Творческий проект "Эта волшебная книжная страна"
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Эта волшебная книжная страна»
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Во все времена ценность книги и чтения неоспоримы. Книга для человека, это универсальное, в первую очередь воспитывающее, развивающее и образовательное средство. С самых ранних лет детская литература формирует личность ребенка, воспитывает его нравственные качества, помогает видеть добро и зло, через поступки героев, позволяет усвоить нормы поведения.
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературе в частности. На мой взгляд, существует ряд факторов, вызывающих это явление. Одна из причин – это отношение к книге в семье.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских интересов. К сожалению, в современных семьях чтение ребенку вслух, в том числе на ночь, не пользуется популярностью. Исследования оксфордских ученых показали , что ранний отказ от чтения на ночь сказывается на способностях детей к их дальнейшей образованности. Примерно две трети дошкольников шести лет получают удовольствие от совместного чтения на ночь и в другое время. В силу занятости родители подменяют чтение книг ребенку компьютерными играми, просмотром телевизионных передач.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, активно переносит понравившийся сюжет в самостоятельную игру. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Регулярное совместное чтение способствует развитию речи ребенка, внимания, памяти, воображения, образного и логического мышления, обогащению словарного запаса, жизненного и нравственного опыта, а также формированию таких качеств, как усидчивость, прилежность, умение размышлять о прочитанном, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.
В связи с этим коллективом нашего детского сада был разработан проект «Эта волшебная книжная страна». В ходе его реализации использовался принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатывались разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.
Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно- творческий
Направление проекта - социально-личностное.
Срок реализации – долгосрочный
Участники проекта: педагоги МБДОУ.
По составу участников – групповой (педагоги - 11 человек).
Целевая группа: воспитанники и родители (законные представители).
Нормативная база :
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Образовательная программа МБДОУ
Цель проекта : формирование у дошкольников устойчивого интереса к книге через взаимодействие семьи и ДОУ.
Задачи проекта :
- совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к книге;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- обобщить и систематизировать знания детей о книге, профессиях людей, которые трудятся над её созданием;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- повысить профессиональную компетентность педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой.
Проблема - приобщение ребёнка к книге - была и остаётся остроактуальной.
Гипотеза. Если будет реализован долгосрочный проект, то у детей сформируется интерес к чтению, книге, повысится компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, потому что взрослые – родители и воспитатели – являются для ребёнка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней.
Принципы реализации проекта.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования проект опирается на научные принципы его построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
- принцип открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Возникла необходимость разработки плана по 3 направлениям:
- Взаимодействие с родителями.
- Образовательная работа с воспитанниками.
- Профессиональная компетентность педагога.
Ресурсное обеспечение проекта:
Приложение 1
План реализации проекта
Этапы | Сроки | Содержание | Участники |
Подготовительный | 1-я и 2-я недели мая | - Анкетирование родителей - Обдумывание идеи проекта - Создание творческой группы по реализации проекта | Педагоги ДОУ, специалисты |
Организационный | 3-я и 4-я мая | - Составление плана проекта - определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта - проведение круглого стола с педагогами по реализации проекта - разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценариев | Педагоги, специалисты, родители. |
Основной | сентябрь - ноябрь | Работа с педагогами - консультации - открытые просмотры НОД - обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды Совместная деятельность с детьми - чтение художественной литературы - обновление уголков чтения в группе - проведение творческих мастерских - организация выставок детских рисунков - экскурсии в городскую библиотеку - создание «книжкиной больницы» - квест –игры Неделя детской книги (прил. № 6) 1-й день – Открытие недели: - выставка любимых книг (по группам) - выставка рисунков по произведениям любимых сказок (по группам) 2-й день – Экскурсия по Музею сказки. 3-й день – Показательные выступления чтецов на тему: «Зима в произведениях русских поэтов» 4-й день – Игра-драматизация по сказке Сутеева В. Г. « Ёлка» - 5-й день – Подведение итогов и награждение участников мероприятий. Взаимодействие с семьей - родительские собрания - консультации - памятки - викторины - конкурсы - создание групповой библиотеки - литературная газета - праздники - развлечения - создание Лэпбуков | Педагоги, специалисты, дети, родители. |
Аналитический | 1-я неделя декабря | - дать объективную оценку и корректировку реализуемого проекта; - дать объективную оценку профессионально-педагогической компетентности педагогов; - распространить положительный опыт педагогов среди дошкольных учреждений города Гагарин |
Приложение 2
На основании проведенного анкетирования родителей по теме «ребенок и книга», по каждой возрастной группе, был сделан следующий вывод.
Родители читают детям редко, в основном по просьбе ребенка. Прочитанное произведение, в большинстве случаев, обсуждается с ребенком, но мало уделяется внимание чтению литературы о природе и книгам познавательного содержания. Из большинства анкет видно, что родители сами читают в основном периодическую литературу.
Приложение 3
Перспективный план работы по реализации проекта
«Эта волшебная книжная страна» в средней группе .
Апрель.
#1040;нкетирование родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению.
Цель: получить более полную информацию о знакомстве детей с книгой.
#1048;нтервьюирование детей.
Цель: получить информацию об уровне ознакомленности детей с художественной литературой.
3. Создание информационного проспекта «Значение чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей
Май
#1041;еседа на тему: «Какие бывают книги».
Цель: дать детям понятие, что книга – увлекательное занятие.
#1044;идактическая игра «Как дружить с книгой».
Цель: познакомить с правилами обращения с книгой.
3. «Книжкина больница».(фото прилагается)
Цель: формировать бережное отношение к книгам.
#1056;одительское собрание: круглый стол «В моей семье читают книги»
Цель: обмен опытом между родителями о домашнем чтении
Сентябрь
#1042;ыставка детских книг «Моя любимая книга» ( домашняя библиотека). (фото прилагается)
Цель: способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
2. Дидактическая игра «Придумай сказку»
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках, развивать творческие способности дошкольников через придумывание своей сказки.
#1056;одительское собрание «Как правильно выбрать книгу для ребенка». Встреча с библиотекарем городской детской библиотеке.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей;
Октябрь
#1052;астер класс для родителей и детей «Закладка для книги». (фото прилагается)
Цель: способствовать укреплению детско-родительских отношений.
2. Создание персонажей для плоскостного театра по сюжету русской народной сказки «Теремок».
Цель: развитие творческих способностей детей
3. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
Цель: развитие речи дошкольников.
Ноябрь
#1052;астер-класс для родителей «Книга своими руками»
Цель: оказать помощь в определении темы и содержания книжки-малышки с учетом интересов своего ребенка; обучить приемам простейшего книжного переплета.
2. Выставка самодельных книг.
Цель: распространение положительного опыта взаимодействия в семье
3. Детско-родительский конкурс чтецов «Зима в творчестве русских поэтов».
Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы, выявление их творческих способностей, привлечение родителей к совместному выступлению с ребенком
- Квест-игра «По страницам потерянной книги» (конспект фото прилагаются)
Цель: воспитание положительных качеств личности через ознакомление с русскими народными сказками
Декабрь .
Итоговое мероприятие по проекту: «Неделя детской книги в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-391955-1391264545.jpg)
План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»
«Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/24/picture-470198-1466799726.jpg)
Познавательно-развивающий , творческий проект «В чудесной стране волшебной Пуговки».
Работа по данному проекту способствует развитию мелкой моторики ,что играет большую роль в развитии речи детей,развивает сенсорные навыки,практические умения,познавательную активность и творческие спо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-572312-1423152573.jpg)
Творческо-поисковый образовательный проект "Волшебной музыки страна".
Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов - классиков, взаимо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1067071-1548783555.jpg)
Информационно- познавательный, творческий проект "Книжная страна"
Предназначен для проведения с детьми старшего дошкольного возраста. Очень интересен детям и несёт в себе много нужной информации. Краткосрочный....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945556-1504940540.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/23/picture-1121293-1595480870.jpg)
Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию «Волшебная страна — подводное царство» для детей среднего возраста.
Краткосрочный проект по познавательно-творческому развитию «Волшебная страна — подводное царство» для детей среднего возраста.Хамадеевой Ульяны Сергеевны "Проект "Волш...