Конспект занятия в средней группе Тема: «Русская матрёшка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Светлана Владимировна Сандуца

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам  в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..

Дети: Матрёшка.

 Воспитатель: Правильно.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

 Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

 Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.  ( Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель:   Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.  

 Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны  пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки,  (Наклоны головой влево-вправо)

Любим танцевать,  (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки,  (потереть щечки)

Мы  веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему  грустит?

Дети: У нее сарафан не расписан.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня,  попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан  матрешки (раздает силуэты).

 (Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и фломастеры).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

 В конце занятия воспитатель:  Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель:  А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель:  А как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matryoshka.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Расскажу я вам сегодня об игрушках, издавна известных в нашей стране. Догадайтесь, о каких игрушках идёт речь?

Яркий шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко,

Наша русская… (матрешка).

В этой молодице прячутся сестрицы,

Каждая сестрица – Для меньшой темница.

Красные щечки, пестрые платочки.

Хлопают в ладошки весёлые …..(матрёшки).

Воспитатель: Угадали? Это матрешка. Получайте отгадку.

Воспитатель: Это старинная матрешка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы – сувенира.

Давайте мы с вами тоже оденем яркие платочки.

Это русская Матрешка.

Ребята, а может кто – то из вас знает, откуда взялась матрёшка?

Матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок – вся его семья, вложенных одна в другую. Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного ФУКУРУМУ, и так она ему понравилась, что решил он её привезти в Россию. Она заинтересовала русских мастеров. Токарь выточил фигурку матрешки, а художники решили одеть куклу в русский сарафан и голову покрыть платочком. Вот так появилась в России игрушка матрешка.

Как вы думаете, из какого материала она сделана? Ее изготавливают из липы и березы: дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, покрывают лаком.

Воспитатель: давайте попробуем сложить матрёшку из пазлов на столе.

Физминутка: Мы – матрёшки, маленькие крошки!

Как у нас, как у нас красные сапожки!

Мы – матрёшки, маленькие крошки!

Как у нас, как у нас красненькие щёчки!

Мы – матрёшки, маленькие крошки!

Танцевать, танцевать вышли мы немножко!

Молодцы, ребята, теперь проходим на свои рабочие места.

Сегодня я принесла вам вот такую матрешку. (Показываю)

Давайте поиграем в игру «Скажи какая»

Матрёшка какая? – Дети: Весёлая, румяная, улыбающаяся, большая, гладкая, яркая, неповторимая.

Лицо у матрёшки какое? – Дети: Весёлое, радостное, румяное, красивое, милое, доброе.

Платок какой? – Дети: Пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.

Сарафан какой? – Дети: Длинный, нарядный, цветастый, яркий, расписной.

Фартук какой? Дети: Красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.

Перед вами лежат матрёшки, но чего то в их наряде не хватает. Чего? Предлагаю вам стать настоящими художниками украсить нашим матрёшкам фартуки.

- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.

-У вас получился целый хоровод русских матрешек.

Хоровод

Мы – матрёшки, Мы – сестрички,

Мы – толстушки-невелички.

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть!

Рефлексия: А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Дети играют с матрёшками.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

(МАДОУ «ДС№2 «Рябинка»)

Конспект занятия в средней группе

Тема: «Русская матрёшка»

Дата проведения: год

Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народному творчеству, народным игрушкам; познакомить с историей матрешки.

Задачи: познакомить детей с историей матрёшки;

дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

учить украшать сарафан матрешки узором, используя заготовки;

освоить некоторые художественные элементы.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование: деревянная матрешка, презентация, атрибуты для дидактической игры «Собери матрешку», косынки, картузы.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: рассматривание, показ, вопросы, указания.

Формы: коллективная беседа, дидактическая игра; физминутка; рисование узоров на фартуке матрёшки.

Воспитатель: Сандуца С.В.

Мегион 2022г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе. ТЕМА: «Русская каша – матушка наша»

Комплексное занятие по ЗОЖ с использованием монтессори-материала....

Конспект интегрированного занятия в средней группы.Тема: «Русская матрёшка».

Цель: познакомить детей с русской деревянной игрушкой.Задачи:1. Приучать детей слушать стихи, формировать интерес к русскому фольклору.2. Формировать понятия числа 7; формировать у детей знания о свой...

Аппликации в средней группе Тема: «Русская матрёшка».

1.Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой, создать у детей интерес к народной игрушке, приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчест...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Русская матрёшка – душа России»

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Русская матрёшка – душа России»Цель: развивать связную речь дошкольников.Образовательные задачи:- обогащать с...

Конспект открытого интегрированного ООД в средней группе Тема: «Русская матрёшка».

Конспект открытого интегрированного ООДв средней группеТема: «Русская матрёшка».  Задачи: 1.Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрё...

Конспект занятия в старшей группе «Эти русские Матрёшки»

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.Задачи:Образовательные:продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире - Матрешки, разновидностя...