Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

М.В. РОДИНА

Конспект по развитию речи в средней группе.

Тема«Зимующие птицы».

Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.
  • Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц (по внешнему виду, голосам)
  • Расширять словарный запас по теме.
  • Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы.
  • Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными предложениями.
  • Знакомить с новыми  словами: орнитолог, паспорт.
  • Совершенствовать грамматический строй речи : учить образовывать качественные прилагательные.
  • Развивать речь, познавательную активность, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимних условиях.

Предварительная работа: Прослушивание голосов птиц, чтение рассказов, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание картинок.

Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», силуэты птиц, картинки с изображением корма для птиц, видеописьмо, изображение птиц в формате презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационный момент. (дети стоят в кругу)

В круг с тобой мы дружно встанем,

Руки к другу мы протянем

Скажем: - «Здравствуйте, друзья!»

Будь здоров и ты, и я!

1. Создание игровой мотивации.

-Ребята, кто готов отгадать загадку?

Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)

-Правильно, ребята хотите узнать  о птицах?

(Звучит звук письма) (Дети подходят к экрану)

-Что это за звук? Ого! К нам пришло письмо. -Ребята, давайте посмотрим видеописьмо. (На презентации видеописьмо)

Видеописьмо: "Ребята, мы, дети младшей группы на прогулке видели разных птиц, слышали их голоса. У нас возникло много вопросов. Нам хотелось бы помочь птицам, подкормить их, но мы ничего о них не знаем. Мы просим вас рассказать нам о птицах, ведь вы старше нас.. На вас вся надежда. "

-Ребята, так кто же прислал нам письмо? (Ответы детей)

- Правильно, его прислали дети младшей группы, которым нужна помощь. Ребята вы хотите им помочь (Ответы детей).

А теперь проходите и садитесь на стульчики.

-Ребята, а вы знаете  человек, изучающий птиц называется - орнитолог. Он наблюдает за их поведением. Интересно? Предлагаю вам сегодня стать орнитологами. Ведь мы тоже с вами наблюдали за птицами, изучали их и многое узнали о них.

-Ребята, когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы с вами сделаем паспорт зимующих птиц . У каждого человека есть паспорт (показать паспорт)- это такая книжечка, где есть фотография, написано где человек родился и где живет. Я думаю, паспорт поможет  детям младшей группы узнать о зимующих птицах.

Посмотрите на экран, какие птицы вам знакомы? Ребята как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)

Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)

 А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать ?

Ну –ка, ребятки , отгадайте мои загадки

Загадки про зимующих птиц. (изображения птиц на  экране)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает. (воробей)

Воробей –- серенький, питается семенами, хлебными крошками, крупой. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. (Звучит голос воробья)

Давайте повторим как  чирикает воробей.

(Ответы детей)

Непоседа, невеличка,

Жёлтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеницу.

Кто узнал её? (синица)

Синица –- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

 питается крошками, любит сало и мясо, поедает семена деревьев и кустарников, ягоды. . А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса синицы). Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Давайте повторим писк синички.

(Ответы детей).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (ворона)

Ворона –- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая). она всеядна: питается остатками пищи, семенами, ягодами. Послушайте как разговаривает ворона, давайте повторим.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине.

Он появится опять. (снегирь)

Снегирь –- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

питается плодами рябины, семенами деревьев и кустарников, ягодами, семечками арбуза и тыквы.

 

Дятел -.Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел).. Он часто стучит по дереву, зачем он это делает?

- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Дидактическая игра «Скажи ласково»                       

А сейчас давайте поиграем в мяч  игра называется  «Назови ласково»:

Снегирь - снегирёк, снегиречек…

Синица - синичка, синичушка, синиченька…

Воробей – воробейчик, воробушек…

Ворона – воронушка, воронка…

Дятел – дятлушка…

Молодцы ребята!

II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним какие  части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).

-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

Д/ И «Найди ошибку»

А теперь пройдите к столу и возьмите две   картинки посмотрите и скажите, что перепутал художник?

Кто угадает, что не так на  картинках?

Подумайте и скажите:

- Для чего птицам клюв?

- Зачем птицам крылья?

- Зачем птицам нужен хвост?

- Для чего птицам лапки?

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Д/И «Верю – не верю»

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, вот вам сигнальные

сигнальные карточки.

Если я говорю верный ответ, то вы поднимаете зеленый  огонёк.

Если не верный ответ, то красный.

У птицы тело покрыто шерстью? (не верно) А чем покрыто тело птиц? (Перьями) Значит  как еще можно назвать птиц? (пернатые)

У птицы есть клюв? (Верно)

У синицы жёлтая грудка? (верно) Значит она какая? (желтогрудая)

У воробья длинный хвост. (не верно) А какой ? Короткий. Значит воробей какой ? (короткохвостый)

У сороки длинный  хвост? (верно) Значит она какая? (Длиннохвостая)

У снегиря желтая  грудка? (не верно) А какая? Значит снегирь какой? (Красногрудый)

Снегири любят сало (не верно) А что любят  снегири? (любят ягоды рябины)

Ворона – это маленькая птичка?

Молодцы не ошиблись.

А теперь давайте  пройдем к мольберту  и сделаем для малышей Паспорт зимующих птиц.

Возьмите понравившуюся вам цветную  птичку, найдите ее силуэт на мольберте и прикрепите  .

Илья, какую птичку ты приклеил? что ты о ней можешь сказать? т.д.

-Молодцы, ребята, всех птиц вы  узнали.

III  Рефлексия с использованием кубика Блума.

ПОДЕЛИСЬ -Кем мы с вами сегодня были?

ОБЪЯСНИ -Кому мы помогали?

Н АЗОВИ – Назови, что мы сделали для  детей младшей группы?

ПОЧЕМУ-  Почему надо подкармливать  птиц зимой?

ПРИДУМАЙ – Чем мы можем помочь птицам?

ПРЕДЛОЖИ-  Какой корм  надо положить в кормушку для птиц?

-Сегодня вечером, мы сходим к детям младшей группы и передадим им "Паспорт зимующих птиц, который мы составили".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.
  • Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц (по внешнему виду, голосам)
  • Расширять словарный запас по теме.
  • Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы.
  • Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными предложениями.
  • Знакомить с новыми словами: орнитолог, паспорт.
  • Совершенствовать грамматический строй речи : учить образовывать качественные прилагательные.
  • Развивать речь, познавательную активность, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимних условиях.

Предварительная работа: Прослушивание голосов птиц, чтение рассказов, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание картинок.

Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», силуэты птиц, картинки с изображением корма для птиц, видеописьмо, изображение птиц в формате презентации.

  1. Организационный момент. (дети стоят в кругу)

В круг с тобой мы дружно встанем,

Руки к другу мы протянем

Скажем: - «Здравствуйте, друзья!»

Будь здоров и ты, и я!

1. Создание игровой мотивации.

-Ребята, кто готов отгадать загадку?

Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)

-Правильно, ребята хотите узнать о птицах?

(Звучит звук письма) (Дети подходят к экрану)

-Что это за звук? Ого! К нам пришло письмо. -Ребята, давайте посмотрим видеописьмо. (На презентации видеописьмо)

Видеописьмо: "Ребята, мы, дети младшей группы на прогулке видели разных птиц, слышали их голоса. У нас возникло много вопросов. Нам хотелось бы помочь птицам, подкормить их, но мы ничего о них не знаем. Мы просим вас рассказать нам о птицах, ведь вы старше нас.. На вас вся надежда. "

-Ребята, так кто же прислал нам письмо? (Ответы детей)

- Правильно, его прислали дети младшей группы, которым нужна помощь. Ребята вы хотите им помочь (Ответы детей).

А теперь проходите и садитесь на стульчики.

-Ребята, а вы знаете человек, изучающий птиц называется - орнитолог. Он наблюдает за их поведением. Интересно? Предлагаю вам сегодня стать орнитологами. Ведь мы тоже с вами наблюдали за птицами, изучали их и многое узнали о них.

-Ребята, когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы с вами сделаем паспорт зимующих птиц . У каждого человека есть паспорт (показать паспорт)- это такая книжечка, где есть фотография, написано где человек родился и где живет. Я думаю, паспорт поможет детям младшей группы узнать о зимующих птицах.

Посмотрите на экран, какие птицы вам знакомы? Ребята как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)

Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать ?

Ну –ка, ребятки , отгадайте мои загадки

Загадки про зимующих птиц. (изображения птиц на экране)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает. (воробей)

Воробей –- серенький, питается семенами, хлебными крошками, крупой. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. (Звучит голос воробья)

Давайте повторим как чирикает воробей.

(Ответы детей)

Непоседа, невеличка,

Жёлтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеницу.

Кто узнал её? (синица)

Синица –- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

питается крошками, любит сало и мясо, поедает семена деревьев и кустарников, ягоды. . А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса синицы). Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Давайте повторим писк синички.

(Ответы детей).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (ворона)

Ворона –- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая). она всеядна: питается остатками пищи, семенами, ягодами. Послушайте как разговаривает ворона, давайте повторим.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине.

Он появится опять. (снегирь)

Снегирь –- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

питается плодами рябины, семенами деревьев и кустарников, ягодами, семечками арбуза и тыквы.

Дятел -.Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК!
(Дятел).. Он часто стучит по дереву, зачем он это делает?

- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

А сейчас давайте поиграем в мяч игра называется «Назови ласково»:

Снегирь - снегирёк, снегиречек…

Синица - синичка, синичушка, синиченька…

Воробей – воробейчик, воробушек…

Ворона – воронушка, воронка…

Дятел – дятлушка…

Молодцы ребята!

II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним какие части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).

-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

Д/ И «Найди ошибку»

А теперь пройдите к столу и возьмите две картинки посмотрите и скажите, что перепутал художник?

Кто угадает, что не так на картинках?

Подумайте и скажите:

- Для чего птицам клюв?

- Зачем птицам крылья?

- Зачем птицам нужен хвост?

- Для чего птицам лапки?

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Д/И «Верю – не верю»

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, вот вам сигнальные

сигнальные карточки.

Если я говорю верный ответ, то вы поднимаете зеленый огонёк.

Если не верный ответ, то красный.

У птицы тело покрыто шерстью? (не верно) А чем покрыто тело птиц? (Перьями) Значит как еще можно назвать птиц? (пернатые)

У птицы есть клюв? (Верно)

У синицы жёлтая грудка? (верно) Значит она какая? (желтогрудая)

У воробья длинный хвост. (не верно) А какой ? Короткий. Значит воробей какой ? (короткохвостый)

У сороки длинный хвост? (верно) Значит она какая? (Длиннохвостая)

У снегиря желтая грудка? (не верно) А какая? Значит снегирь какой? (Красногрудый)

Снегири любят сало (не верно) А что любят снегири? (любят ягоды рябины)

Ворона – это маленькая птичка?

Молодцы не ошиблись.

А теперь давайте пройдем к мольберту и сделаем для малышей Паспорт зимующих птиц.

Возьмите понравившуюся вам цветную птичку, найдите ее силуэт на мольберте и прикрепите .

Илья, какую птичку ты приклеил? что ты о ней можешь сказать? т.д.

-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.

III Рефлексия с использованием кубика Блума.

ПОДЕЛИСЬ -Кем мы с вами сегодня были?

ОБЪЯСНИ -Кому мы помогали?

Н АЗОВИ – Назови, что мы сделали для детей младшей группы?

ПОЧЕМУ- Почему надо подкармливать птиц зимой?

ПРИДУМАЙ – Чем мы можем помочь птицам?

ПРЕДЛОЖИ- Какой корм надо положить в кормушку для птиц?

-Сегодня вечером, мы сходим к детям младшей группы и передадим им "Паспорт зимующих птиц, который мы составили".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: "Зиму птицы"

Конспект НОД в старшей группе "Зимующие птицы"...

Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

           Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы».Цели:1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птиц...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: "Зимующие и перелетные птицы"

                   Тема: "Зимующие и перелетные птицы".Конспект НОД по развитию речи в средней группеЦель: формировать первоначальные...

Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы»....

Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы»....

Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы».Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять з...