Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом Н. Носова «Автомобиль»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Знакомство с рассказом Н. Носова «Автомобиль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_znakomstvo_s_rasskazom_n._nosova_avtomobil.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

«Знакомство с рассказом Н. Носова «Автомобиль»

Тема: Знакомство с рассказом Н. Носова «Автомобиль».

Цель: знакомство с правилами безопасности дорожного движения через художественное произведение.

Задачи:

продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями; 

способствовать формированию умения понимать характер героев художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета;

совершенствовать работу по предупреждению дорожно – транспортного травматизма через художественное произведение;

развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие со взрослым, реагировать на сообщения сверстников, быть внимательными к их высказываниям;

воспитывать дорожную и правовую культуру поведения детей, вовлекать их в мероприятия по пропаганде профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. 

Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений по ПДД, рассматривание плакатов, сюжетных картинок по ПДД; настольно – печатные игры «»; лото «Дорожные знаки».

Материал и оборудование: книги по ПДД для выставки, портрет Н. Носова, книга с рассказом Н. Носова «Автомобиль», иллюстрации к рассказу, мольберт, материал к играм «Цветные автомобили», «Собери светофор».

Ход НОД

I. Вводная часть.

Настрой на работу.

Дети стоят на коврике возле стульчиков.

Шаг вперед, шаг назад,

Повернуться каждый рад!

Все присели, дружно встали 

И на месте зашагали.

Все обратно повернулись

И друг другу улыбнулись!

Дети садятся на стульчики.

Диалог с детьми

– Ноги на месте?

– На месте!

– Руки на месте?

– На месте!

Спина на месте?

– На месте!

– Тогда работаем вместе!

Музыкальная игра «Машина»

II. Основная часть

– Ребята, вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать водители и люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать?

– Правильно, это – правила дорожного движения.

Чтобы никогда не попадать

В сложные положения, 

Надо знать и соблюдать

Правила дорожного движения!

– Скажите, а вы выполняете правила дорожного движения? Давайте мы с вами сейчас назовем те правила, которые вы соблюдаете по дороге в детский сад. Ребята рассказывают о правилах дорожного движения, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

– А сейчас я предлагаю вам вспомнить правила дорожного движения, которые нужно выполнять, чтобы не случилось беды. В этом нам поможет игра «Вопрос – ответ».

Дидактическая игра «Вопрос – ответ»

  • Когда едешь в автомобиле, ты кто? (Пассажир)
  • Где пассажиры ожидают автобус, троллейбус или трамвай? (На остановке)
  • С какой стороны надо обходить автобус, троллейбус, а с какой трамвай? (Автобус и троллейбус сзади, а трамвай спереди)
  • Кто является «пешеходом»? («Пешеход»  это, человек, идущий пешком)
  • Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)
  • Что такое «зебра»? (Пешеходный переход)
  • Какие виды пешеходных переходов вы знаете? (Наземный, подземный, надземный)
  • Где должны ездить автомобили? (По проезжей части, по мостовой, по шоссе)
  • Что такое «перекресток»? (Это место пересечения дорог)
  • Какие бывают перекрестки? (Регулируемые и нерегулируемые)
  • Как регулируется движение на перекрестке? (С помощью светофора или регулировщика)
  • Почему опасно играть на проезжей части и рядом с ней? (Может случиться беда, можно попасть под машину)
  • Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, желтый, зеленый)
  • Что обозначает каждый сигнал?
  • Каким машинам разрешено ехать на красный свет? (Скорой помощи, полиции, пожарным машинам)

Давайте поиграем в игру, которая называется «Собери светофор».

Игра «Собери светофор»

Чтение рассказа воспитателем.

Я сегодня подготовила для вас выставку книг по правилам дорожного движения. В перерыве между занятиями, можете их посмотреть.

Сейчас я прочитаю вам с этой выставки художественное произведение о двух друзьях, которые поступили очень необдуманно, и это едва не привело к несчастью Написал это произведение Николай Носов (показ портрета).

Во время чтения постарайтесь подумать, как автор мог назвать свое произведение.

Что это рассказ, сказка или стихотворение?

Почему вы так решили?

– Вам понравился этот рассказ?

– Как вы думаете, как автор назвал свой рассказ?

Рассказ называется «Автомобиль».

– Кто запомнил автора рассказа?

– А кто такой автор?

– Автор – это человек, который пишет картины, музыку, книги. Николай Носов написал рассказ, с которым мы только что познакомились. Им написано большое количество рассказов для детей и о детях. С некоторыми из них мы уже знакомились.

– Где происходит событие, описанное в рассказе?

– Назовите главных героев рассказа.

– О чем спорили мальчишки, когда увидели автомобиль?

– Вспомните, какие делал ошибки Мишка в описании составных частей машины?

– Как назвал Мишка капот? Посмотрите, вот так выглядит шапочка для девочек, которая называется капор. (Показ картинки)

– А каким словом он заменил слово кузов?

– Действительно ли он был таким специалистом по автомобилям, каким хотел показаться своему другу?

– Как вы думаете, почему ребята решили прокатиться на бампере? Хорошо ли они представляли себе все последствия своего поступка, всю его опасность?

– Подумайте и скажите, было ли решение прокатиться на бампере автомобиля смелым? Как можно назвать этот поступок?

– Подумайте и скажите, что могло бы случиться с мальчиками – во время этой прогулки?

– Что сделали мальчики, когда машина остановилась, и милиционер начал общаться с водителем?

– Почему мальчики решили написать письмо милиционеру?

– Что они написали в письме?

– Как вы думаете, мальчики поступили правильно?

– Оцените этот их поступок.

Физкультурная минутка «Машина»

Завели машину: ш-ш-ш. Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. «Насос»

Улыбнулись веселей

И поехали скорей. (2 раза). Вращение воображаемого руля.

Едем – едем мы домой Движения, имитирующие поворот руля

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп, Руки вверх, хлопок над головой

Колесо спустилось: стоп. Руки через стороны вниз, присесть

Составление плана рассказа.

 Из скольких частей состоит каждый рассказ?

 Какие это части?

 В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

 Вспомните, как начинается рассказ «Автомобиль», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части? (Разговор о машине)

 О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? (Опасное путешествие) Какая иллюстрация соответствует этой части?

 Чем закончилась история про мальчиков и автомобиль? Какое название можно дать третьей части рассказа? (Письмо)

 Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами. Придумайте дома свою историю.

III. Заключительная часть

Итог

– Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?

– Кто запомнил автора рассказа?

– Мы всю неделю с вами разговаривали о профессиях людей. Скажите какие профессии упоминаются в рассказе Николая Носова «Автомобиль»?

– Как сейчас называется профессия – милиционер?

– Ребята, прошу вас быть всегда внимательными пешеходами и хорошими пассажирами. Играть только в положенных местах и соблюдать все правила дорожного движения. А о них мы с вами будем еще не раз говорить.

Рефлексия

– Что мы сегодня с вами делали?

– Каким было ваше настроение?

– Если вам все понравилось, возьмите красную машинку. Если вам понравился рассказ, возьмите зеленую машинку. Если понравились игры, возьмите желтую машинку. Если у вас было не очень хорошее настроение, возьмите синюю машинку.

С этими машинками я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Цветные автомобили».

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Я распределяю по группе круги четырех цветов – это гаражи машин. Пока играет музыка, машинки ездят. Как только музыка останавливается, машинки едут в свой гараж.

Всем большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство с татарской культурой»

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по знакомству детей с татарской культурой...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с Красной книгой Рязанской области»

Конспект ОД  в подготовительной к школе группе «Знакомство с Красной книгой Рязанской области»...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературойЧтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

Конспект занятияв подготовительной к школе группе«Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»...