Конспект организованно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе (Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Константиновна Инесса Валерьевна

Цель: знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

(Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»)

(в рамках аттестации 20.03.2019 г.)

Составила: Константинова Инесса Валерьевна

Программное содержание

Цель: знакомство с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри»; формировать представление о Руси, былинах, русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче; обогащать словарь.

Развивающие: развивать зрительное внимание; мышление; умение делать выводы; умение внимательно, сосредоточенно слушать;

Воспитательные: воспитывать интерес к истории России, чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей, желание им подражать.

Словарная работа: Русь, богатыри, былина, кольчуга, палица, копье, щит, гусли.

Планируемые результаты занятия: сформированное представление детей о Руси, былинах, русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей, желание им подражать.

Предварительная работа:беседа о России, Родине, Руси; чтение и заучивание стихотворений о России, родном крае; рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова, иллюстраций книг.
Материалы и оборудования: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», мольберт, указка, музыка.

Ход занятия:

I. Воспитатель:

(совместное чтение стихотворения Татьяны Боковой «Родина» по мнемосхеме)

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка – Это тоже Родина.

Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: О Родине?

Воспитатель: А что же такое Родина?

Дети: Родина - это место где мы живем, где мы родились.

Воспитатель: Правильно. Родина – значит родная. Как мама и папа, как братик и сестренка. Как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Да, мы с вами живем в стране, которая очень красиво называется Россия. Россия – самая великая, самая могущественная и самая большая страна во всем мире. Но не всегда наша Родина Россия была такой большой. Много лет назад наше государство было намного меньше и называлось оно по-другому. Как же она называлась, ребята?

Дети: Русь.

Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе скажем. На Русь очень много раз нападали враги, они хотели завоевать наши богатые земли. Но были такие сильные и смелые люди, которые в одиночку могли справиться с большой армией врага. Кто знает, как назывались эти люди?

Дети: Богатыри!

Воспитатель: Конечно, это богатыри! О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки. А какие были богатыри, ребята?

Дети: Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые.

II. Воспитатель: Молодцы, все правильно говорите. Обратите внимание на картину (включает музыку).

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

Эту картину написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Рисовал он ее больше 20 лет. Представляете, ребята? Как долго он ее рисовал. Как думаете, как называется эта картина?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Как еще можно ее назвать?

Дети: Герои, Храбрецы и т.д.

Воспитатель: Васнецов назвал эту картину «Богатыри».Он никогда не видел богатырей, но читал про них былины, сказки, слушал песни. Что такое былина, ребята?

Дети: Былина - это древний рассказ о жизни и подвигах богатырей.

Воспитатель:  Давайте все вместе скажем. Молодцы! Посмотрите, кто на ней изображен?

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель :Кто знает имена богатырей, изображенных на картине?

Дети: В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович.

Воспитатель:  Правильно. В центре изображен Илья Муромец. Илья Муромец был из города Муромом, поэтому так его и прозвали Муромец. Илья сильный, умелый, могучий богатырь. Давайте посмотрим во что он надет? Что у него на голове?

Дети: Шлем.

Воспитатель: Для чего он нужен?

Дети: Чтобы защищать голову от ударов.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! А на теле что?

Дети: Доспехи.

Воспитатель: На теле у Ильи Муромца - кольчуга. Это одежда из металлических колец. Почему она из железа, кто знает?

Дети: Чтобы она защищала его тело.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на его правую руку. Что на нем висит?

Дети: Дубинка.

Воспитатель: Раньше ее называли палица. Давайте все вместе скажем. А в левой руке, что мы видим?

Дети: Копье.

Воспитатель: Да, это копье. Почему оно такое длинное?

Дети: Чтобы дальше летело.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А за левой рукой у нее находится щит. Он нужен, чтобы защищаться.  Что делает Илья Муромец?

Дети: Зорко смотрит вдаль.

Воспитатель: Илья Муромец пристально смотрит вдаль. Думает: «Не видать-ли там врагов?». По правую сторону Ильи Муромца сидит Добрыня Никитич. Он был очень добрым богатырем, никогда и никого не обижал, поэтому его так и прозвали Добрынюшка. Добрыня так же сидит в шлеме, в кольчуге. А что у него в руках?

Дети: В правой руке меч, в левой щит.

Воспитатель:  Все правильно. Обратите внимание на его меч. Он чуть вынут из чехла. Кажется, что Добрыня вот-вот вынет меч и начнет сражаться с врагами. А кто находится по левую сторону Ильи Муромца?

Дети: Алеша Попович.

Воспитатель: Он также надет в шлем, в кольчугу. Что мы видим у него в руках?

Дети: В левой руке лук и стрелы.

Воспитатель:  А в правой руке у него гусли. Гусли - это струнный музыкальный инструмент. Давайте все вместе скажем. Алеша Попович очень хорошо играл на гуслях и очень красиво пел. Посмотрите, пожалуйста, на его взгляд. Какой он, ребята?

Дети: Хитрый.

Воспитатель:  Мне тоже кажется, что у него очень хитрый взгляд. Молодцы!

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!» (дети отгадывают загадку и находят этот предмет на картине).

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Воспитатель: Главным другом богатыря был его верный друг конь. Опишите коней богатырских.

Дети: У Ильи конь черный, у Добрыни белый, у Алеши рыжий.

Воспитатель:  Обратите внимание на природу. Бескрайние просторы русской земли, широкие степи. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую опасность. Такое чувство, что нечистые силы хотят напасть на Русь.

Но сила и мощь русских богатырей, способных в любую минуту сразиться с врагом даст им отпор. Хотите и вы стать богатырями?

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь он таков:

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал

Подрастем и скоро мы

Станем как богатыри!

III. Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта картина?

Дети: Да!

Воспитатель: Кто ее нарисовал?

Дети: Виктор Михайлович Васнецов.

Воспитатель: Правильно! Как она называется?

Дети: Богатыри!

Воспитатель: Молодцы! Какие новые слова вы узнали?

Дети: Палица, кольчуга, щит, былина, гусли.

Воспитатель: Что вы чувствуете, смотря на эту картину?

Дети: Храбрость, мужество, отвагу, смелость, ловкость.

Воспитатель: Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но есть герои, которые такие же смелый и храбрые как богатыри. Они тоже совершают героические поступки. Кто же это, приведите примеры таких героических людей

Дети: Это пожарные, врачи, солдаты.

Воспитатель: Вы хотите стать такими же отважными?

Дети: Да!

Воспитатель: Как подрастете, вы обязательно станете отважными и храбрыми героями! На этом наше занятие завершилось, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"

В данном  конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Открытый показ организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеДетский сад № 1 г. Санкт-Петербург Открытый показ организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе"П...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Беседа по картине «Улица города»

- Закрепить знания детей о ПДД,-Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины,-Учить выслушивать ответы товарищей не перебивая....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...