчиком.

Ответы детей: За мальчиком стоит девочка в розовом сарафане. Она держит зайчика с завязанными ушами. Он простудился.

Воспитатель: Теперь ты, Полина, расскажи о девочке в костюме медсестры. Начни со слов девочка в белом халате.

Ответы детей: Девочка в белом халате стоит около столика. Она держит в руках шприц. Девочка хочет сделать укол слонику.

Воспитатель: Егор, расскажи о маленьком мишке и машине.

Ответы детей: Рядом со столиком сидит маленький мишка. Ему нужно измерить температуру. Перед столиком стоит "Скорая помощь". Н ней доктор ездит к больным.

Воспитатель: Аня, расскажи, нравиться ли детям играть.

Ответы детей: Детям нравится играть в Айболита. Им интересно, они улыбаются.

Воспитатель: Вы очень хорошо рассказали о том, как дети играют в доктора. А теперь послушайте весь рассказ целиком. Если вы хорошо помните, о чем мы рассказывали, можете помочь мне и рассказать еще раз вместе со мной.

5. Физминутка

Сначала, дадим отдохнуть нашим спинкам. Встаем и повторяем за мной:

У нас славная осанка

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках.

Пойдем мягко как лисята,

и как серый волк - волчок

И как заинька - трусишка

Вот свернулся волк в клубок

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

6. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на ней.

Художник нарисовал на картине детей в детском саду. Они играют в доктора Айболита. Мальчик в костюме доктора, в белом халате и белой шапочке, сидит под пальмой. Он держит в руке трубку и собирается слушать больных зверей. Рядом с ним на полу стоит чемоданчик с лекарствами.

Рядом с доктором стоит мальчик. он держит в руках мишку. У миши завязана лапа. Он ее поранил.

За мальчиком стоит девочка в розовом сарафане. Она держит в руках зайчика с завязанными ушками. он простудился.

Девочка в белом халате стоит около столика. Она держит в руках шприц. Девочка хочет сделать укол слонику. Рядом со столиком сидит маленький мишка. Ему нужно измерить температуру.

Перед столиком стоит "Скорая помощь" На ней ездит доктор к больным.

Детям нравится играть в доктора Айболита. Им Интересно. Они улыбаются.

7. Рефлексия

Чем мы занимались на занятии?

Ответы детей

Что вам больше всего понравилось?

Кто лучше всех рассказывал сегодня?

Что было самым трудным?

 Ребята, Доктор благодарит вас за помощь и дарит вам пазлы, которые вы соберете все вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему: «Сюжетная игра - помощники доктора Айболита»

Тренинговое занятие по взаимодействию родителей с детьми раннего возраста....

Сюжетная игра - помощники доктора Айболита

Занятие на тему: «Сюжетная игра - помощники доктора Айболита»Цель: познакомить родителей с организацией обучения детей сюжетно-ролевой игреЗадачи:.     1.Создать игровые условия дл...

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Путешествие к Доктору Айболиту" для детей 4-5 лет.

Сценарий сюжетно-ролевой игры с элементами художественно-эстетической деятельности, физкультурными разминками....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Путешествие с Доктором Айболитом"

«Путешествие с Доктором Айболитом» Цели: Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Задачи: 1.Образовательная: знакомить...