Технологическая карта занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бочкова Софья Петровна

Образовательные области: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Тема занятия: «Птицы прилетели»

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7лет)

Цель занятия: Продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.         

Задачи занятия:

Образовательные: закрепить название весенних месяцев и признаков природы; закреплять названия детенышей птиц, домиков птиц;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Развивающие: развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о перелетных птицах

Планируемый результат занятия:

Подготовительная работа: Наблюдения за птицами на прогулке, чтение художественных произведений о перелетных птицах, рассматривание фотографий, картинок, иллюстраций с изображением перелетных птиц, беседы о птицах.

Материалы и оборудование: Пособие «Дерево». Модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц,

конверты с буквами, шапочки с изображением птиц по сказке.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.

- О каком времени года это стихотворение?

Фронтальная форма

Прием привлечения внимания

 

Время года весна.

Настроены на общение.               Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2

Основной этап

Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи.

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД

(Звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). 

Займет свое место тот, кто назовет любую птицу   

Послушайте загадку. О каком она времени года?  Она приходит с ласкою  И со своею сказкою. 

Волшебной палочкой взмахнет,  

В лесу подснежник расцветет.  (весна)     

Назовите приметы весны.

 Какие птицы прилетают весной?

Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.

Вопросы

 

Фронтальная форма

 

Указание

Дети слушают аудио «Голоса птиц).

Дети называют любую перелетную птицу и садятся на стульчики.

Дети отгадывают загадку.

Дети перечисляют приметы весны. Среди них называют – прилет птиц их теплых краев.

Дети перечисляют. Дети называют понятие

«Перелетные птицы».

 

Дети заинтересованы в том, чтобы узнать, что лежит в посылке

2.2

Этап ознакомления с материалом

Я предлагаю вам отгадать загадки о перелетных птицах.  (Воспитатель загадывает загадки, после их отгадывания выставляет картинки с изображением птиц)

На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец. (Скворец)

***

Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

***

Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) ***

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)

***

Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей) ***

Ходит тега с теганятами, - Не ногами, а лопатами.

Все пловцы неплохие,

Выходят из воды сухие. (Гусь)

 

Дети отгадывают загадки, рассматривают картинки.

 

Заинтересованы, ребята проявляют любознательность

Используют речь для выражения своих мыслей

2.3

Этап практического решения проблемы

Как называется большая группа птиц?  (стая)

Как будет называться стая воробьев,  снегирей,  ворон,  уток,  журавлей,  гусей?

Игра: «Скажи правильно». Воспитатель спрашивает:

Если у птицы красная грудка, она какая?

(красногрудая)

Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

Если у птицы черная голова? (черноголовая)

Если у птицы белый бок? (белобокая)

Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая соловей) 

Физкультминутка «Птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят  Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.  На березку птички сели, головою повертели  И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

Игра: «Зашифрованное слово».

Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево». На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

 Назовите домики, в которых живут эти птицы.  Голуби -в голубятне;   

Скворец – в скворечнике;

Дятел- в дупле;   

Воробей- в гнезде.

Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Как называются птенцы у скворца? (Скворчата)

Как называются птенцы у кукушки? (Кукушата)

А если он один? (Кукушонок)

Как называются птенцы у галки? (Галчата)

Как называются птенцы у воробья? (Воробушки)

А с воробышком приключилась вот какая история. 

(Рассказывание сказки.)                            

Сказка

Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо.

Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает  Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик? 

Скворец: А чей тебе нужен? 

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик? 

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь  я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!  Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома. 

Вос-тель: Вот такая история приключилась с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал  свой домашний адрес и какие-то ориентиры по которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? 

Молодцы, вы никогда не заблудитесь!  

Воспитатель предлагает пересказать сказку. Выбираются герои, надеваются атрибуты – шапочки с изображением птиц.

Словесный метод

 

 

 

 

 

 

Объяснение

 

 

Чтение сказки

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

Упражнения в словообразовании.

 

 

 

 

 

Упражнения в словообразовании сложных слов

 

Выполнение движений в

соответствии с текстом

 

 

 

 

  Выполняют физкультминутку

 

 

Дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей.  Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

Дети подбирают слова, обозначающие детенышей птиц.

 

 

 

 

 

 

Слушание сказки с установкой на запоминание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают сказку и высказывают свое мнение

3

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности.

Закрепить знания о прочитанном.

 

Дети, чем мы занимались на сегодняшнем занятии?  Мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес.

Молодцы, все вы очень хорошо работали.

Анализ и обсуждение результатов.

Вопросы

Фронтальная форма

 

 

Внимательно слушают

 

Привлечь детей к подведению итогов, рефлексии (самоанализу

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи

Дата проведения:

Образовательные области: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Тема занятия: «Птицы прилетели»

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7лет)

Цель занятия: Продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.

Задачи занятия:

Образовательные: закрепить название весенних месяцев и признаков природы; закреплять названия детенышей птиц, домиков птиц;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Развивающие: развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о перелетных птицах

Планируемый результат занятия:

Подготовительная работа: Наблюдения за птицами на прогулке, чтение художественных произведений о перелетных птицах, рассматривание фотографий, картинок, иллюстраций с изображением перелетных птиц, беседы о птицах.

Материалы и оборудование: Пособие «Дерево». Модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц,

конверты с буквами, шапочки с изображением птиц по сказке.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.

- О каком времени года это стихотворение?

Фронтальная форма

Прием привлечения внимания

Время года весна.

Настроены на общение. Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2

Основной этап

Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД

(Звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать).

Займет свое место тот, кто назовет любую птицу

Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (весна)

Назовите приметы весны.

Какие птицы прилетают весной?

Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.

Вопросы

Фронтальная форма

Указание

Дети слушают аудио «Голоса птиц).

Дети называют любую перелетную птицу и садятся на стульчики.

Дети отгадывают загадку.

Дети перечисляют приметы весны. Среди них называют – прилет птиц их теплых краев.

Дети перечисляют. Дети называют понятие

«Перелетные птицы».

Дети заинтересованы в том, чтобы узнать, что лежит в посылке

Этап ознакомления с материалом

Я предлагаю вам отгадать загадки о перелетных птицах. (Воспитатель загадывает загадки, после их отгадывания выставляет картинки с изображением птиц)

На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец. (Скворец)

***

Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

***

Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) ***

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)

***

Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей) ***

Ходит тега с теганятами, - Не ногами, а лопатами.

Все пловцы неплохие,

Выходят из воды сухие. (Гусь)

Дети отгадывают загадки, рассматривают картинки.

Заинтересованы, ребята проявляют любознательность

Используют речь для выражения своих мыслей

Этап практического решения проблемы

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

Игра: «Скажи правильно». Воспитатель спрашивает:

Если у птицы красная грудка, она какая?

(красногрудая)

Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

Если у птицы черная голова? (черноголовая)

Если у птицы белый бок? (белобокая)

Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая соловей)

Физкультминутка «Птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят. На березку птички сели, головою повертели И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

Игра: «Зашифрованное слово».

Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево». На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

 Назовите домики, в которых живут эти птицы. Голуби -в голубятне;

Скворец – в скворечнике;

Дятел- в дупле;

Воробей- в гнезде.

Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Как называются птенцы у скворца? (Скворчата)

Как называются птенцы у кукушки? (Кукушата)

А если он один? (Кукушонок)

Как называются птенцы у галки? (Галчата)

Как называются птенцы у воробья? (Воробушки)

А с воробышком приключилась вот какая история.

(Рассказывание сказки.)

Сказка

Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо.

Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица! Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель: Вот такая история приключилась с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес?

Молодцы, вы никогда не заблудитесь!

Воспитатель предлагает пересказать сказку. Выбираются герои, надеваются атрибуты – шапочки с изображением птиц.

Словесный метод

Объяснение

Чтение сказки

Беседа

Упражнения в словообразовании.

Упражнения в словообразовании сложных слов

Выполнение движений в

соответствии с текстом

Выполняют физкультминутку

Дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей. Дети отвечают.

Дети подбирают слова, обозначающие детенышей птиц.

Слушание сказки с установкой на запоминание.

Дети внимательно слушают сказку и высказывают свое мнение

3

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности.

Закрепить знания о прочитанном.

Дети, чем мы занимались на сегодняшнем занятии? Мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес.

Молодцы, все вы очень хорошо работали.

Анализ и обсуждение результатов.

Вопросы

Фронтальная форма

Внимательно слушают

Привлечь детей к подведению итогов, рефлексии (самоанализу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".

В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...