Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гурьева Дарья Алексеевна

  Задачи:                                                                                                                                       

Образовательные:                                                                                                                               

  Связная речь: учить детей составлять рассказ о зиме, придерживаясь определённой последовательности, с использованием мнемотаблицы; учить   детей оценивать рассказы товарищей по предложенной схеме.                                                                                                         

 Словарь: формировать умение подбирать определения к заданным словам, подбирать к заданному слову однокоренные слова.                                                                 Грамматика: совершенствовать структуру предложений в связной речи; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения;                                                                                                                                   

Развивающие:  Развивать у детей  воображение,  мышление.                                                                                                                             

Воспитательные: Приучать детей сидеть правильно, не выкрикивать, слушать товарищей. Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы.

Предварительная работа: рассматривание мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблицы по теме «Зима».

Материалы и оборудование: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы по теме «Зима», снежинки, конверт, сундучок раскраски.

   Ход занятия:

  1. Орг.момент (1мин)

 

Звенит колокольчик.  Дети собираются в круг.

- Дети посмотрите,  к нам  пришли  гости, давайте  с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Придумано кем-то просто и мудро – 

 При встрече здороваться: - Доброе утро!               

- Доброе утро! - солнцу и птицам.                                                                                                  

 - Доброе утро! - улыбчивым лицам.                                                                                                            

 И каждый становится добрым, доверчивым.                                                                                                                   

Доброе утро длится до вечера.  

       2.Мотивация к предстоящей деятельности.

 (педагог обращает внимание детей на снежинку, которая лежит на подоконнике).

-Ребята, вот чудеса, сама снежинка к нам пожаловала в гости? а на ней загадка:

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

– Когда это бывает? (зимой)

3.Игра-разминка со снежинкой «Расскажи о зиме»

Снежинку в руки вы возьмите
И о зиме вы расскажите.

(Ребята называют признаки зимы и передают снежинку)

-Зимой вся земля покрыта снегом.

- Зимой реки и озёра скованы льдом.

- Зимой дует холодный ветер.

– Зимой все деревья спят покрытые снегом

Зимой день короче, а ночь длиннее.

- Зимой солнце светит, но не греет.

 – Зимой люди делают кормушки для зимующих птиц.

– Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду

– Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.                                                  

– Зимой приходит весёлый праздник

 Новый год.

 

4.Проблемная ситуация.

Посмотрите ребята, здесь еще какой-то странный конверт, на нём ничего не написано. (на конверте нарисованы снежинки)

-От кого интересно может быть это письмо? Как вы думаете? (ответы детей) Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо и снежинки).

     «"Пора заданья вам давать, друзья,

      Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну как, ребята, вам остаться

Без снежной горки, без катка?»

- Ребята, догадались от кого это письмо? (от Зимы)

- Верно! От Матушки-Зимы. Согласны выполнить ее задания? (Да)

- А задания Матушка-Зима прислала вот на этих снежинках. А снежинки волшебные. Если выполним все задания, то сможем получить подарки от Матушки-Зимы. Готовы?

- Тогда проходим на снежную полянку. (дети садятся на стульчики полукругом)

5.Игры – задания.

 

  1. Игра «Снежная куча»

Вот и первое задание – игра (воспитатель достает игру «Снежная куча»)

-Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово «снег»:

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.


-Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. (Воспитатель раскидывает карточки по столу.)

-Предлагаю вам, ребята, собрать их (Дети подходят, берут карточку, называют слово и складывают)

 

2 . « Составь предложения о зиме» по мнемодорожкам

 -А вот еще одно задание: «Составь предложения о зиме» по мнемодорожкам (по выбору детей. )

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3.   Физминутка

- Эта снежинка предлагает нам поиграть со снегом и слепить снеговика.  

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

(Медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.

 

4.   Составление рассказа о зиме, (по мнемотаблице)

-Эта снежинка предлагает нам составить рассказ от зиме по мнемотаблице. Давайте внимательно ее рассмотрим. Составим предложение по первой картинке.  И т.д. по другим картинкам.

-Послушайте какой рассказ у нас получился.

Образец рассказа. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.)

- Кто из вас желает рассказать о зиме по мнемотаблице.

Рассказы детей: 3-4 человека.

6.Рефлексия. 

- Ребята, вот и закончились снежинки- задания.  Я думаю, Зимушка осталась довольна, мы справились со всеми заданиями.

- А Матушка-Зима передала для вас вот такой сундучок, а в нем подарки. Чтобы их получить, произнесите волшебные слова: «Чок, чок,чок, открывайся, сундучок!»

 (Ребята повторяют волшебные слова, сундучок открывается, а там подарки- раскраски на зимнюю тему.)

- Ребята Матушка- Зима подарила вам раскраски о зиме, вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо вам.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники «Зимушка-зима»

  Задачи:                                                                                                                                        Образовательные:                                                                                                                                 Связная речь: учить детей составлять рассказ о зиме, придерживаясь определённой последовательности, с использованием мнемотаблицы; учить   детей оценивать рассказы товарищей по предложенной схеме.                                                                                                                  Словарь: формировать умение подбирать определения к заданным словам, подбирать к заданному слову однокоренные слова.                                                                                                         Грамматика: совершенствовать структуру предложений в связной речи; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения;                                                                                                                                        Развивающие:  Развивать у детей  воображение,  мышление.                                                                                                                             Воспитательные: Приучать детей сидеть правильно, не выкрикивать, слушать товарищей. Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы.

Предварительная работа: рассматривание мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблицы по теме «Зима».

Материалы и оборудование: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы по теме «Зима», снежинки, конверт, сундучок раскраски.

   Ход занятия:

  1. Орг.момент (1мин)

Звенит колокольчик.  Дети собираются в круг.

- Дети посмотрите,  к нам  пришли  гости, давайте  с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Придумано кем-то просто и мудро –                                                                                                    При встрече здороваться: - Доброе утро!                                                                                                              - Доброе утро! - солнцу и птицам.                                                                                                     - Доброе утро! - улыбчивым лицам.                                                                                                             И каждый становится добрым, доверчивым.                                                                                                                    Доброе утро длится до вечера.  

       2.Мотивация к предстоящей деятельности.

 (педагог обращает внимание детей на снежинку, которая лежит на подоконнике).

-Ребята, вот чудеса, сама снежинка к нам пожаловала в гости? а на ней загадка:

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

– Когда это бывает? (зимой)

3.Игра-разминка со снежинкой «Расскажи о зиме»

Снежинку в руки вы возьмите
И о зиме вы расскажите.

(Ребята называют признаки зимы и передают снежинку)

-Зимой вся земля покрыта снегом.

- Зимой реки и озёра скованы льдом.

- Зимой дует холодный ветер.

– Зимой все деревья спят покрытые снегом

Зимой день короче, а ночь длиннее.

- Зимой солнце светит, но не греет.

 – Зимой люди делают кормушки для зимующих птиц.

– Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду

– Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.                                                   – Зимой приходит весёлый праздник

 Новый год.

4.Проблемная ситуация.

Посмотрите ребята, здесь еще какой-то странный конверт, на нём ничего не написано. (на конверте нарисованы снежинки)

-От кого интересно может быть это письмо? Как вы думаете? (ответы детей) Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо и снежинки).

     «"Пора заданья вам давать, друзья,

      Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну как, ребята, вам остаться

Без снежной горки, без катка?»

- Ребята, догадались от кого это письмо? (от Зимы)

- Верно! От Матушки-Зимы. Согласны выполнить ее задания? (Да)

- А задания Матушка-Зима прислала вот на этих снежинках. А снежинки волшебные. Если выполним все задания, то сможем получить подарки от Матушки-Зимы. Готовы?

- Тогда проходим на снежную полянку. (дети садятся на стульчики полукругом)

5.Игры – задания.

  1. Игра «Снежная куча»

Вот и первое задание – игра (воспитатель достает игру «Снежная куча»)

-Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово «снег»:

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.


-Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. (Воспитатель раскидывает карточки по столу.)

-Предлагаю вам, ребята, собрать их (Дети подходят, берут карточку, называют слово и складывают)

2 . « Составь предложения о зиме» по мнемодорожкам

 -А вот еще одно задание: «Составь предложения о зиме» по мнемодорожкам (по выбору детей. )

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3.   Физминутка

- Эта снежинка предлагает нам поиграть со снегом и слепить снеговика.   

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

(Медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.

4.   Составление рассказа о зиме, (по мнемотаблице)

-Эта снежинка предлагает нам составить рассказ от зиме по мнемотаблице. Давайте внимательно ее рассмотрим. Составим предложение по первой картинке.  И т.д. по другим картинкам.

-Послушайте какой рассказ у нас получился.

Образец рассказа. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.)

- Кто из вас желает рассказать о зиме по мнемотаблице.

Рассказы детей: 3-4 человека.

6.Рефлексия.  

- Ребята, вот и закончились снежинки- задания.  Я думаю, Зимушка осталась довольна, мы справились со всеми заданиями.

- А Матушка-Зима передала для вас вот такой сундучок, а в нем подарки. Чтобы их получить, произнесите волшебные слова: «Чок, чок,чок, открывайся, сундучок!»

 (Ребята повторяют волшебные слова, сундучок открывается, а там подарки- раскраски на зимнюю тему.)

- Ребята Матушка- Зима подарила вам раскраски о зиме, вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо вам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема " Путешествие в царство " Зимушка- зима"

В ходе занятия дети путешествовали по " царству Зимушики- зимы". Они проговаривали скороговорки, отгадыали загадки, называли пословицы о зиме. Помогли зайчику собрать " ледяную" картину из околков и с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»

Конспект занятия   по развитию речи в старшей группе с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»Программное содержание:1. Закрепить умение, составлять текст повествовани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники " Золотая Осень"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники « Золотая осень»Цели:1. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса»....