Конспект образовательной деятельности по формированию навыков связной речи детей подготовительной группы с использованием приема "Синквейн"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей по прослушанному рассказу.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить с методом составления сенквейна с опорой на модель.
2 Формировать навыки связной речи и умения рассказывать в определённой последовательности.
3 Формировать умение использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.
Развивающие:
4.Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
5. Развивать навыки речевого общения: умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.
6. Пополнять словарный запас детей словами, обозначающими признак и действие предмета.
7.Закреплять и расширять знания о жизни медведей.
8.Развивать память, мышление, внимание.
9.Развивать навыки фонематического слуха.
Воспитывающие:
10.Воспитывать интерес к художественной литературе.
11.Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по формированию навыков связной речи детей подготовительной группы с использованием приема "Синквейн"
Образовательные области: (Познавательное и речевое развитие)
Цель: Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей по прослушанному рассказу.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить с методом составления синквейна с опорой на модель.
2 Формировать навыки связной речи и умения рассказывать в определённой последовательности.
3 Формировать умение использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.
Развивающие:
4.Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
5. Развивать навыки речевого общения: умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.
6. Пополнять словарный запас детей словами, обозначающими признак и действие предмета.
7.Закреплять и расширять знания о жизни медведей.
8.Развивать память, мышление, внимание.
9.Развивать навыки фонематического слуха.
Воспитывающие:
10.Воспитывать интерес к художественной литературе.
11.Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.
Предшествующая работа педагога:
Изучение метода составления синквейнов. Изготовление модели – алгоритма синквейна, моделей - предмет, признак предмета, действие предмета.
Предшествующая работа с детьми:
Знакомство с моделями – предмет, признак предмета, действие предмета. Д/и «Какой?», «Кто, что делает?» Цель: учить подбирать прилагательные и глаголы к словам. Рассматривание предметных картинок, составление описательных рассказов предметным картинкам. Д/И «Загадай и отгадай» - составление загадок о предметах.
Виды детской деятельности:
Познавательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы:
Игровые: Сюрпризный момент; Д/и «Кто больше назовет слов»
Словесные: Рассказ воспитателя, составление предложений, использование загадок, вопросы к детям, беседа, пояснение, поощрения, чтение художественного произведения.
Наглядные: Знакомство с алгоритмом составления синквейна; моделями – предмет, признак предмета, действие предмета. Рассматривание иллюстрации.
Практические: составление синквейна методом наглядного моделирования; применение здоровье сберегающих технологий - физминутка.
Оборудование и материал к занятию:
Сундучок, салфетка, мольберт, коллекция оформленных синквейнов, модель (предмет, признак предмета, действие предмета), модель - алгоритм синквейна – 20х30см, рассказ «Медведь» автор Ирис Ревю.
Словарная работа: синквейн, маневренный, массивная – пояснить значение слов; неуклюжий, неповоротливый, сладкоежка – закрепить в речи.
Индивидуальная работа:
Автоматизация звука (ч) в сочетание с гласными с Ибрагимом, Димой К. (вводная часть). Активизировать малоактивных детей – Алексей, Артем, Семен. Закреплять умение согласовывать окончания прилагательных с существительными в роде и числе – Малика, Фаришта, Злата – на протяжении всего занятия.
Алгоритм построения занятия:
1.Вводная часть - 4 минуты.
Организационный момент:
а) Сюрпризный момент
б) Загадывание загадки
в) Мотивация деятельности и постановка проблемы.
II. Основная часть - 20 минут.
а) Знакомство с новым материалом:
1. Рассказ воспитателя;
2. Рассматривание алгоритма – модели составления синквейна
3. Чтение рассказа «Медведь» - автор Ирис Ревю.
б) Составление «говорящего письма»
1. Д/И «Кто больше назовет слов»
2.Физминутка «Медведь»
3. Работа по составлению синквейна.
III. Заключительная часть - 3 минуты.
1. Чтение синквейна по алгоритму.
2. Анализ занятия, какие знания показали дети, впечатления детей.
3.Домашнее задание для детей и родителей.
Ход занятия
Вводная часть. Организационный момент. Дети стоят полукругом вокруг стола, на котором сундучок, накрытый салфеткой. Перед детьми экран, справа мольберт. За спиной у детей полукругом расставлены стулья.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что спряталось под салфеткой?»
Дети высказывают свои предположения. Побуждаю вопросами к ответам полными предложениями. Слежу за правильным построением предложений – Я думаю, что там…
Воспитатель: «Молодцы. А теперь отгадайте загадку.
Он имеет много братьев,
Все похожи на него.
Ящик, чемодан, баул,
Ларь, шкатулка... Караул!
Для пирата лучший друг,
Большой с замком.... (сундук) Что это?»
Дети: «Сундучок»
Снимаю салфетку.
Воспитатель: «Правильно. А что можно в него положить?»
Дети: «Украшения, подарки, деньги…»
Воспитатель: «Чтобы узнать, что лежит в нашем сундучке, нужно четко сказать - чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! Сначала эти заветные слова скажет Ибрагим, теперь – Дима, а сейчас все вместе.
Проговариваем вместе с детьми, открываем сундучок, а в нем коллекция синквейнов.
Мотивация деятельности и постановка проблемы:
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что это такое?» (показываю коллекцию синквейнов, оформленных в форме книжек) Дети затрудняются. Объясняю. «Это коллекция синквейнов, которую создали дети и взрослые из других групп в подарок нашему детскому саду. Ребята, вы хотите пополнить эту коллекцию, чтобы тоже оставить подарок на память?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Коллекцию чего мы будем пополнять? «Закрепляю в речи слово синквейн.
Воспитатель: «А вы знаете, что такое синквйен? А как его нужно составлять?»
Дети: «Нет»
Воспитатель: «Что же нам делать? Как узнать?»
Дети: «Нужно найти информацию: прочитать в книге. В интернете, в библиотеке»
Выслушиваю все предложения детей. Интернета нет, библиотека далеко.
Воспитатель: «Может нужно обратиться к взрослому? Хотите я вас научу? Вы готовы? Подойдите все к мольберту»
Основная часть.
Ребята, синквейн - это маленькое стихотворение. Название его произошло от французского слова, которое обозначает «сенк – пять строк». Поэтому и состоит из пяти строк, в котором нет рифмы. Составлять его могут научиться все, для удобства придумали такую схему» Показываю схему. Обращаю внимание на треугольники, объясняю:
«Это модели – подсказки. Они будут заменять слова. На что они похожи?»
Дети: «На треугольники» Воспитатель по – очереди показывает указкой на модели. Первая модель – треугольник.
Воспитатель: «Что означает эта модель?»
Дети: «Слово»
Воспитатель: «А эта модель?» (треугольник с волнистой линией)
Дети: «Признак предмета» Воспитатель показывает треугольник с двумя полосками.
Дети: «Действие предмета»
Вовлекаю в разговор малоактивных детей – Лёшу, Семена. Показываю алгоритм составления синквейна.
Воспитатель: «Это схема, по которой мы будем работать На что она похожа»
Дети: «На елочку»
Объясняю: «первая строка – одно слово - предмет; вторая строка - два слова признака предмета, отвечающие на вопрос какой? третья строка – три слова действия предмета, отвечающие на вопрос: что умеет делать? Четвертая строка – предложение о предмете; пятая строка – вывод о предмете» Закрепляем информацию.(Дети садятся)
Воспитатель: «Чтобы легче было составлять синквейн, я прочитаю рассказ, который написал Ирис Ревю.
Читаю: «Кто из нас не знает медведя? Неповоротливый, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь— грозный лесной житель, очень подвижный и маневренный, ловит рыбу, хорошо плавает и лазит по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит лакомиться ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешкам растений. В зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны в своей берлоге. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких косолапых появляются на свет. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины»
Сейчас мы будем составлять говорящее письмо, по нашей схеме.
Воспитатель: «Скажите, про кого рассказ»
Дети: «Про медведя»
Воспитатель: «Как вы думаете, какое название можно дать рассказу? (обращаю внимание на использование в речи сложных предложений)
Дети: «Медведь»
Воспитатель: «Правильно. Это первая строка «Письма. А теперь, дети, вспомните, как описывается медведь. Какой он?»
Провожу словесную игру «Кто больше вспомнит слов» (дети называют признаки медведя). Объясняю слова: маневренный, массивная голова. Закрепляю слова в речи способом многократного повторения. После окончания игры выбираем два наиболее подходящих слова - признака (это вторая строка) Выбор предлагаю сделать Артему. Отмечаю наиболее активных детей. Озвучиваем две строки вместе. Для себя, делаю пометки слов напротив строк.
Воспитатель: «А сейчас давайте немного разомнемся»
Физкультминутка. «Медведи»
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, как описываются действия, что делает медведь? Ответы детей – ловит рыбу, любит лакомиться, зимой спит. Если дети затрудняются, помогаю наводящими вопросами. Слежу за правильным согласованием окончаний в словах (Малика, Фаришта)
После обсуждения действий предмета, дети выбирают три нужных слова, и это третья строка.
Воспитатель: А теперь будем, придумаем предложения со словом «Медведь». Предлагаю картинку с изображением медведя в природе.
Дети предлагают варианты ответов. Это четвертая строка «Письма».
Предлагаю Злате, Семену четко проговорить предложение по схеме (инд. работа)
Воспитатель: «Нам осталось заполнить одну, пятую строку нашего стихотворения. Подумайте, нам нужно сделать вывод. Медведь – это кто?»
Дети предлагают варианты: хищник, хозяин леса, сказочный герой, лесной богатырь и т.д. Выбираем.
Заключительная часть. Подвожу итог.
Воспитатель: «Ребята, подойдите все к мольберту. Кто хочет прочитать по схеме наше говорящее письмо. Помните, что наши обозначают модели?
Дети воспроизводят, помогаю, хвалю.
Воспитатель: «Послушайте, какой я составлю синквейн» Проговариваю и показываю оформленный синквейн о медведе»
1.Медведь 1.Медведь
2.Грозный, большой 2.Сильный, большой
3.Ловит рыбу, питается ягодами, спит. 3.Охотится, спит, собирает
4.Медведь живет в берлоге 4. Дом медведя-берлога
5.Лесное животное 5.Хищник
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы научились составлять синквейны. Вам понравилось? Но ведь один синквейн это еще не коллекция. Вы получите домашнее задание – составить синквейны дома с родителями. Соберем их вместе - получится коллекция». Предлагаю памятку с последовательным описанием действий. Благодарю детей за сотрудничество. Заканчиваю занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...
Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»
Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"
Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....
Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе. Автоматизация звука – Л- в связной речи.
Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группеАвтоматизация звука – Л- в связной речи.Цели:Коррекционно - образовательные: формирование практических уме...