ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА (непосредственно образовательная деятельность) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Речевое развитие», средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок. Эмоционально сближать детей, понимать эмоциональное состояние другого, сплачивать детский коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_slovo_dorozhe_bogatstva.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
(непосредственно образовательная деятельность)
Примерная образовательная программа дошкольного образования
«Детство», образовательная область «Речевое развитие»,
средняя группа
Косникова Е.В., воспитатель
МАДОУ» Детский сад комбинированного
вида №2 «Ромашка»
Программное содержание:
1. Обучать детей речевому этикету, проявление вежливого отношения к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.
2. Отрабатывать правильное произношение звука [С], продолжать работать над дикцией – говорить тихо, громко, отчетливо произносить слова и словосочетания.
3. Способствовать активизации диалогической речи, передавать интонацией голос и характер персонажей.
4. Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок.
5. Эмоционально сближать детей, понимать эмоциональное состояние другого, сплачивать детский коллектив.
Материал и оборудование: игрушки - заяц, лиса, магнитофон, аудиозаписи (голосовые, музыкальное сопровождение), презентация сюжетных иллюстраций, шапочки для сказки «Теремок»; ширма-домик, апельсины, гвоздика (приправа), зонтики.
Предварительная работа: Беседа «Что такое дружба?», «Добрые поступки»; рассматривание иллюстраций «Хорошо-плохо», чтение с последующим обсуждением (К.Д. Ушинский. «Вместе тесно, а врозь скучно», Е.Благина «Посидим в тишине»); чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о доброте, вежливых словах, дружбе; игра-драматизация «В гости к друзьям», «На дне рождении друга»; подвижные игры: «Дружный хоровод», «Подружись с солнышком», «Комплименты»; настольный театр: «Теремок», Заюшкина избушка», «Рукавичка»; просмотр мультфильмов по русским народным и авторским сказкам о дружбе, добрых поступках с последующим обсуждением.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Ребята отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится.
Дети: Улыбка!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся и подарим друг другу улыбки.
Дети здороваются с гостями.
Упражнение «Подари улыбку» Дети становятся полукругом, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа. Важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Воспитатель: Вот мы и поздоровались, подарили друг другу хорошее настроение!
Воспитатель: Вот какие мы дружные и добрые. Ребята к нам прилетела птица, а что же у нее в клюве? Давайте посмотрим, кажется это письмо от лесных жителей. (Воспитатель читает письмо). В нем написано, что в лесу сучилась беда, звери стали между собой ссориться, перестали быть вежливыми, срочно нужно помочь им.
Воспитатель: Нам пора отправляться в путь вот по этой тропинке. (дети шагают по сенсорной тропе)
По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек,
Посмотрели мы налево,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели вверх на солнышко,
Посмотрели вниз на травку,
Ах, как красиво!
Воспитатель: Вот мы и подошли к мосту. Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. (Дети проходят мост, держась за руки)
Воспитатель: Непросто было идти по узкому мосту, но мы дружные, помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Вот мы и вышли на поляну. (Подходят и останавливаются у дерева, где сидят лисичка и зайчик, медведь.
Воспитатель: Ах, вот кто здесь притаился! Посмотрите, ребята, кто это? (Лисичка, зайка, медведь). Посмотрите, какие они красивые.
Составление описательного рассказа об игрушке. Дети составляют рассказ с использованием мнемотаблиц.
Дети: Лисичка наша – красавица. У нее остренькие ушки, черные глазки, рыжая шубка и длинный пушистый хвост. Она такая хорошая, что хочется с ней играть.
Дети: Мне нравится белый зайка. У него длинные ушки, глазки-пуговки. Сам такой мягкий, что хочется его обнять.
Воспитатель предлагает еще одному ребенку рассказать о медведе.
Физминутка.
Воспитатель: Правильно, ребята, лисичка видит, и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.
Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся,
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом. (Дети выполняют движения согласно тексту
Раздается голос, Лиса начинает двигаться: Я самая красивая. А значит, что прикажу, то и будет! Все мне нипочем, потому что я самая лучшая. Понял, заяц?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лисичка, воспитанная?
Дети: Она хвастунья, вредина, не воспитанная.
Воспитатель: Да, лисичка, красота у тебя есть, а вежливости не хватает. Наверное, не знаешь ты добрых слов. А вот наши ребята знают много пословиц и поговорок о добрых словах!
Дети: Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово дороже богатства. Доброе слово железные ворота открывает. Ласковое слово нетрудно сказать. Ласковое слово, что весенний день.
Воспитатель: Ребята, почему мы так говорим: «Доброму слову – добрый ответ»? (Когда говоришь добрые слова, – пожалуйста, спасибо, здравствуйте, доброе утро – то у тебя хорошее настроение и все получается, и другим от этого приятно и радостно)
Игра «Подбери добрые и вежливые слова».
Воспитатель показывает детям иллюстрации-ситуации:
– Утром тебя будит мама… (Я скажу «доброе утро».)
– Мальчик хочет попросить книгу… (Дайте, пожалуйста, книгу.)
– За вкусный обед мы скажем… (Спасибо большое.) А по-другому? (Я скажу «благодарю»)
– При встрече с соседом… (я говорю «здравствуйте».)
– При расставании мы пожелаем… (Всего хорошего.)
– Бабушка несет тяжелую сумку… (Разрешите помочь?)
- Друг уезжает… (Счастливого пути!) А что еще можно сказать? (До скорой встречи!)
– Вы рады встрече с друзьями… (Мы рады вас видеть.)
– Я хочу, чтобы мне не отказали в просьбе… (Будьте добры.)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами рассматривали ситуации о вежливых словах и поступках, кажется дождь начался (звучит шум дождя).
Проводится игра «Зонтик для друга»
Только вот беда, зонтиков на всех не хватает! Что же делать?
Дети: Надо поделиться зонтиком с другом.
Воспитатель: Ребята, скажите, а дождик хорошо или плохо? Кому дождик совсем не нравится и от дождливой осенней погоды портится настроение. А вы знаете, что поддержать друга и помочь ему поднять настроение можно не только словами (используется арт-техника).
Скажите, какие эмоции у вас вызывает оранжевый цвет, (ответы детей) а какие запах апельсина?
(Ответы детей). Сегодня сделаем веселого апельсинового человечка (демонстрация апельсина на котором выражение лица сделано приправой гвоздика.
Если кому-то грустно, посмотрит на него и станет весело. Может кто-то захочет оставить апельсинового человечка себе.
Звучит «голос Лисы»: Простите меня, пожалуйста… Я поняла, как это важно – быть вежливой. Я вежливо приглашу друзей в гости и скажу так: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Приходите, пожалуйста, в гости, мы будем вместе играть».
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, придут к лисичке друзья? (Обязательно придут, она поздоровалась и сказала «пожалуйста».)
Воспитатель: Понравилось вам, лисичка и зайчик? (Воспитатель делает так, чтобы игрушки «кивнули».) Я предлагаю вам ребята, подарить апельсиновых человечков нашим новым лесным друзьям. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад (Дети возвращаются по мосту, сенсорной тропинке).
На тарелочке у каждого ребенка лежит кусок пирога.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы возьмете по кусочку и соединим пирог, но это не простой пирог, а «Пирог доброты и вежливости». (Воспитатель задает вопрос каждому ребенку, а дети составляют пирог в единое целое)
– Ребята, как вы думаете, смогут ли лисичка и зайчик быть вежливыми? (Да.)
– Значит, не напрасно вы рассказали о том, как важно быть воспитанным, вежливым и добрым? Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше? В чем затруднялись?
Воспитатель и дети прощаются с гостями и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» "Путешествие в сказку"
Программное содержание: развивать умение логически мыслить; закреплять порядковый счёт до 5; познакомить детей с цифрой 6; учить сравнивать полоски по длине, пользуясь словами самый длинный, пок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)
Как показывает практика, основная образовательная программа общеразвивающего детского сада не может охватить должное количество областей речевого развития, в таком сулучае возникает необходимость сост...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Пересказ адаптированного рассказа «Петушок с семьей» (По К.Д.Ушинскому)».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)...