Технологическая карта занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Образовательные области: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: «Птицы прилетели»
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7лет)
Цель занятия: Продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.
Задачи занятия:
Образовательные: закрепить название весенних месяцев и признаков природы; закреплять названия детенышей птиц, домиков птиц;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе
Развивающие: развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о перелетных птицах
Планируемый результат занятия:
Подготовительная работа: Наблюдения за птицами на прогулке, чтение художественных произведений о перелетных птицах, рассматривание фотографий, картинок, иллюстраций с изображением перелетных птиц, беседы о птицах.
Материалы и оборудование: Пособие «Дерево». Модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц,
конверты с буквами, шапочки с изображением птиц по сказке.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности | Возвращаются скворцы - - О каком времени года это стихотворение? | Фронтальная форма Прием привлечения внимания
| Время года весна. | Настроены на общение. Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 | Основной этап | Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи. | ||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД | (Звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). Займет свое место тот, кто назовет любую птицу Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (весна) Назовите приметы весны. Какие птицы прилетают весной? Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. | Вопросы
Фронтальная форма
Указание | Дети слушают аудио «Голоса птиц). Дети называют любую перелетную птицу и садятся на стульчики. Дети отгадывают загадку. Дети перечисляют приметы весны. Среди них называют – прилет птиц их теплых краев. Дети перечисляют. Дети называют понятие «Перелетные птицы». |
Дети заинтересованы в том, чтобы узнать, что лежит в посылке |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Я предлагаю вам отгадать загадки о перелетных птицах. (Воспитатель загадывает загадки, после их отгадывания выставляет картинки с изображением птиц) На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец— Он и летчик, и певец. (Скворец) *** Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок) *** Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) *** Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля) *** Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей) *** Ходит тега с теганятами, - Не ногами, а лопатами. Все пловцы неплохие, Выходят из воды сухие. (Гусь) |
| Дети отгадывают загадки, рассматривают картинки.
| Заинтересованы, ребята проявляют любознательность Используют речь для выражения своих мыслей | |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Как называется большая группа птиц? (стая) Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей? Игра: «Скажи правильно». Воспитатель спрашивает: Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая) Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая) Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока) Если у птицы черная голова? (черноголовая) Если у птицы белый бок? (белобокая) Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая соловей) Физкультминутка «Птицы» Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят. На березку птички сели, головою повертели И обратно улетели. Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились. Игра: «Зашифрованное слово». Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево». На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами. Назовите домики, в которых живут эти птицы. Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике; Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде. Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети. Как называются птенцы у скворца? (Скворчата) Как называются птенцы у кукушки? (Кукушата) А если он один? (Кукушонок) Как называются птенцы у галки? (Галчата) Как называются птенцы у воробья? (Воробушки) А с воробышком приключилась вот какая история. (Рассказывание сказки.) Сказка Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится. Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало. Воробышек: Где моя мама? Где мой домик? Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?» Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает : Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик? Ворона: А тебе чей нужен? Воробышек: Воробьиный. Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона. Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает Воробышек: Чей это домик? Дятел: А тебе чей нужен? Воробышек: Воробьиный. Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел. Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает: Воробышек: Чей это домик? Скворец: А чей тебе нужен? Воробышек: Воробьиный. Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец. Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил: Воробышек: Чей это домик? Голубь: А чей тебе нужен? Воробышек: Воробьиный. Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь. Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко. Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик? Воробышек: Покажи пожалуйста! Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя. Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица! Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик. Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома. Вос-тель: Вот такая история приключилась с маленьким воробышком. Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по которым можно найти свой дом. А вы все знаете свой домашний адрес? Молодцы, вы никогда не заблудитесь! Воспитатель предлагает пересказать сказку. Выбираются герои, надеваются атрибуты – шапочки с изображением птиц. | Словесный метод
Объяснение
Чтение сказки
Беседа
| Упражнения в словообразовании.
Упражнения в словообразовании сложных слов
Выполнение движений в соответствии с текстом
Выполняют физкультминутку
Дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей. Дети отвечают.
Дети подбирают слова, обозначающие детенышей птиц.
Слушание сказки с установкой на запоминание.
| Дети внимательно слушают сказку и высказывают свое мнение | |
3 | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности. Закрепить знания о прочитанном.
| Дети, чем мы занимались на сегодняшнем занятии? Мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали. | Анализ и обсуждение результатов. Вопросы Фронтальная форма
| Внимательно слушают
| Привлечь детей к подведению итогов, рефлексии (самоанализу |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
31.03tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по развитию речи
Дата проведения:
Образовательные области: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: «Птицы прилетели»
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7лет)
Цель занятия: Продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.
Задачи занятия:
Образовательные: закрепить название весенних месяцев и признаков природы; закреплять названия детенышей птиц, домиков птиц;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе
Развивающие: развитие познавательной активности детей в процессе расширения знаний о перелетных птицах
Планируемый результат занятия:
Подготовительная работа: Наблюдения за птицами на прогулке, чтение художественных произведений о перелетных птицах, рассматривание фотографий, картинок, иллюстраций с изображением перелетных птиц, беседы о птицах.
Материалы и оборудование: Пособие «Дерево». Модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц,
конверты с буквами, шапочки с изображением птиц по сказке.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности | Возвращаются скворцы - - О каком времени года это стихотворение? | Фронтальная форма Прием привлечения внимания | Время года весна. | Настроены на общение. Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 | Основной этап | Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи. | ||||
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД | (Звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). Займет свое место тот, кто назовет любую птицу Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (весна) Назовите приметы весны. Какие птицы прилетают весной? Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. | Вопросы Фронтальная форма Указание | Дети слушают аудио «Голоса птиц). Дети называют любую перелетную птицу и садятся на стульчики. Дети отгадывают загадку. Дети перечисляют приметы весны. Среди них называют – прилет птиц их теплых краев. Дети перечисляют. Дети называют понятие «Перелетные птицы». | Дети заинтересованы в том, чтобы узнать, что лежит в посылке | |
Этап ознакомления с материалом | Я предлагаю вам отгадать загадки о перелетных птицах. (Воспитатель загадывает загадки, после их отгадывания выставляет картинки с изображением птиц) На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец— Он и летчик, и певец. (Скворец) *** Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок) *** Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) *** Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля) *** Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей) *** Ходит тега с теганятами, - Не ногами, а лопатами. Все пловцы неплохие, Выходят из воды сухие. (Гусь) | Дети отгадывают загадки, рассматривают картинки. | Заинтересованы, ребята проявляют любознательность Используют речь для выражения своих мыслей | |||
Этап практического решения проблемы | Как называется большая группа птиц? (стая) Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей? Игра: «Скажи правильно». Воспитатель спрашивает: Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая) Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая) Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока) Если у птицы черная голова? (черноголовая) Если у птицы белый бок? (белобокая) Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая соловей) Физкультминутка «Птицы» Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят. На березку птички сели, головою повертели И обратно улетели. Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились. Игра: «Зашифрованное слово». Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево». На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами. Назовите домики, в которых живут эти птицы. Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике; Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде. Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети. Как называются птенцы у скворца? (Скворчата) Как называются птенцы у кукушки? (Кукушата) А если он один? (Кукушонок) Как называются птенцы у галки? (Галчата) Как называются птенцы у воробья? (Воробушки) А с воробышком приключилась вот какая история. (Рассказывание сказки.) Сказка Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится. Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало. Воробышек: Где моя мама? Где мой домик? Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?» Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает : Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик? Ворона: А тебе чей нужен? Воробышек: Воробьиный. Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона. Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает Воробышек: Чей это домик? Дятел: А тебе чей нужен? Воробышек: Воробьиный. Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел. Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает: Воробышек: Чей это домик? Скворец: А чей тебе нужен? Воробышек: Воробьиный. Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец. Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил: Воробышек: Чей это домик? Голубь: А чей тебе нужен? Воробышек: Воробьиный. Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь. Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко. Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик? Воробышек: Покажи пожалуйста! Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя. Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица! Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик. Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома. Вос-тель: Вот такая история приключилась с маленьким воробышком. Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по которым можно найти свой дом. А вы все знаете свой домашний адрес? Молодцы, вы никогда не заблудитесь! Воспитатель предлагает пересказать сказку. Выбираются герои, надеваются атрибуты – шапочки с изображением птиц. | Словесный метод Объяснение Чтение сказки Беседа | Упражнения в словообразовании.
Упражнения в словообразовании сложных слов Выполнение движений в соответствии с текстом
Выполняют физкультминутку
Дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей. Дети отвечают.
Дети подбирают слова, обозначающие детенышей птиц.
Слушание сказки с установкой на запоминание.
| Дети внимательно слушают сказку и высказывают свое мнение | ||
3 | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности. Закрепить знания о прочитанном. | Дети, чем мы занимались на сегодняшнем занятии? Мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали. | Анализ и обсуждение результатов. Вопросы Фронтальная форма | Внимательно слушают | Привлечь детей к подведению итогов, рефлексии (самоанализу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе
Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...
Технологическая карта занятия по развитию речи для детей младшей группы.
Тема: «Весна пришла – радость принесла»....
Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....
Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Три поросёнка»
Цель: закрепить знание сказки «Три поросенка»...
Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение отрывка из произведения А.Усачёва «Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»
Цель: познакомиться с рассказом «Здравствуйте, спасибо, до свидания!»...
Технологическая карта занятия по развитию речи «Сказочное путешествие. Заучивание русской народной песенки»
Цель: запомнить и выразительно прочитать песенку....
Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".
В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...