Конспект ООД в средней группе на тему: «Народные символы России»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Екатерина Менякина

Цель: воспитание патриотических чувств, посредством знакомства с народными символами России. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить народные символы России: берёзка, балалайка, ложки, самовар, матрёшка. 2. Обогатить запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения. Развивающие: 1. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. 2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, фольклору. Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны. 2. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к неофициальным символам России. Предварительная работа: Беседы о России, рассматривание иллюстраций "Музыкальные инструменты России", организация выставки "Символы России", лепка на тему: "Балалайка", "Кокошник", рисование на тему: "Берёзка", "Балалайка", "Кокошник". Словарные слова: Россия, Родина, сувенир, символ, балалайка, матрешка, самовар, ложки, берёзка. Оборудование: набор из матрёшек, балалайка, самовар, деревянные ложки, дидактический материал (самовары), коробка для посылки, мультфильм о самоваре, берёзка, ленточка. Ход занятия: Дети входят в зал под русскую народную мелодию становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Дети: Здравствуйте! (хором) Воспитатель: Дети берутся за руки. Вот и собрался наш круг. Руку дал другу друг. Ксюша дала руку Ване, А Ваня дал руку Милане….. (про каждого ребенка по кругу) Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе) На экране включается видео письмо. (Просмотр отрывка из мультфильма "Чунга-Чанга") Воспитатель: Дети из Африки спели нам песню о своём острове. И просят нас прислать им сувениры, которые помогут рассказать о нашей стране. Ну что поможем? Дети: Да! Воспитатель: А как называется наша страна? Дети: Россия. Воспитатель: А как называют жителей живущих в России? Дети: Россияне. Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте отгадаем загадку и узнаем, какой русский сувенир мы можем отправить ребятам: Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы - ... (Матрешки) Воспитатель: Правильно, это матрешки. А что вы можете рассказать об этой куколке? Дети: Эта кукла самый популярный русский сувенир. Матрешка - символ семьи и дружбы. Название игрушки произошло от имени Метрёна. Это имя очень любили на Руси. Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка - самый узнаваемый и знаменитый сувенир России. Обычно матрешка состоит из 8 куколок, но бывает намного больше. Д/И "Собери матрешку" Дети подходят к столу где лежат матрешки. Складывают их в нужном порядке. Воспитатель: Молодцы. Посмотрите как расписаны матрешки. У каждой свой узор! В каждой деревне России свой узор росписи матрешки. (Матрешку кладем в посылку) Просмотр мультфильма. Воспитатель: Что вы можете рассказать о самоваре? Дети: Самовар - это устройство чтобы кипятить воду для чая. Только на Руси пили чай из самовара. Самовар - символ уюта, тепла семейного очага. Вокруг него собиралась вся семья. Воспитатель: А вы знали, что город Тулу называют самоварной столицей? В этом городе много-много лет назад два брата Иван и Назар изобрели первый самовар. Подойдите к столу и постарайтесь собрать из пазла самовар, собрав вы увидите как расписывали самовары. Д/И "Собери картинку" (каждый ребёнок собирает самовар соответственно узору ) Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие они красивые. Расписанные разными, необычными узорами. Отправляем самовар детям? (Да) (Кладем самовар в посылку) Воспитатель: Загадка. Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок - тонкий, Голосок - звонкий. (Балалайка) Танец детей с платочками и балалайкой. Воспитатель: Да, это балалайка. А что это такое, кто знает? Ребенок: Это музыкальный инструмент. С балалайкой выступали на Руси на ярмарках и веселили народ. Дети: Балалайка - треугольной формы и у нее 3 струны. Это народный русский музыкальный инструмент. Не один народный ансамбль не обходится без балалайки. Давайте с вами послушаем как звучит балалайка. Воспитатель: Вам понравилось выступление? (Да) Давайте балалайку отправим детям Африки. Воспитатель: Давайте отгадаем еще одну загадку : Деревянные подружки Звонко бьются друг о дружку, Расписные, как матрешки. Угадали? Это… (ложки) Воспитатель: Что вы знаете о ложках? Дети: Это музыкальный инструмент. На звучание ложек влияет из какого дерева они сделаны и их размер. Иногда на ручки ложек ещё вешают колокольчики. Воспитатель: Простые деревянные ложки стали знамениты на весь мир, став ударными музыкальными инструментами. Это показывает изобретательность и талант русского народа. Давайте ложки отправим для наших друзей. Воспитатель: Загадка: Русская красавица стоит на поляне: в зелёной кофточке, в белом сарафане. (Береза) Воспитатель: Берёзу сравнивали с русской красавицей, это дерево своей красотой вдохновляло людей писать стихи и песни. А что вы знаете о березе? Дети: Береза - символ красоты и долголетия. Она растет во всех уголках нашей страны. Из молодых листочков березы заваривали чай, а из бересты делали лапти и шкатулки. Воспитатель: Давным - давно на Руси была традиция загадывать желание и завязывать на березке ленточки, а после водить хороводы вокруг березки. Предлагаю сейчас и вам завязать ленточки на нашей березке и пожелать, чтоб дети из Африки приехали к нам в гости и познакомились ближе с нашей страной. А теперь по традиции заведем хоровод. Хоровод «Мы вокруг берёзки» под песню "Матушка-земля". Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, кому мы должны отправить посылку? Перечислите сувениры, которые мы сложили в посылку? Отправим посылку детям в Африку. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Государственные символы России»

Развивать патриотические чувства, любовь к Родине.Познакомить детей с символикой России, развивать познавательный интерес к истории государства....

Конспект беседы в средней группе «Знакомство с государственными символами России

Материал может ипользоваться воспитателями для детей средней группы....

Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»

Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...

Конспект занятия в средней группе по патриотическому воспитанию "Символы России"

В ходе занятия дети уточняют понятия "Родина", "символы", закрепляют представления о   матрешке, березе, с помощью загадок, песен, дидактических и подвижных игр, рассказа...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Государственные символы России"

Конспект занятия в старшей группе на тему  "Государственные символы России"...

Конспект открытого занятия на тему "Народные символы России"

Конспект открытого занятия на тему "Народные символы России"...

Проектная деятельность в средней группе на тему "Народные промыслы России"

Данный материал содержит обучающую информацию о народных промыслах России в средней группе детского сада....