Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников
картотека по развитию речи

Ларионова Любовь Сергеевна

Картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников

 

«Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ».

  Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

 

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

 Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

 

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

 Сыграть в игру «Наоборот».

 Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

 Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

 Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

 Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

 Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

 Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

 Луна видна ночью, а солнце ...

 Огонь горячий, а лёд ...

 Река широкая, а ручей ...

 Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

 

Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе".

Цель данного мероприятия - научить развивать фонематический слух, восприятие по средством игровых приемов....

«Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, ...

Игры на развитие звуковой культуры речи для старших дошкольников.

Педагогом представлены игры наразвитие звуковой культуры речи для старших дошкольников....

«Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию,...

ИКТ- игры по формированию звуковой культуры речи старших дошкольников

Игры для интерактивной доски: "Помоги Маше", "Слова-путешественники"...

Дидактическая игра по развитию звуковой культуре речи «Звуковые дорожки» первая младшая группа ранний возраст

Дидактическая игра   по развитию звуковой культуре речи «Звуковые дорожки» первая младшая группа ранний возраст...