Семинар-практикум для педагогов «Реализуем образовательную программу ДОУ: образовательная область «Речевое развитие»
методическая разработка по развитию речи

Бутылина Ирина Валерьевна

Целью данного семинара-практикума является создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_razvitiyu_rechi.pptx2.33 МБ
Файл seminar_po_razv._rechi.docx315.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк» Семинар-практикум «Реализуем образовательную программу ДОУ: образовательная область « Речевое развитие» Воспитатели группы « Дюймовочка »: Бутылина И.В ., Панова О.А. г. Бородино 2023 г.

Слайд 2

Тематика – развитие, речь, дети. А 086 РМ - авторская развивающая методика; -активная резвая малышня; -ассоциация речевых мыслителей . Р 847 МЕ

Слайд 3

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Благодаря речи дети: познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах, при помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных задач в деятельности педагога ДОУ.

Слайд 4

Перечислите направления педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие ».

Слайд 5

с 1 года до 2 лет: развитие понимания речи, развитие активной речи; с 2 до 7 лет: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте, интерес к художественной литературе. Направления педагогической работы по образовательной области « Речевое развитие»

Слайд 6

Формирование словаря. В 1 год – 10-12 слов. К 7 годам – 3,5 тысячи.

Слайд 7

Дидактические игры: 1. игры с предметами, 2. настольно-печатные , 3. словесные.

Слайд 8

Дидактические игры с предметами . Игра «Угадай, чего не стало? » (для младшего дошкольного возраста ). Игра «У кого, какая игрушка?» (для младшего дошкольного возраста ). Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» (« Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй »).

Слайд 9

Настольные и настольно-печатные игры . Р азличные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п.

Слайд 10

Словесные игры. Словесная игра «Угадай предмет». Словесная игра «Кто подберет больше слов ?». Составление загадок . Синквейн (от французского слова «пять »), что означает «стихотворение из пяти строк ».

Слайд 11

Синквейн . 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного ( ассоциация с первым словом) .

Слайд 12

Синквейн . 1. Заяц 2. Пушистый, быстрый. 3. Прыгает, бегает, прячется. 4. Заяц живет в наших лесах. 5. Зверь (зверек).

Слайд 13

Для обучения составлению загадок используем обратную схему синквейна . 1. Зверек 2. Серый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Он спит зимой. 5. ?

Слайд 14

Звуковая культура речи . формирование правильного звукопроизношения, овладение правильным речевым дыханием, правильное произношение всех звуков родного языка, четкое произнесение слов, умение пользоваться голосом, говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Слайд 15

Скороговорки . 1) Флюорографист флюорографировал флюорографистку. 2) Корабли лавировали, лавировали да не выловировали. 3) Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории. 4) Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. 5) Повар Пётр и повар Павел. Пётр пёк, а Павел парил. Павел парил, Пётр пёк. Повар Павел, повар Пётр.

Слайд 16

Дидактические игры: «Составь слово по первым звукам», « Замени первый звук», « Услышишь – хлопни ».

Слайд 17

Грамматический строй речи . Словоизменение. 2. Словообразование. 3. Согласование. 4. Формирование фразы. Дидактические игры «Кто чем работает?», «Один - много», «Назови ласково»; игры на образование сложных слов.

Слайд 18

Связная речь .

Слайд 19

Формы работы при обучении детей связной речи : п ересказ , описание игрушек и сюжетных картин , рассказывание из опыта, творческое рассказывание, заучивание стихотворений, б еседа, р ечевые игры.

Слайд 20

Дидактические игры : «Найди картинке место», « Хорошо - плохо», « Составь два рассказа», « Если бы ...» «Виммельбух» – это «книжки гляделки», в переводе с немецкого «книга с мельтешащими картинками».

Слайд 21

«Виммельбух »

Слайд 22

Подготовка к обучению грамоте . Игра «Найди свою букву в кругу ». « Азбука темы/проекта » . «Соцопросы ». « Где спрятался звук ?». « Угадай букву ». « Составь слово из слогов », Кроссворды. Графические диктанты.

Слайд 23

«Азбука темы/проекта» .

Слайд 24

Кроссворды, графические дорожки .

Слайд 25

Составляем слова .

Слайд 26

Интерес к художественной литературе . Методы , приёмы и формы приобщения детей к чтению: чтение, рассказывание, пересказ художественных произведений, заучивание стихотворений, дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность, отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности, показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок, рассказывание по ролям, викторины , экскурсии в библиотеку, проектная деятельность, создание книг-самоделок.

Слайд 27

Игры «Стань волшебником», «Прогулка по сказкам», «Отгадай загадку по предметам в волшебном сундучке», «Путешествие в гости к сказке », «Доскажи словечко». Игры с пословицами и поговорками «Какому герою подходит эта пословица?», «Закончи пословицу».

Слайд 28

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей: - тематические развлечения; - фольклорные праздники; - ярмарки ; - введение речевых традиций; - выпуск стенгазеты; - семейные встречи; - викторины ; - консультации ; - книгообмен .



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Реализуем ОП ДО: образовательная область «Речевое развитие»

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Ход семинара

Прежде, чем мы начнем наш семинар, предлагаем немного размяться. Мы показываем вам номерной знак машины, а вы представьте, что буквы в нем – это аббревиатура. Тематика – развитие, речь, дети.

Например: А 086 РМ

- авторская развивающая методика;

-активная резвая малышня;

-ассоциация речевых мыслителей.

(Педагоги придумывают расшифровку).

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах; при помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных задач в деятельности педагога ДОУ.

Поскольку образовательные программы детских садов разрабатываются в соответствии с ФОП ДО, то мы сегодня немного поговорим о тех нововведениях, которые затронули образовательную область «Речевое развитие».

Перечислите направления педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие» (с 1 года до 2 лет: развитие понимания речи, развитие активной речи; с 2 до 7 лет: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте, интерес к художественной литературе)

Формирование словаря. 

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи, радио … Поэтому развитие словаря дошкольная педагогика рассматривает как одну из важных задач развития речи.

Количественная сторона словаря – в 1год ребенок владеет 10-12 словами, - в 7 лет его активный словарь увеличивается до 3,5 тысяч.

Все мы знаем, что игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников, она является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга.

Предлагаем вам рассмотреть наиболее интересные игровые приемы в работе с детьми, направленные на развитие речи. Немного поговорим о дидактических играх. Они делятся на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например, продавца или покупателя и т. д. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Например,

Игра «Угадай, чего не стало?» (для младшего дошкольного возраста)

Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.

Игра «У кого, какая игрушка?» (для младшего дошкольного возраста)

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинается игра: «У меня медведь. А у тебя?». Ребенок: «А у меня заяц».

Взрослый: «У медведя коричневая шубка». Ребенок: «А у зайца белая шубка».

Взрослый: «У меня медведь большой». Ребенок: «У меня заяц маленький».

Взрослый: «У медведя маленькие уши». Ребенок: «А у зайца длинные уши».

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

Другим видом дидактических игр являются настольные и настольно-печатные игры. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п.

Самодельная настольная игра «Дикие и домашние животные»

Педагоги или родители вместе с детьми могут нарисовать на бумаге, а затем вырезать диких и домашних животных. На листе ватмана с одной стороны нарисовать лес, а с другой – дом. Далее ребенок, называя животное, располагает его в зависимости от места обитания: в лес или дом. Такая игра поможет ребёнку обогатить словарный запас, изучить обобщающие понятия, а также научиться связно выражать свои мысли.

Показать наши настольные игры по формированию словаря.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Словесная игра «Угадай предмет»

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Словесная игра «Кто подберет больше слов?» (поиграть с педагогами)

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Еще для активизации словаря имеют значение составление загадок. 

Также для себя мы отметили один интересный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат, также может использоваться для закрепления изученной темы, являться диагностическим инструментом и носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) и кроме всего, является игровым приемом.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Основные правилам составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно это существительное.

Схематически модель синквейна выглядит так:

C:\Users\79131\Pictures\Saved Pictures\синквейн.png

 

Например,

1.     Заяц

2.     Пушистый, быстрый.

3.     Прыгает, бегает, прячется.

4.     Заяц живет в наших лесах.

5.     Зверь (зверек).

Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Попробуйте составить синквейн к слову машина.

1.     Машина

2.     Красивая, блестящая.

3.     Едет, коптит, сигналит.

4.     В машинах перевозят груз.

5.     Транспорт.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, после того как дети овладеют понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Синквейн очень хорошо использовать при обучении детей составлять загадки. Поскольку детям дошкольного возраста очень тяжело выделить главные признаки объекта, не отвлекаясь на второстепенные, то этому очень хорошо учит данный метод.

Для обучения составлению загадок используем обратную схему синквейна.

C:\Users\79131\Pictures\Saved Pictures\загадка.png

Например, отгадайте кто это:

1. Зверек

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Он спит зимой.

5. ?

Звуковая культура речи.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Мы должны помогать детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучать детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

 «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный материал (игрушки, картинки). Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Детям нужно выбрать:

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Для развития четкой артикуляции и дикции можно использовать на занятиях скороговорки.

1) Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

2) Корабли лавировали, лавировали да не выловировали.

3) Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

4)  Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

5)  Повар Пётр и повар Павел.

     Пётр пёк, а Павел парил.

     Павел парил, Пётр пёк.

     Повар Павел, повар Пётр.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать игры «Составь слово по первым звукам», «Замени первый звук», «Услышишь – хлопни».

Грамматический строй речи.  

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:

1. Словоизменение:

- категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);

- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);

- категории падежа:

родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

2. Словообразование:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование существительных от существительных;

- образование прилагательных от существительных;

- образование приставочных глаголов;

- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

- образование сложных слов.

3. Согласование:

- существительных с местоимениями;

- существительных с прилагательными;

- существительных с числительными;

- глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

- простые нераспространённые предложения;

- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);

- предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);

- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

Дидактическая игра «Кто чем работает?»

Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.

Материал: Картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.).

Ход игры:

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Взрослыйпредлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»:

Парикмахер — ножницами,

маляр — кистью,

плотник — топором,

дворник — метлой,

лесоруб — пилой,

садовник — лопатой.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

Игры на образование сложных слов. (поиграть с педагогами)

Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.

Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.

У гусыни белая голова – она белоголовая.

У зайца длинные уши – он длинноухий.

У цапли длинные ноги – она длинноногая.

Игры с предлогами (показать наши игры)

Назовите, пожалуйста, формы речи. (диалогическая и монологическая)

Да, совершенствование диалогической и монологической форм речи является одной из задач формирования связной речи.

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание, заучивание стихотворений, беседа, речевые игры).

«Найди картинке место»

Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не

помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Хорошо - плохо» (можно поиграть с педагогами)

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших

магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Составь два рассказа»

Цель: Учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры:

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Если бы...»

Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Мы в своей практике также используем нетрадиционные формы работы по формированию связной речи, а именно «виммельбух»-технологию.

Что означает слово «виммельбух»? В буквальном смысле – «книжки гляделки», в переводе с немецкого «книга с мельтешащими картинками». Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).

Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас, а также прививают интерес к книгам у нечитающих детей.

«Найди любимую игрушку». Предлагается найти картинку игрушки, описать ее и рассказать, как с ней играть.

«Расставь мебель по комнатам». Необходимо найти предметы мебели, назвать их, определить для какой комнаты они необходимы, сказать из чего они сделаны (стол из дерева - деревянный, один стол - много столов).

Подготовка к обучению грамоте. С какого возраста начинаем работу по направлению «подготовка к обучению грамоте»? (с 3 лет)

Обучение грамоте начинается с возраста 3-4 лет «педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане».

С какого возраста работаем над формированием у детей умения читать слоги, слова, предложения из 2-3 слов? (с 6 лет)

«Найди свою букву в кругу».

 На полу выложен круг, разделенный на сектора с карточками букв. Изобразить круг можно с помощью мела, веревок, цветных ленточек или большого обруча. Разложить карточки с буквами или картинки, который позволит менять их местами, каждый раз создавая для детей эффект новизны.

- Детям раздаются картинки на данную букву, что разложены в секторах. Детям нужно по окончании музыки разложить картинку на данную букву.

- Детям раздаются картинки. По окончании музыки они должны встать в тот сектор, с какого звука должно начаться слово под картинкой.

Мы в своей практике используем «Азбуку темы/проекта» - это ещё одно подспорье для предпосылок формирования и развития грамотности у детей. Это лист бумаги, где вертикально располагается весь алфавит. Дети «печатают» слова на определенную букву. Формируются навыки письма, что является развитием и подготовкой руки к письму в школе. Также происходит запоминание элементов букв, их начертание, звуковая сторона и знакомство с разными словами. Так может быть, что слов на оду букву окажется больше, а на некоторые буквы совсем не придумали… И так бывает!

«Соцопросы» - ещё один приём в нашей работе. Основывается он на высказывании индивидуальных знаний по определенному вопросу. Детям предлагается лист бумаги, с таблицей, из нескольких граф. Ставят ответ напротив своего имени, в форме «+» или «-», или записывают ответ словами. В конце недели также убираем и используем новые по другой теме.

Также используем игры «Где спрятался звук?», «Угадай букву», «Составь слово из слогов», разгадываем кроссворды, пишем графические диктанты.

Интерес к художественной литературе.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников - речевого, познавательного, личностного.

Методы, приёмы и формы приобщения детей к чтению:

чтение, рассказывание, пересказ художественных произведений, заучивание стихотворений, дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность, отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности, показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок, рассказывание по ролям; викторины, экскурсии в библиотеку, проектная деятельность, создание книг-самоделок.

«Стань волшебником» (можно поиграть с педагогами)

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)

 «Прогулка по сказкам»

Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

«Отгадай загадку по предметам в волшебном сундучке»

Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).

«Путешествие в гости к сказке»

Из какой сказки? Вспомни и назови сказки. Тебе помогут сказочные герои.

- Царь, три сына, стрела, болото, лягушка («Царевна-лягушка»);  

- Царь, три сына, Иванушка, конек-горбунок, царевна («Конек-горбунок»);                    

- Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея («Золушка»);

- Злая мачеха, две дочери, дед мороз («Морозко»).

Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Немного поиграем. Я буду называть пословицы разных стран, а вы должны назвать аналогичную, но русскую пословицу.

- Сын леопарда - тоже леопард (Африка) - (Яблоко от яблони недалеко падает)

- Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - (Шила в мешке не утаишь)

- Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) - (В тихом омуте черти водятся)

- Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - (Слова - серебро, а молчание – золото)

- Тот не заблудится, кто спрашивает (Финляндия) - (Язык до Киева доведет)

 

Уважаемые коллеги, мы поделились с вами наиболее интересными игровыми приемами, которые можно использовать в работе с детьми, в речевом развитии. Надеемся, вы что-то взяли для себя на заметку и в дальнейшем сможете использовать в своей работе

И подводя итоги нашей встречи, проведем рефлексию в форме «синквейна». Составьте, пожалуйста, синквейн к нашей сегодняшней встрече.

Вот и заканчился наш семинар. В конце каждой игры, соревнования, как и полагается, игроков ждет награда. Чтобы узнать, какая награда вас ждет, необходимо разгадать ребус.

C:\Users\79131\Pictures\Saved Pictures\ребус.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА (непосредственно образовательная деятельность) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Речевое развитие», средняя группа

Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок. Эмоционально сближать детей, понимать эмоцион...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

«Формы организации образовательной деятельности «Мы сами», «Мы вместе», «Я и моя семья» при реализации программы ООП в области – «речевое развитие» в подготовительной к школе группе". ».

    Работу реализовывали по трём блокам: «Мы вместе», «Мы сами», «Я и моя семья», в которых мы использовали разнообразные формы работы с детьми. (о...