Конспект открытого занятия на тему "Народные символы России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Пашина Татьяна Геннадьевна

Конспект открытого занятия на тему "Народные символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_narodnye_simvoly_rossii.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеёк»


Конспект

комплексного занятия для детей 4-5 лет

на тему:

«Народные символы России»

Подготовила: Пашина Татьяна Геннадьевна

воспитатель

г. Тамбов

Цель: воспитание нравственно- патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с некоторыми народными символами России.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить представления детей о России, как о стране, в которой они живут;

- на доступном для детей данного возраста, уровне, раскрыть понятие «символ»;

- формировать представление о берёзе, балалайке, матрёшке, как о народных символах России.

Развивающие:

- побуждать детей принимать участие в беседе: отгадывать загадки, исполнять хороводы, играть в игры;

- активизировать в речи детей прилагательные, пополнять словарный запас детей;

- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству;

- развивать познавательный интерес детей к народному творчеству.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма, эмоционально- положительное отношение к народным символам России;

- воспитывать любовь и уважение к Родине, культуре русского народа;

- воспитывать эстетические чувства.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие;

-социально- коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- художественно- эстетическое развитие;

- музыкальное развитие.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике с просмотром иллюстраций. Рассматривание иллюстраций городов России. Выполнение работ по мотивам народного декоративно- прикладного искусства. Лепка сувенира «Матрёшка» из глины.

Материалы и оборудование:

Декорация «Тройка лошадей»; объёмная декорация «Русская берёзка» ; балалайка; матрёшка; иллюстрации «Изделия из бересты», «Народные символы России»; береста.

Фрагменты музыкальных записей: П.И. Чайковский «Времена года. Тройка. Ноябрь», народная музыка «Во поле берёзка стояла».

Атрибуты для детей: для девочек-разноцветные косынки, для мальчиков- фуражки с цветком.

Для практической деятельности: матрёшки из глины, покрытые белой гуашью; гуашевые краски; кисти №2; салфетки; доски; баночки-непроливайки с водой.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты- мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Ребята, сегодня мы узнаем много интересного о нашей стране. А как же она называется? (Страна, в которой мы живём называется Россия)

- А как называют людей, живущих в России? (Людей, живущих в России называют россияне)

- На каком языке говорят россияне? (Россияне говорят на русском языке)

- Наша Россия - очень большая и красивая страна! В ней много высоких гор, больших и глубоких рек, озёр, морей, густых лесов и бескрайних степей.

Люблю тебя, моя Россия

Степей задумчивую грусть

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом «Русь».

-Ребята, именно так люди называли Россию в давние времена.

  1. Основная часть

- Сегодня я предлагаю вам совершить туда путешествие и познакомиться с некоторыми народными символами нашей страны.

Народные символы - это важные, значимые для нас- россиян предметы, растения, животные, которые часто встречаются у нас в России. И то, что люди других стран представляют о нашей стране.

- Сейчас я вас превращу в русских красавиц и добрых молодцев и мы отправимся в путешествие!

Воспитатель надевает на девочек платочки, на мальчиков фуражки.

-А отправимся мы с вами на лошадках.

Воспитатель подводит детей к декорации лошадей.

- В давние времена не было машин, автобусов, и русские люди на большие расстояния передвигались именно так, запрягали лошадей. Одной лошадке было тяжело перевозить большое количество людей, поэтому запрягали трёх лошадей. Тройка лошадей бежала очень быстро, а что бы её было слышно издалека, к дугам для упряжки лошадей привязывали колокольчики. В зимнее время передвигались на санях, а летом- на колёсах.

Звучит фрагмент музыкальной записи П.И. Чайковского «Времена года. Тройка»

Перед детьми объёмная декорация берёзки.

Вниманию детей предлагается загадка:

Белая кора, тоненькие ветки

Что это такое?

Отгадайте, детки. (Берёза)

- Берёза- самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. Это символ красоты нашей природы, символ нашей страны.

Любит наш народ берёзу за её красоту и пользу. Много песен о ней сложено, стихов.

- А кто знает, какую пользу она приносит? (Ответы детей)

- Из берёзовых почек делают лекарства, пьют берёзовый сок. А из белой коры берёзы- бересты, люди создавали и создают красивые предметы: туеса, плетёные короба, игрушки.

Туесок – это небольшой сосуд из бересты с крышкой, в котором удобно хранить крупы, сушёные ягоды и многое другое.

Показ иллюстраций.

- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас в России. Поэтому и называют берёзу русским деревом.

- А где мы с вами можем встретить берёзку?(Ответы детей)

- На территории нашего детского сада произрастает большое количество берёз.

- В старину на праздники, берёзку белоствольную наряжали, украшали лентами и бусами, водили хороводы, пели песни, проводили игры. Веточки у берёзки длинные, тонкие, как косички у девочек.

Словно, косы распустила и стоит во всей красе

Ветками, качая мило-

Вот её и любят все…

- Сейчас мы с вами тоже украсим нашу берёзку и поводим вокруг неё хоровод.

Дети берут ленточки и завязывают их на ветки.

Звучит фрагмент музыкальной записи народной песни «Во поле берёзка стояла» ( под балалайку)

- В замечательной русской народной песне, которая только что прозвучала, отчётливо слышался один инструмент. Какой же? (Балалайка)

Демонстрация инструмента.

- Что вы можете сказать о том, как звучит балалайка? (Звонко, весело, быстро, радостно, забавно)

- Издавна балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не обходился без песен и танцев под балалайку. Давайте вместе произнесём слово и вслушаемся в него: «балалайка», или как её ещё называли «балабайка». Очень похожи эти слова на слова балакать, балагурить, что означает болтать, разговаривать попусту. Эти понятия верно передают характер этого русского инструмента – звонкого, забавного.

- Ещё с одним символом России мы познакомимся сегодня. Отгадайте

загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Демонстрация игрушки

- Ребята, а давайте сейчас расскажем об этой игрушке.

- Из какого материала она сделана? (Из дерева)

- Значит, она какая? (Деревянная)

- Но ведь дерево светлое, а матрёшка какая? (Матрёшка цветная, интересная, красочная, красивая)

- Кто матрёшку сделал такой? (Матрёшку расписал красками художник)

- Скажите, какое лицо у матрёшки? (Лицо у матрёшки доброе, приветливое, красивое, весёлое)

- Какие у неё глазки, щёчки? (Глаза у матрёшки большие, красивые. Щёчки у матрёшки румяные, розовые).

- Во что одета матрёшка? (Матрёшка одета в платок, кофту и сарафан).

Одному из детей предлагается составить описательный рассказ про матрёшку.

  1. Речевая игла с движением «Матрёшка, ты где?»

Дети образуют круг и прячут руки за спину. Воспитатель обходит вокруг детей , держа разборных матрёшек и произносит слова:

Хожу, брожу, матрёшку держу

Разберу пополам, деткам в ручку дам.

Незаметно воспитатель вкладывает по половине матрёшки в руки детям, стоящим по противоположным сторонам круга. По команде «Матрёшка, ты где, покажись пожалуйста!», дети выбегают на середину круга и соединяют половинки своих матрёшек.

  1. Физкультминутка «Наша Родина- Россия»

В нашей стране- горы высокие (Дети тянутся на носочках вверх)

Реки глубокие (Дети присаживаются на корточки)

Степи широкие (Руки разводят в стороны)

Леса большие (Руки поднимают вверх)

А мы – ребята, вот такие! (Дети поднимают большой палец вверх)

5. Практическая деятельность. Роспись сувениров- матрёшек из глины «Украсим матрёшкам сарафан»

- Ребята, совсем недавно, мы с вами учились лепить матрёшки из глины, потом, когда наши работы высохли, мы их покрыли белой краской. Сегодня я вам предлагаю стать художниками и расписать сарафаны ваших матрёшек. Но для начала, давайте вспомним, какие техники рисования мы с вами знаем? (Приём тычка, примакивание, умеем рисовать прямые и волнистые линии)

- Вот уже много лет, дети любят играть с матрёшкой. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу, украшает жилища. Матрёшек дарят гостям. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свой сувенир.

Самостоятельная работа детей.

  1. Подведение итогов занятия.

Работа с мольбертом, на котором размещены иллюстрации народных символов России.

- Ребята, с какими же народными символами нашей страны вы сегодня познакомились?

(На занятии мы познакомились с такими символами, как тройка лошадей, берёза, балалайка, матрёшка)

- Ребята, мы с вами проживаем в России и должны любить и гордиться нашей великой Родиной! Сегодня вы были очень активны! И за это я вас хочу поблагодарить.

Вручение детям сувениров за участие в занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого занятия “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!”

Цели:~       познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;~       ...

Конспект открытого занятия " Живи, цвети моя Россия"

Конспект  организованной образовательной деятельностиТема: «Живи, цвети моя Россия!»старшая, подготовительная группавоспитатель: Любанова Т.С.  Цель:  Приобщение детей к истории Ро...

Конспект открытого занятия "Кукла Матрёшка -символ России"

Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром является  символом нашей страны, России....

Конспект открытого занятия "Есть уголок в России, моя малая родина Красный Гуляй"

Сообщить детям первоначальные сведения о родном крае, о народностях проживающих на территории района. Воспитывать уважительное отношение к истории родного края....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Россия – страна моя родная»

Цель: воспитывать чувство патриотизма к родной стране.Задачи:Познакомить с разными природными зонами нашей страны;Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Байкала;Познакомить с долин...

Конспект открытого занятия из двух частей "Россия- Родина моя"

Занятие по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя"Общая длительность 45 минут. Разбито на две части. Первая - познавательно-ознакомительная. Затем перерыв 20 минут.Вторая часть - иг...