Творческий проект "Эта волшебная книжная страна"
методическая разработка по развитию речи

Карпова Елена Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_eta_volshebnaya_knizhnaya_strana.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Эта волшебная книжная страна»

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Во все времена ценность книги и чтения неоспоримы. Книга для человека, это универсальное, в первую очередь воспитывающее, развивающее и образовательное средство. С самых ранних лет детская литература формирует личность ребенка, воспитывает его нравственные качества, помогает видеть добро и зло, через поступки героев, позволяет усвоить нормы поведения.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературе в частности. На мой взгляд, существует ряд факторов, вызывающих это явление. Одна из причин – это отношение к книге в семье.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских интересов. К сожалению, в современных семьях чтение ребенку вслух, в том числе на ночь, не пользуется популярностью. Исследования оксфордских ученых показали , что ранний отказ от чтения на ночь сказывается на способностях детей к их дальнейшей образованности. Примерно две трети дошкольников шести лет получают удовольствие от совместного чтения на ночь и в другое время. В силу занятости родители подменяют чтение книг ребенку компьютерными играми, просмотром телевизионных передач.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, активно переносит понравившийся сюжет в самостоятельную игру. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Регулярное совместное чтение способствует развитию речи ребенка, внимания, памяти, воображения, образного и логического мышления, обогащению словарного запаса, жизненного и нравственного опыта, а также формированию таких качеств, как усидчивость, прилежность, умение размышлять о прочитанном, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.

В связи с этим коллективом нашего детского сада был разработан проект «Эта волшебная книжная страна». В ходе его реализации использовался принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатывались разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.

Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно- творческий

Направление проекта - социально-личностное.

Срок реализации – долгосрочный

Участники проекта: педагоги МБДОУ.

По составу участников – групповой (педагоги - 11 человек).

Целевая группа: воспитанники и родители (законные представители).

Нормативная база :

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Образовательная программа МБДОУ

Цель проекта : формирование у дошкольников устойчивого интереса к книге через взаимодействие семьи и ДОУ.

Задачи проекта :

  1. совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к книге;
  2. способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
  3. обобщить и систематизировать знания детей о книге, профессиях людей, которые трудятся над её созданием;
  4. воспитывать бережное отношение к книге;
  5. повысить профессиональную компетентность педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой.

Проблема - приобщение ребёнка к книге - была и остаётся остроактуальной.

Гипотеза. Если будет реализован долгосрочный проект, то у детей сформируется интерес к чтению, книге, повысится компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, потому что взрослые – родители и воспитатели – являются для ребёнка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней.

Принципы реализации проекта.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования проект опирается на научные принципы его построения:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

- принцип открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Возникла необходимость разработки плана по 3 направлениям:

  1. Взаимодействие с родителями.
  2. Образовательная работа с воспитанниками.
  3. Профессиональная компетентность педагога.

Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Кадровые ресурсы

1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которого и будет выстроена работа.

- вебинары , семинары разного уровня, РМО.

#1048;нформационные ресурсы

- Научно - методическая литература, периодическая печать, Интернет ресурсы.

ru

Обновление библиотечного фонда, использование сети Интернет, периодическая печать.

Приложение 1

План реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание

Участники

Подготовительный

1-я и 2-я недели мая

- Анкетирование родителей

- Обдумывание идеи проекта

- Создание творческой группы по реализации проекта

Педагоги ДОУ, специалисты

Организационный

3-я и 4-я мая

- Составление плана проекта

- определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта

- проведение круглого стола с педагогами по реализации проекта

- разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценариев

Педагоги, специалисты, родители.

Основной

сентябрь - ноябрь

Работа с педагогами

- консультации

- открытые просмотры НОД

- обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность с детьми

- чтение художественной литературы

- обновление уголков чтения в группе

- проведение творческих мастерских

- организация выставок детских рисунков

- экскурсии в городскую библиотеку

- создание «книжкиной больницы»

- квест –игры

Неделя детской книги (прил. № 6)

1-й день – Открытие недели:

- выставка любимых книг (по группам)

- выставка рисунков по произведениям любимых сказок (по группам)

2-й день – Экскурсия по Музею сказки.

3-й день – Показательные выступления чтецов на тему: «Зима в произведениях русских поэтов»

4-й день – Игра-драматизация по сказке Сутеева В. Г. « Ёлка»

- 5-й день – Подведение итогов и награждение участников мероприятий.

Взаимодействие с семьей

- родительские собрания

- консультации

- памятки

- викторины

- конкурсы

- создание групповой библиотеки

- литературная газета

- праздники

- развлечения

- создание Лэпбуков

Педагоги, специалисты, дети, родители.

Аналитический

1-я неделя декабря

- дать объективную оценку и корректировку реализуемого проекта;

- дать объективную оценку профессионально-педагогической компетентности педагогов;

- распространить положительный опыт педагогов среди дошкольных учреждений города Гагарин

Приложение 2

На основании проведенного анкетирования родителей по теме «ребенок и книга», по каждой возрастной группе, был сделан следующий вывод.

Родители читают детям редко, в основном по просьбе ребенка. Прочитанное произведение, в большинстве случаев, обсуждается с ребенком, но мало уделяется внимание чтению литературы о природе и книгам познавательного содержания. Из большинства анкет видно, что родители сами читают в основном периодическую литературу.

Приложение 3

Перспективный план работы по реализации проекта

«Эта волшебная книжная страна» в средней группе .

Апрель.

#1040;нкетирование родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению.

Цель: получить более полную информацию о знакомстве детей с книгой.

#1048;нтервьюирование детей.

Цель: получить информацию об уровне ознакомленности детей с художественной литературой.

3. Создание информационного проспекта «Значение чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей

Май

#1041;еседа на тему: «Какие бывают книги».

Цель: дать детям понятие, что книга – увлекательное занятие.

#1044;идактическая игра «Как дружить с книгой».

Цель: познакомить с правилами обращения с книгой.

3. «Книжкина больница».(фото прилагается)

Цель: формировать бережное отношение к книгам.

#1056;одительское собрание: круглый стол «В моей семье читают книги»

Цель: обмен опытом между родителями о домашнем чтении

Сентябрь

#1042;ыставка детских книг «Моя любимая книга» ( домашняя библиотека). (фото прилагается)

Цель: способствовать поддержанию традиции семейного чтения.

2. Дидактическая игра «Придумай сказку»

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках, развивать творческие способности дошкольников через придумывание своей сказки.

#1056;одительское собрание «Как правильно выбрать книгу для ребенка». Встреча с библиотекарем городской детской библиотеке.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей;

Октябрь

#1052;астер класс для родителей и детей «Закладка для книги». (фото прилагается)

Цель: способствовать укреплению детско-родительских отношений.

2. Создание персонажей для плоскостного театра по сюжету русской народной сказки «Теремок».

Цель: развитие творческих способностей детей

3. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».

Цель: развитие речи дошкольников.

Ноябрь

#1052;астер-класс для родителей «Книга своими руками»

Цель: оказать помощь в определении темы и содержания книжки-малышки с учетом интересов своего ребенка; обучить приемам простейшего книжного переплета.

2. Выставка самодельных книг.

Цель: распространение положительного опыта взаимодействия в семье

3. Детско-родительский конкурс чтецов «Зима в творчестве русских поэтов».

Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы, выявление их творческих способностей, привлечение родителей к совместному выступлению с ребенком

  1. Квест-игра «По страницам потерянной книги» (конспект фото прилагаются)

Цель: воспитание положительных качеств личности через ознакомление с русскими народными сказками

Декабрь .

Итоговое мероприятие по проекту: «Неделя детской книги в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»

      «Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...

Познавательно-развивающий , творческий проект «В чудесной стране волшебной Пуговки».

Работа по данному проекту способствует развитию мелкой моторики ,что играет большую роль в развитии речи детей,развивает сенсорные навыки,практические умения,познавательную активность и творческие спо...

Творческо-поисковый образовательный проект "Волшебной музыки страна".

Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование  музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов - классиков, взаимо...

Информационно- познавательный, творческий проект "Книжная страна"

Предназначен для проведения с детьми старшего дошкольного возраста. Очень интересен детям и несёт в себе много нужной информации. Краткосрочный....

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»...

Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию «Волшебная страна — подводное царство» для детей среднего возраста.

Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию «Волшебная страна — подводное царство» для детей среднего возраста.Хамадеевой Ульяны Сергеевны "Проект "Волш...