Конспект образовательной деятельности по формированию навыков связной речи детей подготовительной группы с использованием приема "Синквейн"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Репьёва Инна Владимировна

Цель:  Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей  по прослушанному рассказу.

 Задачи:

Обучающие:

    1.Познакомить с методом составления сенквейна с опорой на модель.

  2   Формировать  навыки связной речи и умения рассказывать в определённой последовательности.

   3  Формировать  умение использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.

Развивающие:

   4.Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.

   5. Развивать  навыки речевого общения:  умение  понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.

    6.   Пополнять  словарный запас детей словами, обозначающими признак и действие предмета.

   7.Закреплять  и расширять знания  о жизни медведей.

  8.Развивать память, мышление, внимание.

  9.Развивать навыки  фонематического слуха.

Воспитывающие:

  10.Воспитывать интерес к художественной литературе.

  11.Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по формированию навыков связной речи детей   подготовительной группы   с использованием приема "Синквейн"

Образовательные области: (Познавательное и речевое развитие)

Цель: Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей по прослушанному рассказу.

 Задачи:

Обучающие:

    1.Познакомить с методом составления синквейна с опорой на модель.

  2 Формировать навыки связной речи и умения рассказывать в определённой последовательности.

   3 Формировать умение использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.

Развивающие:

   4.Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.

   5. Развивать навыки речевого общения: умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.

    6.   Пополнять словарный запас детей словами, обозначающими признак и действие предмета.

   7.Закреплять и расширять знания о жизни медведей.

  8.Развивать память, мышление, внимание.

  9.Развивать навыки фонематического слуха.

Воспитывающие:

  10.Воспитывать интерес к художественной литературе.

 11.Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.  

Предшествующая работа педагога:

Изучение метода составления синквейнов. Изготовление модели – алгоритма синквейна, моделей - предмет, признак предмета, действие предмета.

Предшествующая работа с детьми:

 Знакомство с моделями – предмет, признак предмета, действие предмета. Д/и «Какой?», «Кто, что делает?»  Цель: учить подбирать прилагательные и глаголы к словам. Рассматривание предметных картинок, составление описательных рассказов предметным картинкам. Д/И «Загадай и отгадай» - составление загадок о предметах.

Виды детской деятельности:

Познавательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы:

Игровые: Сюрпризный момент; Д/и «Кто больше назовет слов»

Словесные: Рассказ воспитателя, составление предложений, использование загадок, вопросы к детям, беседа, пояснение, поощрения, чтение художественного произведения.

 Наглядные: Знакомство с алгоритмом составления синквейна; моделями – предмет, признак предмета, действие предмета. Рассматривание иллюстрации.

Практические: составление синквейна методом наглядного моделирования; применение здоровье сберегающих технологий -  физминутка.

Оборудование и материал к занятию:

    Сундучок, салфетка, мольберт, коллекция оформленных синквейнов, модель (предмет, признак предмета, действие предмета), модель - алгоритм синквейна – 20х30см, рассказ «Медведь» автор Ирис Ревю.

Словарная работа: синквейн, маневренный, массивная – пояснить значение слов; неуклюжий, неповоротливый, сладкоежка – закрепить в речи.

Индивидуальная работа:

Автоматизация звука (ч) в сочетание с гласными с Ибрагимом, Димой К. (вводная часть). Активизировать малоактивных детей – Алексей, Артем, Семен. Закреплять умение согласовывать окончания прилагательных с существительными в роде и числе – Малика, Фаришта, Злата – на протяжении всего занятия.

Алгоритм построения занятия:

1.Вводная часть - 4 минуты.

      Организационный момент:

 а) Сюрпризный момент

 б) Загадывание загадки

 в) Мотивация деятельности и постановка проблемы.

II. Основная часть - 20 минут.

 а) Знакомство с новым материалом:

 1.  Рассказ воспитателя;

 2. Рассматривание алгоритма – модели составления синквейна

     3. Чтение рассказа «Медведь» -  автор Ирис Ревю.

     б) Составление «говорящего письма»

      1. Д/И «Кто больше назовет слов»

      2.Физминутка «Медведь»

  3. Работа по составлению синквейна.

III. Заключительная часть - 3 минуты.

 1. Чтение синквейна по алгоритму.

 2. Анализ занятия, какие знания показали дети, впечатления детей.

     3.Домашнее задание для детей и родителей.

Ход занятия

 Вводная часть. Организационный момент.  Дети стоят полукругом вокруг стола, на котором сундучок, накрытый салфеткой. Перед детьми экран, справа мольберт. За спиной у детей полукругом расставлены стулья.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что спряталось под салфеткой?»

Дети высказывают свои предположения. Побуждаю вопросами к ответам полными предложениями. Слежу за правильным построением предложений – Я думаю, что там…

Воспитатель: «Молодцы. А теперь отгадайте загадку.

Он имеет много братьев,
Все похожи на него.
Ящик, чемодан, баул,
Ларь, шкатулка... Караул!
Для пирата лучший друг,
Большой с замком.... (сундук)    Что это?»

Дети: «Сундучок»

Снимаю салфетку.

Воспитатель: «Правильно. А что можно в него положить?»

Дети: «Украшения, подарки, деньги…»

Воспитатель: «Чтобы узнать, что лежит в нашем сундучке, нужно четко сказать -  чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Сначала эти заветные слова скажет Ибрагим, теперь – Дима, а сейчас все вместе.

Проговариваем вместе с детьми, открываем сундучок, а в нем коллекция синквейнов.  

Мотивация деятельности и постановка проблемы:

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что это такое?» (показываю коллекцию синквейнов, оформленных в форме книжек) Дети затрудняются. Объясняю. «Это коллекция синквейнов, которую создали дети и взрослые из других групп в подарок нашему детскому саду. Ребята, вы хотите пополнить эту коллекцию, чтобы тоже оставить подарок на память?»

Дети: «Да»

Воспитатель: «Коллекцию чего мы будем пополнять? «Закрепляю в речи слово синквейн.

Воспитатель: «А вы знаете, что такое синквйен?  А как его нужно составлять?»

Дети: «Нет»

Воспитатель: «Что же нам делать? Как узнать?»

Дети: «Нужно найти информацию: прочитать в книге. В интернете, в библиотеке»

Выслушиваю все предложения детей. Интернета нет, библиотека далеко.

Воспитатель: «Может нужно обратиться к взрослому?  Хотите я вас научу? Вы готовы? Подойдите все к мольберту»

Основная часть.

    Ребята, синквейн - это маленькое стихотворение. Название его произошло от французского слова, которое обозначает «сенк – пять строк». Поэтому и состоит из пяти строк, в котором нет рифмы.  Составлять его могут научиться все, для удобства придумали такую схему» Показываю схему. Обращаю внимание на треугольники, объясняю:

«Это модели – подсказки. Они будут заменять слова. На что они похожи?»

Дети: «На треугольники» Воспитатель по – очереди показывает указкой на модели. Первая модель – треугольник.

Воспитатель: «Что означает эта модель?»

Дети: «Слово»

Воспитатель: «А эта модель?» (треугольник с волнистой линией)

Дети: «Признак предмета» Воспитатель показывает треугольник с двумя полосками.

Дети: «Действие предмета»

 Вовлекаю в разговор малоактивных детей – Лёшу, Семена. Показываю алгоритм составления синквейна.

Воспитатель: «Это схема, по которой мы будем работать На что она похожа»

Дети: «На елочку»

Объясняю: «первая строка – одно слово - предмет; вторая строка - два слова признака предмета, отвечающие на вопрос какой? третья строка – три слова действия предмета, отвечающие на вопрос: что умеет делать? Четвертая строка – предложение о предмете; пятая строка – вывод о предмете» Закрепляем информацию.(Дети садятся)

Воспитатель: «Чтобы легче было составлять синквейн, я прочитаю рассказ, который написал Ирис Ревю.

         Читаю: «Кто из нас не знает медведя? Неповоротливый, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь— грозный лесной житель, очень подвижный и маневренный, ловит рыбу, хорошо плавает и лазит по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит лакомиться ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешкам растений. В зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны в своей берлоге. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких косолапых появляются на свет. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины»

Сейчас мы будем составлять говорящее письмо, по нашей схеме.

Воспитатель: «Скажите, про кого рассказ»

Дети: «Про медведя»

Воспитатель: «Как вы думаете, какое название можно дать рассказу? (обращаю внимание на использование в речи сложных предложений)

Дети: «Медведь»

Воспитатель: «Правильно. Это первая строка «Письма. А теперь, дети, вспомните, как описывается медведь. Какой он?»

   Провожу словесную игру «Кто больше вспомнит слов» (дети называют признаки медведя). Объясняю слова: маневренный, массивная голова.  Закрепляю слова в речи способом многократного повторения. После окончания игры выбираем два наиболее подходящих слова - признака (это вторая строка) Выбор предлагаю сделать Артему. Отмечаю наиболее активных детей. Озвучиваем две строки вместе. Для себя, делаю пометки слов напротив строк.

Воспитатель: «А сейчас давайте немного разомнемся»

Физкультминутка. «Медведи»

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, как описываются действия, что делает медведь?  Ответы детей – ловит рыбу, любит лакомиться, зимой спит. Если дети затрудняются, помогаю наводящими вопросами. Слежу за правильным согласованием окончаний в словах (Малика, Фаришта)

После обсуждения действий предмета, дети выбирают три нужных слова, и это третья строка.

 Воспитатель: А теперь будем, придумаем предложения со словом «Медведь». Предлагаю картинку с изображением медведя в природе.

Дети предлагают варианты ответов.  Это четвертая строка «Письма».

Предлагаю Злате, Семену четко проговорить предложение по схеме (инд. работа)

Воспитатель: «Нам осталось заполнить одну, пятую строку нашего стихотворения. Подумайте, нам нужно сделать вывод. Медведь – это кто?»

Дети предлагают варианты: хищник, хозяин леса, сказочный герой, лесной богатырь и т.д.   Выбираем.

Заключительная часть. Подвожу итог.

Воспитатель: «Ребята, подойдите все к мольберту. Кто хочет прочитать по схеме наше говорящее письмо. Помните, что наши обозначают модели?

Дети воспроизводят, помогаю, хвалю.

Воспитатель: «Послушайте, какой я составлю синквейн» Проговариваю и показываю оформленный синквейн о медведе»

1.Медведь                                                        1.Медведь

2.Грозный, большой                                       2.Сильный, большой

3.Ловит рыбу, питается ягодами, спит.        3.Охотится, спит, собирает

4.Медведь живет в берлоге                           4. Дом медведя-берлога

5.Лесное животное                                         5.Хищник

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы научились составлять синквейны. Вам понравилось? Но ведь один синквейн это еще не коллекция. Вы получите домашнее задание – составить синквейны дома с родителями. Соберем их вместе - получится коллекция». Предлагаю памятку с последовательным описанием действий. Благодарю детей за сотрудничество. Заканчиваю занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе. Автоматизация звука – Л- в связной речи.

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группеАвтоматизация звука – Л- в связной речи.Цели:Коррекционно - образовательные: формирование практических уме...