Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по составлению рассказа по методу моделирования.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Черновская Анна Владимировна

Цель: Формирование умения у детей составлять рассказ с помощью приема моделирования.

Задачи:

1.Образовательные: Развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования – наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки; Развитие познавательного интереса; Развитие навыков словообразования, обогащение речи детей словами-признаками.

2. Развивающие: развивать внимание, мышление, память, связную речь.

3. Воспитательные: воспитывать внимательность, любознательность.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Область в интеграции: Социально-коммуникативное развитие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: Набор крупных условных заместителей к сказке «Заяц – хваста»; Лист ватмана с контурами солнца, фигуры солнца и лучиков, клей, кисточки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок о животных.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Беседы по сказкам, обсуждение характеров и поступков персонажей сказок. На примерах, доступных детскому восприятию, объяснение смысла понятий «добро» и «зло».

4. Разучивание с детьми стихотворений о зиме.

5. Викторина «Угадай сказку».

6. Беседа на тему: «Отличие сказки и рассказа», дидактическая игра «Узнай по эпизоду - сказка или рассказ».

7. Словарная работа: словарь: крестьянин, гумно, молотить, кокорина, луб, коса; грамматика: образование имен существительных в превосходной степени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_modelirovanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по составлению рассказа по методу моделирования.

Цель: Формирование умения у детей составлять рассказ с помощью приема моделирования.

Задачи:

1.Образовательные: Развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования – наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки; Развитие познавательного интереса; Развитие навыков словообразования, обогащение речи детей словами-признаками.

2. Развивающие: развивать внимание, мышление, память, связную речь.

3. Воспитательные: воспитывать внимательность, любознательность.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Область в интеграции: Социально-коммуникативное развитие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: Набор крупных условных заместителей к сказке «Заяц – хваста»; Лист ватмана с контурами солнца, фигуры солнца и лучиков, клей, кисточки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок о животных.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Беседы по сказкам, обсуждение характеров и поступков персонажей сказок. На примерах, доступных детскому восприятию, объяснение смысла понятий «добро» и «зло».

4. Разучивание с детьми стихотворений о зиме.

5. Викторина «Угадай сказку».

6. Беседа на тему: «Отличие сказки и рассказа», дидактическая игра «Узнай по эпизоду - сказка или рассказ».

7. Словарная работа: словарь: крестьянин, гумно, молотить, кокорина, луб, коса; грамматика: образование имен существительных в превосходной степени.


Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные задачи

 Содержание деятельности, форма организации

коллективная

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

Раздаётся стук в дверь. Входит Василиса Прекрасная.

- Здравствуйте, милые. Я из сказки к вам явилась, и зовут меня Василиса Премудрая.

Воспитатель: - Дети, к нам сегодня пришли гости, поприветствуем их!

Дети и воспитатель приветствуют гостей.

Василиса Примудрая: Слышала я, что вы сказок много знаете и даже рассказывать их умеете!

Воспитатель: Ребята покажем Василисе сказке про зайца- хвасту?

социально – коммуникативное развитие,

Коммуникативная

Диалог

Слово воспитателя

Совершенствовала  умение понимать вопросы и отвечать на них

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные задачи

Содержание деятельности, форма организации

коллективная

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования – наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки;

Развитие познавательного интереса;

Развитие навыков словообразования, обогащение речи детей словами-признаками.

развивать внимание, мышление, память, связную речь.

воспитывать внимательность, любознательность.

Вернемся к нашему зайчику. Посмотри, Василиса: это и зайчик, и сказка!

Василиса (удивленно): Как так может быть.

- Мы тебе сейчас покажем! Вспомните, ребятки, какой фигурой заменяется каждый персонаж этой сказки.

Дети называют персонажа и находят соответствующею ему фигуру - заместитель (все фигуры выкладываются внизу доски: круг – заяц, круги меньшего диаметра – стадо зайчиков, гумно – прямоугольник, собаки – овалы, ворона – треугольник, гумно, забор и кокорина – прямоугольники разных размеров).

- Молодцы! всех персонажей сказки «Заяц – хваста». Теперь давайте расскажем эту сказку.

Дети выкладывают поочередно эпизоды сказок геометрическими фигурами на магнитной доске и рассказывают сказку. Воспитатель помогает, если ребенок затрудняется (все детки задействованы в рассказе сказки).

Василиса: Ах, золотые мои, какие же вы молодцы. Я даже не знала, что так интересно можно сказку рассказать.

Воспитатель: Как вы, думаете, дети, испугался заяц собак или нет?

- Заяц, конечно, боялся, но проявил смелость. Он пожалел тетку ворону, у него доброе сердце. «Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто преодолевает страх».

Василиса: Правильно, сказки заканчиваются добром! Одинокий находит друзей, как зайчик нашел петушка, слабый становиться сильным, трусливый – смелым.

Воспитатель: Ребята, Василиса, я предлагаю вместе изготовить доброе, теплое солнце. Когда мы будем смотреть на него, будем вспоминать нашу встречу. Воспитатель предлагает детям пройти за стол и выполнить коллективную аппликацию.

- Мы не просто будем наклеивать лучики, мы будем улыбаться и каждому лучику передавать тепло своих улыбок. И даже холодной зимой в нашей группе будет всегда тепло.

Звучит песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

Дети наклеивают лучики. Воспитатель и Василиса помогают, если ребенок затрудняется.

 Речевое развитие

Составление рассказа с помощью приёма моделирования  

Игрушка собаки

Дети справляются с поставленными задачами

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание деятельности, форма организации

коллективная

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

воспитывать усидчивость.

Василиса: Как жаль, мои хорошие, что пришла пора расставаться с вами. Мне с вами было очень интересно. Спасибо за тепло ваших улыбок и глаз. До свидания!

Воспитатель: Ребята, давайте повесим наше солнышко на доску! Красивое солнце у нас получилось.

-Что интересного вы узнали сегодня? Какую сказку мы сегодня моделировали?

И хорошо она у нас получилась, потому, что мы с вами дружные. Вы у меня сегодня все молодцы!

Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
Какие сложности у вас возникли?

Что понравилось делать больше всего?

Социально коммуникативное развитие

диалог

Слова педагога,

речь детей

совершенствовала умение понимать вопросы и отвечать на них,

воспитывала усидчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе   тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Составление рассказа по картине «Ежи».

Задачи: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами"....