Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Опубликовано 21.09.2022 - 14:33 - Лисина Валентина Николаевна
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста состоится, если они овладеют каждой из этих сторон. Соответственно, правильная речь ребенка станет полноценным средством общения и познания, а личность дошкольника поднимется на ступеньку готовности к школьному обучению.
Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
1. Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана)»
Игрушка из резины — резиновая,
из железа — железная,
из дерева — деревянная,
из меха — меховая,
из пластмассы — пластмассовая.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Мяч — мячик
кукла — куколка
машина — машинка
собака — собачка
пирамида — пирамидка
рука — ручка, рученька
голова — головка, головушка
нога — ножка, ноженька
лицо — личико,
щека — щечка
брови — бровки
3. Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет)
Мяч — мячи — мячей
кукла — куклы — кукол
кубик — кубики — кубиков
мишка — мишки — мишек
собачка — собачки — собачек
пирамида — пирамиды — пирамид
матрешка — матрешки — матрешек,
нога — ноги — ног
машина — машины — машин
рука — руки — рук
лицо — лица — лиц
плечо — плечи — плеч
щека — щеки — щек
ресница — ресницы — ресницФ
бровь — брови — бровей.
4. Согласование существительного с личным местоимением
Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка; мой — мяч, мишка, слон.
5. Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)
Машина стоит — машины стоят,
кукла спит — куклы спят,
собачка лает — собачки лают,
мяч лежит — мячи лежат,
мишка ревет — мишки ревут,
машина едет — машины едут.
6. Согласование существительного с прилагательным
Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;
кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т. п.
7. Формирование сложноподчиненного предложения с союзом «а» (детям от 6 лет)
Кукла большая, а пирамидка маленькая;
мяч резиновый, а машина железная;
мишка меховой, а кукла резиновая;
кубик квадратный, а мяч круглый.
8. Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная
сыро — сырая
хмуро — хмурая
солнечно — солнечная
ясно — ясная.
9. Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет)
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Перелётные птицы
10. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
аист — аистенок,
11. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
12. Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)
Клин лебедей — лебединый,
караван журавлей —. ,
стая уток —. ,
грачей —. ,
соловьев —. .
13. Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5- 7 лет)
Сок из помидоров — томатный,
из огурцов — огуречный,
из моркови — морковный,
из капусты — капустный,
из свеклы — свекольный;
грядка с огурцами — огуречная,
с морковью — морковная,
с картофелем — картофельная,
с кабачками — кабачковая,
с тыквой — тыквенная.
14. Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее
мягкий — мягче
твердый — тверже
длинный — длиннее
короткий — короче
добрый — добрее
злой — злее
сильный — сильнее
слабый — слабее
высокий — выше
низкий — ниже
толстый — толще
тонкий — тоньше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Презентация "Дидактические игры и упражнения для формирования грамматического строя речи дошкольников".
Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...