Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сретение" (традиции народа) старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Серегина Татьяна Сергеевна

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру и аппликации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10

                                         

КОНСПЕКТ

                          ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И АППЛИКАЦИИ

                                       ТЕМА: «СРЕТЕНИЕ»                        

                                

                                                        

                                                        

                                                                

                                                                                                                        Должность: Воспитатель

                                                                                        Серегина Т.С.

г. Кашира

                                

Программные задачи:

- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

-  Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

-   Развивать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл;

-  Воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа.

Оборудование:

Картинки орудий труда, трафареты домашних животных на каждого ребенка, салфетки (белого цвета), клеевой карандаш, ножницы, простые карандаши на каждого ребенка, подносы, пеналы.

 

Предварительная работа:

Предварительно накатать из салфеток «комочки».

                                                

                                                

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель:

- Ребята отгадайте загадку:

  Снег мешками валит с неба,                  По ночам мороз силён,        

  С дом стоят сугробы:                                Днём капели слышен звон,

  То бураны и метели                                День прибавился заметно.

  На деревню налетели.                         Ну, так что за месяц это?

                                                                                (Февраль)

Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр, где стулья расставлены полукругом.

Воспитатель:

- Ребята, а какой по счету месяц зимы февраль? (Третий, последний)

- Если февраль – последний месяц зимы, какое же потом время года наступит?  (Весна)

Сегодня как раз середина февраля, и в этот день в народе обычно говорят: «Зима с весной встречается». И называли этот день «Сретение», что означает встреча. Сретение приходится на середину февраля. Февраль в народе называли кривые дороги, снежень, лютень, вьюговей, бокогрей.

«Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит».

Воспитатель:

- Как вы  понимаете это выражение? ( Дети высказывают.)

- Да, переменчивый февраль.

- Ребята, а знаете, почему говорят: «Зима с весной встречается»?

Именно  с этого дни русские крестьяне начинали готовиться к весенним работам.

-  А как вы думаете, чем крестьяне занимались  весной? ( Дети отвечают.)

У вас у многих есть дачи, ваши мамы, папы, дедушки, бабушки работают

там. Ведь скоро наступит весна.

- Какие весенние работы будут выполнять взрослые? (Ответы детей.)

Воспитатель показывает иллюстрации  крестьянских  весенних работ.

Воспитатель:

-  С помощью, каких приспособлений, орудий труда велись эти работы? (Борона, соха, плуг)

-  Отгадайте загадки:

Два рога, одна нога. (Соха)

Загуляла корова, всё поле рогами переполола. (Соха)

Пятеро десен на четыре зуба. (Борона)

Воспитатель показывает картинки с изображением орудий труда.

Воспитатель:

- И именно с этого дня крестьяне идут в свои сараи, где лежат инструменты. Какие инструменты поломались – их надо ремонтировать: где надо забить гвоздь, закрепить что-нибудь, т.е. они занимались починкой и обновлением рабочих инструментов. Особенно много работы было у кузнецов и у колёсников, которые налаживали ходовую часть телеги, чтобы не скрипела, не прыгала, а катилась легко и быстро.

- Отгадайте ребята ещё одну загадку:

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колёса)

Воспитатель:

- К этому времени рождались телята, ягнята, козлята, поросята, и чтобы животные не замёрзли, их держали за печкой или в тёплом закутке. А также появляются котята, щенки. Все они рождаются очень беззащитными животными, и человек заботится о них. Кур начинали прикармливать овсом, чтобы больше несли яиц.

- Ребята, а  послушайте народную прибаутку:

Дуня, моя Дуня,                                        Кобыла Ненина,

Милая Авдотья.                                        Жеребец Гаврила,

Как у нашей Дуни                                Корова Алёна,

Что было скотины:                                Бык был Ерёма,

                                                

Гусиха Агаха,                                        Кошка Матрёшка,

Селезень Игнаха,                                        Кот был Алёшка,

Курица Варвара,                                        Овечка Манька,

Петух был Макара,                                А баранчик Ванька.                

Воспитатель:

- Перечислите всех животных в этой забавной прибаутке.(Кобыла, жеребец, корова, бык, гусыня, селезень, курица, петух, кошка, кот, овечка, баранчик.)

- Кто может посчитать, сколько всего у Дуни было животных? (12 животных.)

Воспитатель:

- Лошадь была самым ценным животным в каждом крестьянском дворе, основной тягловой силой крестьян, на которой держалось благополучие сельской семьи. Хозяин особо тщательно следил за ней: чистил, купал, кропил святой водой, оставшейся с Крещения. Для лошадей и  «звание» придумали, в зависимости от того, где лошадь используется: «Кляча воду возит, лошадь землю пашет, конь под седлом». Однако мало кто из крестьян держал верховых лошадей. В основном использовали лошадей для хозяйских нужд. По состоянию коня судили о хозяине.

-  Подумайте, а что вы смогли рассказать хозяину про его лошадь? (Хозяин хорошо ухаживает, кормит, жалеет, в меру использует в работе, держит в помещение, любит  и  т.д.)

Воспитатель:

- А сейчас ребята,  я предлагаю вам встать в круг и немножко отдохнуть. Вы сейчас – домашние птицы.

Наши уточки с утра -                           Дети идут по кругу вперевалочку, подра-

Кря-кря-кря!Кря-кря-кря!                  жая походке уток.

Наши гуси у пруда -                          Идут по кругу, вытянув шеи и отставив

Га-га-га!Га-га-га!                                  руки назад.

Наши курочки в окно -                         Останавливаются, встают лицом        в круг,

Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!                         бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок                         Поворачиваются спиной в круг, подни-

                                                

Раным-рано поутру                           маются на носочки, отставляют руки

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»                  назад.

Воспитатель:

- А теперь я предлагаю подойти к столам, где вас ждут трафареты домашних животных. Нужно их обвести, вырезать, приклеить на лист бумаги и оформить с помощью «комочков». (Дети выполняют работу.)

Воспитатель:

- Молодцы! Хорошие получились ваши работы.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Воспитатель:

- Но до настоящей весны ещё далеко, зима ещё холодная. По сегодняшнему дню раньше определяли, какой будет урожай.

- Ребята, а какая сегодня погода? (Разговор о погоде.)

Воспитатель:

- Ребята, а какие пословицы вы знаете про будущий урожай?

Дети: « В Сретение капель – урожай пшеницы »;

 « Ясная погода в Сретение – к плохому урожаю. Травы будет      много, а хлеба мало»;

« В Сретение метель дорогу переметает к неурожаю».

Воспитатель:

Наше занятие подходит к концу. Но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть в словесную игру «Животные и их детёныши». Нужно подобрать к животному его детёныша.

Свинья -  ……….   поросёнок;                              корова - ……….. телёнок;

Лошадь - ……….  жеребёнок;                  кошка -  ………… котёнок     и т.д.

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили?

- Как называется праздник, когда зима с весной встречается?

- Как  крестьяне готовились к весенним работам?

- Какие изменения происходят у животных весной?

- Как крестьяне заботились  о детёнышах животных?

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»

Задачи:1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы.2. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».

Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...