Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Малиновская Ольга Евгеньевна

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе по закреплению знаний детей о диких животных леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

                                              Составила: Малиновская О.Е .

Программное содержание

Цель: систематизировать знания детей о диких животных, через словесные дидактические игры.

Задачи:

Образовательные:  

закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках; упражнять в образовании качественных прилагательных, сложных слов типа «длинноногий».

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать интерес, доброе отношение к животным; воспитывать любовь к природе.

Материал:  картинки с изображением животных и  их детенышей для наклеивания,  разрезные картинки, презентация ИКТ, картина «Зимний лес», клей, мяч.

Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

 Давайте соберемся все в кружок.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами на весь оставшийся день было хорошее настроение.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите?

Садитесь на ковер. Закрывайте глаза. Я немного поколдую, а вы угадайте, по звукам, которые  услышите, где мы с вами очутились.

Музыка «Звуки леса».

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, задержали дыхание, выдох через рот, и еще раз.

Как чудесно в зимнем лесу, правда? Ребята, скажите, а кто живет в лесу? (ответы детей)

 А кто живет в этом лесу вы узнаете, когда отгадаете загадки. (садитесь на стульчики)

 (презентация загадки)

Если угадаете, то картинка откроется.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы. (Заяц)

Почему вы думаете, что это заяц?

Рыжая, с пушистым хвостом,

живёт в лесу под кустом. (Лисица)

Почему вы думаете, что это лиса?

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

Почему вы думаете, что это белка? Потому что…

Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны
(Лось)

Почему вы думаете, что это лось? Потому что…

Зимой спит,

летом ульи ворошит. (Медведь)

Почему вы думаете, что это медведь? Потому что…

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …(Волк)

Почему вы думаете, что это волк? Потому что…

Близко к ней не подходи,

Дружбы с ней не заводи.

Осторожно! Берегись!

Этот зверь лесная …(Рысь)

Почему вы думаете, что это рысь? Потому что…

Кто на своей голове

лес носит? (Олень)

Почему вы думаете, что это олень? Потому что…

Ребята у каждого животного, как и у вас, есть своя семья. Давайте назовем ее.

(появляется картинка «семья животных»)

- Медвежья семья: медведь, медведица, медвежата.
- Волчья семья: волк, волчица, волчата.
- Лисья семья: лис, лиса, лисята.
- Заячья семья: заяц, зайчиха, зайчата.

- Лосинная семья: лось, лосиха, лосята.

Молодцы ребята!

Я буду называть части тела взрослых животных, а вы – части тела детенышей, ласково.
У медведя уши, … а у медвежонка ушки.
У лисы хвост, … а у лисенка хвостик.
У волка морда, … а у волчонка мордочка.
У зайца лапы, … а у зайчонка лапки.
У белки глаза, … а у бельчонка глазки.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас разрезанные картинки с животными, но они все перемешались, и собрать сама я их не смогла. Поможете мне собрать картинки? Они лежат на столе. (работа за столами)

В то время, как дети собирают картинки проводиться упражнение

«Чей? Чья? Чье? Чьи?».

Предложить детям назвать диких животных по разрезным картинкам, собрать их и ответить на вопросы (при затруднениях давать образцы правильных ответов).

Дикие животные

Чей нос, хвост, глаз?

Чья голова, морда, шея, спина?

Чье ухо, рыло, туловище?

Чьи лапы, ноги, когти, копыта, усы, уши, зубы, клыки, иголки?

медведь

медвежий

медвежья

медвежье

медвежьи

белка

беличий404txplog3z1zn9l7

беличья

беличье

беличьи

заяц

заячий

заячья

заячье

заячьи

волк

волчий

волчья

волчье

волчьи

лиса

лисий

лисья

лисье

лисьи

олень

олений

оленья

оленье

оленьи

лось

лосиный

лосиная

лосиное

лосиные

Молодцы, вы очень помогли мне. А хотите послушать интересную сказку? Выходите на ковер.

Игра с мячом «Хвастуны».

Собрались однажды звери и стали хвастаться.

У меня острые зубы, - говорит волк.

Воспитатель: Какой волк? Острозубый. И т.д.

У меня длинный хвост, — говорит белка.

Лось – длинные ноги

Еж – короткий хвост, короткие лапы

Заяц – длинные уши

Белка – пушистый хвост

Олень – крутые рога

Медведь – косые лапы, толстые лапы

Лось – крутые рога

Рысь –острые зубы

Они бы так еще долго спорили. Но…

 Ребята, а вы как думаете, чем эта сказка заканчивается?

Ответы детей.

Прилетела сова, посмотрела на зверей строго и говорит: Зря вы спорите, все вы разные, нет одинаковых, и каждый по-своему хорош. Стыдно зверям стало и с тех пор они живут дружно.

(сели на стулья)

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:

Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий):

Медведь (какой) — бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

Заяц (какой) —трусливый, маленький, длинноухий

Лиса (какая) —хитрая, ловкая, рыжая, длиннохвостая.

Олень (какой) – большой, гордый, смелый, длинноногий.

Белка (какая) – быстрая, ловкая, смелая, юркая, рыжая.

Медведь (что делает) — переваливается, ревет, спит.

Лиса (что делает) – Крадется, тявкает, кур таскает.

Заяц (что делает) – прячется, трясется, скачет.

Игра «На водопой»

Как-то днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.  

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед)

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных ногах)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения

языком – «лакают»).

А сейчас ребята нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер. Закрывайте глаза.

 Раз, два, три, четыре, пять

Мы в саду теперь опять.

Садитесь на стульчики.

Воспитатель: Где мы были ребята? (ответы детей)

Кого мы видели?

Вспомнили, что у животных есть детеныши и как они называются. А как вы думаете, помнят ли это ваши родители? Вдруг кто-нибудь забыл. А что нужно сделать, чтобы родители вспомнили?

Ответы детей. Подвести к оформлению зимней картины «Лес».

У меня есть картина «Зимний лес». И есть отдельно животные и их детеныши. Что же нужно с ними сделать? Правильно, соединить их. А потом, что с ней сделать? Повесить в приемной. А зачем? (ответы детей.)

Зайчик и рябина — рассказ Василия Сухомлинского

 
Наступила зима. Засыпало снегом землю. Трудно стало зайчику добывать еду.
Однажды увидел он на рябине красные ягоды. Прыгает зайчик вокруг дерева, а ягоды высоко.
Просит зайчик:
— Дай мне, рябинка, ягод.
А рябина отвечает:
— Попроси ветер. Он тебе поможет.
Обратился зайчик к ветру. Прилетел ветер, колышет, трясет рябину. Оторвалась кисть красных ягод, упала на снег. Радуется зайчик ягодам.
— Спасибо тебе, ветер,— говорит.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в зимний лес Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок» Михалькевич О.В.

Слайд 2

Снег кружится, Снег ложится - Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек!

Слайд 3

Ходит зима по лесу , ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает.

Слайд 4

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы. Надела им на верхушки белоснежные шапки, а на ветки – пуховые варежки.

Слайд 5

И на рябину белое покрывало накинула. Так хорошо получилось!

Слайд 6

Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется никто не живёт в лесу. Тишина…

Слайд 7

Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..

Слайд 8

Длинные ушки, Быстрые лапки. Зимой беленький трусишка. Кто это? …

Слайд 9

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу.

Слайд 10

Злой, голодный, быстроногий Весь от холода продрог. Это страшный, одинокий Бегает по лесу …

Слайд 11

Этот зверь с двумя клыками, С очень мощными ногами С пятачком на носу. Роет землю он в лесу.

Слайд 12

Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга.

Слайд 13

Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит . Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп , хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок , скок-скок, Надо зайке поскакать . Кто-то зайку испугал, Зайка прыг и ускакал.

Слайд 14

Для берлоги медведь избирает самые надежные, глухие уголки леса. Вопреки распространенному мнению, медведи в настоящую спячку не погружаются. Их состояние правильнее называть зимним сном, они сохраняют полную чуткость, в случае опасности покидают берлогу и после блужданий по лесу занимают новую.

Слайд 15

К зиме барсук сильно жиреет. Он натаскивает в норку массу листьев и делает большой запас пищи.

Слайд 16

Ежи устраивают глубокие (зимовочные) норы. Н а зиму они впадают в продолжительную глубокую спячку.

Слайд 17

З И М А Льдом закована река В крепкие оковы, И пришел издалека К нам мороз суровый. Почернели до весны Ветки дубов, кленов, Лишь у ели и сосны Цвет зимой зеленый. Барсуки спят и медведи, Спят ежи, а их соседи - Волк, зайчишка и лиса Ищут пищу по лесам. Хоть у зайца нет морковки, Надерет коры он ловко. А лиса и серый волк - Те в охоте знают толк. Зайку бедного гоняют, Зайка про опасность знает, Чтоб зимой остаться целым, Стал, как снег, зайчишка белым. Белка осенью без спешки Припасла в дупле березы Шишки, желуди, орешки. Не страшны теперь морозы! Вся природа замерла, Затаилась в зимней сказке, Ждет весеннего тепла И лучей веселой ласки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"

Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Книга сказок»

Данный конспект ООД позволяет в увлекательной форме, в виде путешествия закрепить знания детей о сказках и сказочных героях ....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весенний лес"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...