Конспект открытого занятия на тему "Народные символы России"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект открытого занятия на тему "Народные символы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_narodnye_simvoly_rossii.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеёк»
Конспект
комплексного занятия для детей 4-5 лет
на тему:
«Народные символы России»
Подготовила: Пашина Татьяна Геннадьевна
воспитатель
г. Тамбов
Цель: воспитание нравственно- патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с некоторыми народными символами России.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представления детей о России, как о стране, в которой они живут;
- на доступном для детей данного возраста, уровне, раскрыть понятие «символ»;
- формировать представление о берёзе, балалайке, матрёшке, как о народных символах России.
Развивающие:
- побуждать детей принимать участие в беседе: отгадывать загадки, исполнять хороводы, играть в игры;
- активизировать в речи детей прилагательные, пополнять словарный запас детей;
- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству;
- развивать познавательный интерес детей к народному творчеству.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство патриотизма, эмоционально- положительное отношение к народным символам России;
- воспитывать любовь и уважение к Родине, культуре русского народа;
- воспитывать эстетические чувства.
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие;
-социально- коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно- эстетическое развитие;
- музыкальное развитие.
Предварительная работа:
Беседы о российской символике с просмотром иллюстраций. Рассматривание иллюстраций городов России. Выполнение работ по мотивам народного декоративно- прикладного искусства. Лепка сувенира «Матрёшка» из глины.
Материалы и оборудование:
Декорация «Тройка лошадей»; объёмная декорация «Русская берёзка» ; балалайка; матрёшка; иллюстрации «Изделия из бересты», «Народные символы России»; береста.
Фрагменты музыкальных записей: П.И. Чайковский «Времена года. Тройка. Ноябрь», народная музыка «Во поле берёзка стояла».
Атрибуты для детей: для девочек-разноцветные косынки, для мальчиков- фуражки с цветком.
Для практической деятельности: матрёшки из глины, покрытые белой гуашью; гуашевые краски; кисти №2; салфетки; доски; баночки-непроливайки с водой.
Ход занятия
- Вводная часть
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты- мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Ребята, сегодня мы узнаем много интересного о нашей стране. А как же она называется? (Страна, в которой мы живём называется Россия)
- А как называют людей, живущих в России? (Людей, живущих в России называют россияне)
- На каком языке говорят россияне? (Россияне говорят на русском языке)
- Наша Россия - очень большая и красивая страна! В ней много высоких гор, больших и глубоких рек, озёр, морей, густых лесов и бескрайних степей.
Люблю тебя, моя Россия
Степей задумчивую грусть
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом «Русь».
-Ребята, именно так люди называли Россию в давние времена.
- Основная часть
- Сегодня я предлагаю вам совершить туда путешествие и познакомиться с некоторыми народными символами нашей страны.
Народные символы - это важные, значимые для нас- россиян предметы, растения, животные, которые часто встречаются у нас в России. И то, что люди других стран представляют о нашей стране.
- Сейчас я вас превращу в русских красавиц и добрых молодцев и мы отправимся в путешествие!
Воспитатель надевает на девочек платочки, на мальчиков фуражки.
-А отправимся мы с вами на лошадках.
Воспитатель подводит детей к декорации лошадей.
- В давние времена не было машин, автобусов, и русские люди на большие расстояния передвигались именно так, запрягали лошадей. Одной лошадке было тяжело перевозить большое количество людей, поэтому запрягали трёх лошадей. Тройка лошадей бежала очень быстро, а что бы её было слышно издалека, к дугам для упряжки лошадей привязывали колокольчики. В зимнее время передвигались на санях, а летом- на колёсах.
Звучит фрагмент музыкальной записи П.И. Чайковского «Времена года. Тройка»
Перед детьми объёмная декорация берёзки.
Вниманию детей предлагается загадка:
Белая кора, тоненькие ветки
Что это такое?
Отгадайте, детки. (Берёза)
- Берёза- самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. Это символ красоты нашей природы, символ нашей страны.
Любит наш народ берёзу за её красоту и пользу. Много песен о ней сложено, стихов.
- А кто знает, какую пользу она приносит? (Ответы детей)
- Из берёзовых почек делают лекарства, пьют берёзовый сок. А из белой коры берёзы- бересты, люди создавали и создают красивые предметы: туеса, плетёные короба, игрушки.
Туесок – это небольшой сосуд из бересты с крышкой, в котором удобно хранить крупы, сушёные ягоды и многое другое.
Показ иллюстраций.
- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас в России. Поэтому и называют берёзу русским деревом.
- А где мы с вами можем встретить берёзку?(Ответы детей)
- На территории нашего детского сада произрастает большое количество берёз.
- В старину на праздники, берёзку белоствольную наряжали, украшали лентами и бусами, водили хороводы, пели песни, проводили игры. Веточки у берёзки длинные, тонкие, как косички у девочек.
Словно, косы распустила и стоит во всей красе
Ветками, качая мило-
Вот её и любят все…
- Сейчас мы с вами тоже украсим нашу берёзку и поводим вокруг неё хоровод.
Дети берут ленточки и завязывают их на ветки.
Звучит фрагмент музыкальной записи народной песни «Во поле берёзка стояла» ( под балалайку)
- В замечательной русской народной песне, которая только что прозвучала, отчётливо слышался один инструмент. Какой же? (Балалайка)
Демонстрация инструмента.
- Что вы можете сказать о том, как звучит балалайка? (Звонко, весело, быстро, радостно, забавно)
- Издавна балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не обходился без песен и танцев под балалайку. Давайте вместе произнесём слово и вслушаемся в него: «балалайка», или как её ещё называли «балабайка». Очень похожи эти слова на слова балакать, балагурить, что означает болтать, разговаривать попусту. Эти понятия верно передают характер этого русского инструмента – звонкого, забавного.
- Ещё с одним символом России мы познакомимся сегодня. Отгадайте
загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
Демонстрация игрушки
- Ребята, а давайте сейчас расскажем об этой игрушке.
- Из какого материала она сделана? (Из дерева)
- Значит, она какая? (Деревянная)
- Но ведь дерево светлое, а матрёшка какая? (Матрёшка цветная, интересная, красочная, красивая)
- Кто матрёшку сделал такой? (Матрёшку расписал красками художник)
- Скажите, какое лицо у матрёшки? (Лицо у матрёшки доброе, приветливое, красивое, весёлое)
- Какие у неё глазки, щёчки? (Глаза у матрёшки большие, красивые. Щёчки у матрёшки румяные, розовые).
- Во что одета матрёшка? (Матрёшка одета в платок, кофту и сарафан).
Одному из детей предлагается составить описательный рассказ про матрёшку.
- Речевая игла с движением «Матрёшка, ты где?»
Дети образуют круг и прячут руки за спину. Воспитатель обходит вокруг детей , держа разборных матрёшек и произносит слова:
Хожу, брожу, матрёшку держу
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Незаметно воспитатель вкладывает по половине матрёшки в руки детям, стоящим по противоположным сторонам круга. По команде «Матрёшка, ты где, покажись пожалуйста!», дети выбегают на середину круга и соединяют половинки своих матрёшек.
- Физкультминутка «Наша Родина- Россия»
В нашей стране- горы высокие (Дети тянутся на носочках вверх)
Реки глубокие (Дети присаживаются на корточки)
Степи широкие (Руки разводят в стороны)
Леса большие (Руки поднимают вверх)
А мы – ребята, вот такие! (Дети поднимают большой палец вверх)
5. Практическая деятельность. Роспись сувениров- матрёшек из глины «Украсим матрёшкам сарафан»
- Ребята, совсем недавно, мы с вами учились лепить матрёшки из глины, потом, когда наши работы высохли, мы их покрыли белой краской. Сегодня я вам предлагаю стать художниками и расписать сарафаны ваших матрёшек. Но для начала, давайте вспомним, какие техники рисования мы с вами знаем? (Приём тычка, примакивание, умеем рисовать прямые и волнистые линии)
- Вот уже много лет, дети любят играть с матрёшкой. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу, украшает жилища. Матрёшек дарят гостям. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свой сувенир.
Самостоятельная работа детей.
- Подведение итогов занятия.
Работа с мольбертом, на котором размещены иллюстрации народных символов России.
- Ребята, с какими же народными символами нашей страны вы сегодня познакомились?
(На занятии мы познакомились с такими символами, как тройка лошадей, берёза, балалайка, матрёшка)
- Ребята, мы с вами проживаем в России и должны любить и гордиться нашей великой Родиной! Сегодня вы были очень активны! И за это я вас хочу поблагодарить.
Вручение детям сувениров за участие в занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект открытого занятия “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!”
Цели:~ познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;~ ...
Конспект открытого занятия " Живи, цвети моя Россия"
Конспект организованной образовательной деятельностиТема: «Живи, цвети моя Россия!»старшая, подготовительная группавоспитатель: Любанова Т.С. Цель: Приобщение детей к истории Ро...
Конспект открытого занятия "Кукла Матрёшка -символ России"
Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром является символом нашей страны, России....
Конспект открытого занятия «Знакомство с символикой России» по патриотическому и нравственному воспитанию старший дошкольный возраст.
Наша Родина. Если долго-долго-долгоВ самолёте на...
Конспект открытого занятия "Есть уголок в России, моя малая родина Красный Гуляй"
Сообщить детям первоначальные сведения о родном крае, о народностях проживающих на территории района. Воспитывать уважительное отношение к истории родного края....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Россия – страна моя родная»
Цель: воспитывать чувство патриотизма к родной стране.Задачи:Познакомить с разными природными зонами нашей страны;Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Байкала;Познакомить с долин...
Конспект открытого занятия из двух частей "Россия- Родина моя"
Занятие по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя"Общая длительность 45 минут. Разбито на две части. Первая - познавательно-ознакомительная. Затем перерыв 20 минут.Вторая часть - иг...