Интегрированное занятие "Дружба народов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данное занятие можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста с 5-7 лет. Оно способствует формированию знаний воспитанников о представителях других национальностей проживающих в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Центр развития дошкольного образования «Журавушка»
«Дружба народов – во всем мире»
Масеева Дина Есениясовна старший воспитатель
Занятие в подготовительной группе.: «Дружба народов – во всем мире»
Автор: старший воспитатель МАДОУ «ЦРДО «Журавушка» Масеева Дина Есениясовна.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программное содержание:
Цель : расширить знания воспитанников о представителях других национальностей проживающих в России.
Задачи
Образовательные: формировать представления о культуре народов и природе других стран. Закрепить знания о России.
Развивающие: развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей.
Воспитывающие :воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря.
Методы: наглядные, словесные, игровые.
Предварительная работа: Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна, в которой мы живем. «Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники», игра в «Подворье наций», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картинок по теме, слушание песен , просмотр презентации.
Демонстрационный материал:
Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Татарстана, Казахстана , Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; географическая карта мира, силуэты костюмов с элементами национальных узоров.
Раздаточный материал:
Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.
Методические приемы:
Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.
Ход НОД
Сюрпризный момент.
Входят дети демонстрируются элементы народных костюмов.
Русский национальный костюм – кокошник.
Казахский национальный костюм – тюбетейка.
Азербайджанский национальный костюм –папаха.
Чукотский национальный костюм – варежки из меха.
(воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы)
Воспитатель : что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)
Ответы детей
Воспитатель : кому может принадлежать эта одежда?
Ответы детей
Воспитатель :кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?)
Воспитатель :как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о людях, которые живут в нашей стране)
Ответы детей
Воспитатель: посмотрите на географическую карту России, что вы видите? (моря, океаны, горы, реки, города и т. п.). А вот эта какая страна?
Ответы детей Россия
Воспитатель: да, это Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте)
-Как называют людей, которые живут в России?
Ответы детей : Россияне, русские
- А как называется столица России?
Ответы детей : Город Москва
Воспитатель: Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык, есть свои традиции, обычаи, праздники и песни. Сегодня мы с ними познакомимся
Ребенок : Люди всех цветов и рас-
Все равны в стране у нас.
Желтый друг и черный друг,
вместе с белыми растут!
Воспитатель: посмотрите это флаг нашей страны
Воспитатель ставит на стол флаг России и куклу в русском костюме
Давайте внимательно рассмотрим наш флаг.
- Сколько цветов на нашем флаге?
Ответы детей
- В какой последовательности расположены цвета? - Что означает каждый цвет?
Ответы детей
Воспитатель: действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы: белая, синяя, красная. Каждая полоса несет свой определенный смысл:
Красная — это сила, мощь и победы нашей страны;
Синяя – это синева неба, верность Родине;
Белая – это мир, честность и свобода.
Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем.
Россия — страна очень большая и красивая. Природа России очень многообразны, очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек — Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые — уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями.
А какие вы знаете русские народные праздники?
Дети : рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху.
В России главный национальный язык это русский.
Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение:
Ребенок : «Как велика моя земля»
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озера, реки и поля
Леса и степи горы.
Раскинулось моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна
В другом снега и вьюга.
Воспитатель ставит на стол флаг Татарстана показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы.
Воспитатель: Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки — это Кама.
Рассмотрим флаг Татарстана. Какие цвета есть на флаге ? Что означают эти цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Зеленый цвет – это символ молодости. С приходом весны все вокруг возвращается к жизни, покрывается зеленью. Это символ живой и вечно обновляющейся природы.
Белый цвет – это символ чистоты, чести, мира.
Красный цвет – это цвет солнца, огня, молнии и мощи жизни.
Рассмотрим национальные татарские костюмы. Посмотрите – это узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предмета быта. Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги.
Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение:
Ребенок «Татарская земля родная»
Традиции нам не счесть твоих
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей
Мы можем только здесь согреться
В объятьях Родины своей…»
Физкультминутка про друзей(воспитатель показывает движения, дети повторяют).
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
В нашей стране горы высокие, (руки вверх на носочки)
Реки глубокие, (присели)
Степи широкие, (развели руки в стороны)
Леса большие, (руки описывают круг)
А мы ребята вот такие! (большой палец вверх)
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья
За работу нам пора!
Воспитатель ставит на стол флаг Казахстан показывает куклы в национальном костюме.
Воспитатель : сейчас хочу познакомить с казахской национальной культурой.
У каждого государства есть свой гимн, герб и флаг. Вот это Государственный флаг Казахстана. ( воспитатель показывает флаг) Он представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре — символ свободы, независимости. Голубой цвет на флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства. Солнце — источник жизни и энергии.
Но больше всего славится Казахстан своими степями. Степи – это огромные территории, поросшие различными травами, плоские и ровные. А вот выхода к океану у этой страны нет. Зато на её территории есть множество рек и озер. Одно из таких озер это – Балхаш. Животный мир Казахстана довольно-таки разнообразен.
С давних времен казахи были кочевым народом они переезжали с одного места на другое. Казахский народ всегда занимался животноводством - выращиванием лошадей, коров, овец и верблюдов, которых содержали не в загонах, а на свободе в природе, поэтому им и приходилось переезжать от стойбища к стойбищу, туда где был корм для животных.
Жилище казахов - юрта ,это разборное жилище, но очень теплое, которое семья может за один час разобрать при переезде из одного места в другое. Юрты строили из тонких гибких прутьев, которые переплетались в решетку, верхняя часть юрты похожа на купол, снаружи юрту покрывали войлоком это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти или шкурами животных.
Национальный костюм. Женская одежда состоит из платья-рубашки, называемой кейлек. Поверх платья обязательно надевался распашной камзол расшитый казахский орнамент . Головной убор украшен разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками, а также на шапке имелся хохолок из перьев совы, который служил оберегом.
Мужской костюм казахов состоял из нательного белья - жейде, верхней одежды (камзол, бешмет, обуви (сапоги) и головных уборов.- тюбетейки.
Воспитатель: Воспитатель ставит на стол флаг Азербайджана и показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.
Азербайджан – это чудесная страна, с уникальной историей, природой, культурой, народными промыслами. Визитной карточкой Азербайджана являются – ковры.
Ковры и ковровые изделия, произведенные в Азербайджане, неоднократно восхвалялись во многих исторических книгах, классической литературе и фольклоре.
Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.
Давайте рассмотрим флаг Азербайджана. Из сколько цветов он состоит ?
Ответы детей
Воспитатель: Азербайджанский флаг состоит из трех равных по ширине горизонтальных полос. Верхняя полоса – голубого, средняя полоса – красного, нижняя полоса – зеленого цвета. Под голубым цветом подразумевается тюркское происхождение Азербайджанского народа, красный цвет отражает курс на модернизацию общества и развитие демократии, а зеленый цвет указывает на принадлежность к исламской цивилизации.
Хочу вам рассказать о национальном костюме. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании. У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды). Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора. Женский национальный костюм азербайджанцев состоял рубахи «архалыг» и юбки «туман». Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой, поверх них надевали несколько платков чаще она была из бархата.
Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение
«Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Кто хоть раз народ твой повидал
Стремились все в твоей земле
К необыкновенной чистоте…»
Воспитатель:
Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.
Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!
Воспитатель предлагает прочитать стихотворение о России.
Полюбили мы друг друга
Дружба крепкая у нас
Вместе с нами наша дружба
Славит Родину сейчас!
Сколько нас нерусский у России
И татарских, и иных кровей.
Имена носящих непростые
Непростых Российских сыновей!
Любим мы свои родные
И вовек, ни завтра, ни сейчас
Отдалить нельзя нас от России
Родима немыслима без нас!
Родина наша - это страна
Очень и очень большая она
Родина наша – это наш дом.
Где мы все вместе дружно живем!
Воспитатель: предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!
Список литературы
Евгения Бутенко: Народы России издательство: Качели, 2019 г.
Татьяна Попова: Народы России. « Детская энциклопедия» издательство 2023 г.
Людмила Дерягина: Моя Родина Россия издательство Литера, 2007 г.
Валерий Тишков энциклопедия Народы России. :. - М. 1994
Сергей Афонькин Народы России Издательство: Балтийская книжная компания, 2013 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50592.jpg)
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126556-1350489732.jpg)
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"
Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-100492-1351929968.jpg)
Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"
Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»
Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/11/picture-82324-1373559066.jpg)
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Крещение" (традиции народа) старший дошкольный возраст
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/11/picture-82324-1373559066.jpg)
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сретение" (традиции народа) старший дошкольный возраст
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру и аппликации...