Постановка звука Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Постановка звука Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_postanovka_zv.r.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука Р

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать фонематический слух;
  4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка Тигренка, мыльные пузыри для дыхательной гимнастики;

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед (имя ребенка), отгадай загадку и ты узнаешь кто пришел к нам на занятие?

Ходит в шубке полосатой,

Роет землю сильной лапкой,

Безобиден на картинке,

Но опасен даже в цирке!

Он не ласковый котёнок,

Грозный маленький… (тигренок)

Правильно, это Тигренок. Его зовут Тигруля (выставляется картинка). Посмотри, какой он грустный. Знаешь, почему? Он не умеет рычать, как все тигры. РРРР. Можно он будет учиться рычать вместе с тобой? (ДА)

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про ТИГРА

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики на левой руке)

Вышел тигр погулять.

(указательным и средним пальцем левой руки идем по столу)

Запереть его забыли.

(«замок» из пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять.

(загибаем пальчики на правой руке).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: давай  посоревнуемся с Тигрулей. Кто дальше укатит мяч, если подует на него.

Выработка сильной воздушной струи:

Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Тигруля, для того чтобы тебе научиться произносить звук Р (рычать), нужно делать гимнастику для язычка.

  1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».
  5. Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед: Давайте немного отдохнем!

Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз: «Спи, правый глазок! Просыпайся!», «Спи, левый глазок! Просыпайся!», «Спите сразу, оба глаза. Просыпайтесь!»

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Тигруля, ты любишь играть с мячом?

 «Играем с мячом» произнесение слоговых сочетаний ТА-ТА-ТА-ТАК, ТЫ-ТЫ-ТЫ-ТЫК, ТО-ТО-ТО-ТОК (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге)

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука Р

Логопед: (имя ребенка), Тигруля, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР

Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)

  • Губки улыбаются широко;
  • Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
  • Средняя часть спинки языка опущена
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Р

Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.  

Логопед: Какой звук Р?  

Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: давайте поиграем в мяч. Сегодня мы поговорим о ваших игрушках.

Игра называется «Мой-моя-моё-мои»

Я называю игрушку, и бросаю тебе мяч, ты должен вернуть мне мяч и сказать это же слово, но со словом МОЙ-МОЯ-МОЁ-МОИ.

МЯЧ - …мой мяч

КУКЛА - …моя кукла

САНКИ - …мои санки

ВЕДРО - …мое ведро

ПАРАМИДКА - …моя пирамидка

СОЛДАТИК - …мой солдатик

КУБИКИ  - …мои кубики

ДОМИНО - …мое домино и др.

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Давайте сыграем в игру «Четвертый лишний»

КУКЛА, МЯЧИК, ТЕТРАДЬ, ПИРАМИДКА

РУЧКА, ЛИНЕЙКА, МАШИНКА, КАРАНДАШ

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Послушайте еще раз, как рычит взрослый ТИГР: РРРРРР

Такой звук мы будем учиться произносить. У вас  непременно получится, если вы будете стараться. Сейчас мы с вами  поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а вы хлопайте в ладошки, если среди них услышите звук РРР.

Игра «Поймай звук Р» - выделение звука Р на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Звуки: С, З, Р, М, Ф, В, Р

Слоги: СА, РА, ВЫ, РЫ, МО, РО, ФЫ, РЫ, КУ, РУ, ПУ

Слова: СОМ, РАК, КАША, КАПУСТА, РУКА

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед: Молодцы, завтра мы продолжим работу над этим трудным звуком.

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Нарисовать игрушки, в названии которых есть звук Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...