ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 115
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ :
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .
Воспитатель 1 категории Анфилатова И.В.
Мурманск 2012 год
ВВЕДЕНИЕ
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.
Формы работы с родителями.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывную связь с родителями в нашей группе я осуществляю с помощью коллективной , индивидуальной, наглядной форм работы.
Групповые родительские собрания в группе я провожу 3 раза: в начале, в середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям я уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Мы обсуждаем, анализируем учебные достижения коллектива группы, совместно с родителями (в начале года, по итогам года). Я знакомлю родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи), требованиями, которые предъявляются к воспитанникам, согласовываю эти требования с семьей. На первом групповом родительском собрании родителям я разъясняю, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада. Собрание стараюсь назначать во время, удобное для родителей.
Консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации стараюсь делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи:
- «Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики» ;
- «Развитие внимания и мышления» ;
- «Речевые игры дома»;
- «Как научить ребёнка читать» ;
- «Как учить звуко - буквенному анализу» .
Иногда я включаю ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.
К некоторым консультациям я организую выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, , мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, я могу из материалов мини - музея «Наши руки – не для скуки». На выставке демонстрируются поделки, которые были сделаны детьми и родителями дома .
Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую – открытые занятия. Цели открытых занятий:
• показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;
• привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;
• показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.
Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Конечно, я с родителями заранее обговариваю тему занятия и задания, которые они хотят увидеть.
Создала библиотеку игр и упражнений . В основном это материалы, объединённые разными лексическими темами, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. В библиотеке есть много пособий, используемых на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала я организую речевые праздники. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка: «В гостях у Буквоежки», «В стране Звукарии», «33 сестрички» и др.
Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования я узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда, психолога». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года. Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому на беседу я приглашаю маму и папу вместе. Для темы беседы я не беру большой объём материала. Ограничиваюсь узким кругом вопросов. Например:
- в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;
- как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);
- часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.
Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л.Н. «Обучение дошкольников 5-7 лет чтению», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить и читать (1,2,3 период)», Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка. Логопедические игры», «Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры».
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР: папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др. Никто не проходит мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня. Я ежедневно обновляю информационный стенд для родителей: "Чем мы занимались", "Повторите вместе с нами". Также размещаю литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: «Придумай рифму», «Скажи наоборот» и т.п. Папки-передвижки меняю 2-4 раза в год. В них размещаю материал с практическими советами и рекомендациями, который я тщательно отбираю в зависимости от запросов родителей и необходимости. Информационные материалы регулярно обновляю исходя из темы занятий, т.е. наглядная информация динамична.
Речевой уголок . В нашем речевом уголке для родителей я оформила рубрику «Поиграем дома!», которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома я рекомендую «игры на кухне», «игры на диване», «игры в ванной».
Можно проводить игры:
- «Что помоем в тазике?». Названия каких предметов можно «помыть» в тазике?
- «В стране Фантазии». Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук.
- «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
- «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не «съедите».
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно. Для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные от меня рекомендации и следовать им, я предлагаю определённый алгоритм действий и вооружаю памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы отметить обучение родителей практическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе воспитателя и логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.
ЛИТЕРАТУРА
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
- Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
- Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: мет.пособие.-М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием. – М.: Школьная Перс, 2003.
- http://www.bestreferat.ru/referat-205445.html
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/metodicheskoe-posobie-zvukovaya-kultura-rechi-eto-ochen-vazhno
- http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию звуковой культуры речи детей для старшего возраста " Песня Паровозика"
Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста одна из основных задач детского сада. Чтобы речь ребенка была чистой и ясной необходимо обращать внимание , как ребенок произносит звуки.Данн...
Сообщение из опыта работы «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»
Сообщение из опыта работы«Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»...
Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...
Проект развития звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи....
Развитие звуковой культуры речи у дошкольников (из опыта работы)
В статье дается теоретический обзор направления методики развития речи дошкольников, связанного с развитием звуковой стороны речи. Представлен практический материал по теме, в том числе и с использова...
План работы с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Важным условием при воспитании звуковой культуры речи детей является работа с родителями....
Консультация для родителей «Биоэнергопластика – форма развития звуковой культуры речи у дошкольников»
Биоэнергопластика - инновационное средство развития речи дошкольников. Биоэнергопластикасинхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь....