ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ (МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ).
картотека по развитию речи
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ (МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_po_formirovaniyu_grammaticheskoj_storony_rechi_detej.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ (МОРФОЛОГИЯ, СИНТАКСИС, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА) | ||||
Игры с предметами Название: «Что поменялось?» Дидактическая задача: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. Игровая задача: догадаться какая матрешка спрятана и тихо-тихо сказать воспитателю Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет матрешка-мама (самая большая матрешка). Игровое действие: Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек. Содержание:
| Настольно-печатные игры Название: «Когда это бывает?» Дидактическая задача: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Игровая задача: рассказать, что нарисовано на картинке, отгадать, какое время года описал друг. Игровое правило: рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают. Игровое действие: Загадывание и отгадывание картинок, вращение стрелки. Содержание:
| Словесные игры Название: «Конь» Дидактическая задача: развивать речь у детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; воспитывать внимание, согласованность действий. Игровая задача: скакать во время произношения стихотворения, остановиться на слове «тпру» Игровое правило: соотносить движения со словами стихотворения. Игровое действие: Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу. Содержание:
Ты скачи. в галоп. Ты лети, конь, скоро-скоро. Через реки, через горы. Все в галоп, в галоп. Гоп-гоп-гоп! (дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все время убыстряется) «Тпру», — говорит воспитатель вместе с ведущим бойцом (дети останавливаются и тоже произносят «Тпру») | ||
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ( 4-5 лет) | ||||
Игры с предметами Называние: Игра магазин Игровая задача: догадаться какой предмет описывает сверстник. | Настольно-печатные игры Название: «Охотник и пастух» Дидактическая задача: упражнять детей в группировки диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово. Игровая задача: найти нужные картинки с изображением животных, рассказать почему взяли именно эти картинки. | Словесные игры Название: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» Игровая задача: отгадать какое действие показывают. | ||
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7) | ||||
Игры с предметами Название: «Кто подойдет, пусть возьмет». Дидактическая задача: учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, количество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на участке (если игра проводится на участке), узнавать орудия труд, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, память, мышление и речь. Игровая задача: Выбрать одну вещь, рассказать о ней не называя ее, отгадать и принести на стол воспитателя. Игровые правила: По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается. Игровые действия: Загадывание, отгадывание, поиск предметов. Содержание: 1.Воспитатель напоминает детям, что недавно у них на занятии была беседа, о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины. 2.Детям нужно выбрать какую – либо одну вещь и рассказать так, что бы другие играющие, узнали о каком инструменте или машине идет речь, но называть предмет нельзя. 3. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол. 4.Игра продолжается пока много разных орудий труда и машин окажется на столе воспитателя. 5.Заканчивается игра отогреванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет | Настольно-печатные игры Название: «Путешествие по городу». Дидактическая задача: Закрепление знаний детей о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен. Игровая задача: найти нужные картинки, поставить на подставку, рассказать, почему взяли именно эти картинки. Игровые правила: отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: людей, транспорт, труд, украшение города. Игровые действия: Поиск картинок. Действия по сигналу. Содержание: 1.Воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одних изображены жители города, на других труд людей, транспорт, здания и украшения городов. 2.Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты. 3.При помощи считалки дети делятся на четыре группы по 2-3 человека. 4.Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе и собрать картинки с изображением людей. другой – на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств. третьей – картинки, на которых воспроизведен разный труд людей. четвертой – рассмотреть и отобразить картинки с рисунками красивых зданий города, его украшениями. 5.По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдаю за ними. 6.Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой), участники группы рассказывают, почему они взяли именно эту картинку. 7.Выигрывает, та группа, которые не ошиблись и быстро поставили свои картинки. 8.Игра повторяется, но при этом необходимо заменить некоторые картинки на другие | Словесные игры Название: «Отгадайка». Дидактическая задача: учить детей описывать предмет, не глядя на него, существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Игровая задача: рассказать о предмете за него, отгадать какой предмет загадал друг. Игровые правила: рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Игровые действия: Передача камешка. Отгадывание, о чем рассказал участник игры. Содержание: 1.Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки. 2.Воспитатель предлагает выбрать детям любой предмет и говорить про него. 3.Воспитатель напоминает детям о правилах игры. 4.После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу). 5.Воспитатель кладет камешек в руку любому играющему, ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. 4.Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. 5. В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей в подборе определений к существительным, антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Презентация "Дидактические игры и упражнения для формирования грамматического строя речи дошкольников".
Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...
Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста состоится, если они овладеют каждой из этих сторон. Соответственно, правильная речь ребенка станет полноценным средством общен...
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников.
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников...