Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Фрукты»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

ТЕМА "ФРУКТЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_formirovanie_gramm_stroya_yazyka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Фрукты»

Разработчик ________________

Цель: Развитие грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов,

- Закреплять обобщающие понятия,

- Выполнять упражнения в образовании относительных прилагательных,

- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.,

- Выполнять упражнения в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать объем и концентрацию внимания, мышление, зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии,

- Воспитывать интерес к занятию, к взаимоуважению, к взаимоподдержке, бережное отношение к природе, к фруктам.

Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,

конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

Оргмомент:

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное СМС-сообщение: в нём Крош из Смешариков просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь Крошу и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем ему? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Основная часть:

Д/и «Посмотри и назови»

- Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

-Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан как мы назовём одним словом? (Фрукты).

-А где растут фрукты? (На деревьях)

-Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

-Где растут фруктовые деревья? (В саду)

-Как называется сад, в котором растут много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

-Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Раздаются картинки.

- Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

- Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

- Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная (груша).
- Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный
(апельсин).

- Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон).
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный
(банан).

-Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

-Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

Д/ и «Приготовим сок»

- Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

- А если сок приготовить из груши? (Грушевый).

- Сок из персика? (Персиковый)

- Сок из апельсина? (Апельсиновый)

- Сок из лимона? (Лимонный)

- Сок из банана? (Банановый)

- Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

Физминутка

- Ребята, что-то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили. Улыбнулись друг другу.

Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один конверт четвертый.

Д/и «Один - много»

(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)

-Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – не стало груши, груш

персик - персики – не стало персика, персиков

апельсин - апельсины – не стало апельсина, апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов

банан – бананы – не стало банана, бананов.

-Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

Д/и «Сосчитай-ка»

(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)

-Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.

Посмотрите, как я буду считать.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

А теперь вы!

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

-Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.

- Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

- Ребята, за то, что мы помогли Крошу расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Рефлексия:

Вот мы и помогли Крошу расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 160 с;
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  3. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  4. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 132 с;
  5. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 180 с;
  6. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., с;
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., с;
  8. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., с;
  9. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в средней группе. Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в средней группе. Тема: «Фрукты»

Цель:  Развитие грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:  Образовательные- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов....

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Животные жарких стран»

Задачи:1.Уточнение представления детей о диких животных жарких стран.2.Обогащение и активизация словаря по теме.3.Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.4.Формирование навыка выд...