«Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_zvukovoy_kulture_rechi_doshkolnikov.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников
«Поймай слог»
Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.
Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели правильно»
Цель — развитие умения делить слова на слоги.
В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:
Друг за другом мы шагаем
Слова на слоги разделяем.
Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладоши и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение
Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игра «Придумай слово»
Цель — развитие фонематического слуха, учить определять количество слогов в слове.
В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м']. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку, еще лучше, если помощь будет исходить от детей
Игра «Строим дорожку»
Цель — развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. В дальнейшем воспитатель исполняет роль наблюдателя-контролера, который лишь организует процесс игры, а помогает только в редких случаях.
Игра «Ловушка»
Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.
Предложите детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту (стол), параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова можно подбирать по определенной лексической теме или на определенный звук …
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ...
Игровое упражнение «Скажи по - другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Воспитатель говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому Мальчик бежит (мчится, несется).
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".
Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....
«Игры для развития звуковой культуре речи дошкольников»
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, ...
Игры на развитие звуковой культуры речи для старших дошкольников.
Педагогом представлены игры наразвитие звуковой культуры речи для старших дошкольников....
Картотека игр речевое развитие младшая группа «Игры на развитие звуковой культуры речи»
для воспитателей детского сада...
Конкурс "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по звуковой культуре речи дошкольника"
На Конкурсе "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников", который проводился в 2017 году среди педагогов дошкольного подразд...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речевого произношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую д...