Конспект НОД «Моя родословная»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чуприна Наталия Алексеевна

Формировать представления о семье и родственных отношениях. Расширять представления детей о семье и об истории семьи.

Закреплять представления о родственных связях. Продолжать работу по обогащению словаря детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими качества личности человека. Закреплять знание имён, отчеств родителей, их профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_proverku.docx277.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Валерий\Desktop\Kyocera_20211122_001\Scan_001.jpg

НОД в подготовительной к школе группе

«Моя родословная»

Цель: Формировать представления о семье и родственных отношениях.

Задачи: 

Образовательные: 

Расширять представления детей о семье и об истории семьи.

Закреплять представления о родственных связях.

Продолжать работу по обогащению словаря детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими качества личности человека. Закреплять знание имён, отчеств родителей, их профессий.

Развивающие: 

Развивать у детей желание вести диалог, умение правильно отвечать на поставленные вопросы.

Вызвать желание рассказывать о членах своей  семьи, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения,

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа: реализация проекта «Моя родословная», рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; рисование портретов членов семей, чтение художественной литературы.

Словарная работа: семья, родственники, род, родословная, родословное дерево.

время

Содержание

Примечания

2 мин

Организационная часть

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя семья”.

Я приглашаю вас посетить эту выставку.

Проходите, смотрите.

Дети свободно передвигаются. Рассматривают фотографии.

Основная часть

3-5 мин.

 

Воспитатель: Вы узнали знакомые фотографии? Здесь представлены фотографии, на которых изображены многие члены ваших семей.  

Воспитатель: У вас дома много фотографий? А где хранятся фотографии? Как вы думаете для чего они нужны?

Воспитатель: - В альбоме  собираются фотографии родных и близких людей, фото о радостных и торжественных семейных событиях, а порой забавные случаи, которые произошли в вашей семье.

Воспитатель: По фото, можно определить, кто изображён? Ребёнок, бабушка, дедушка и т.д.

Д. игра "Подбери признаки".  Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Предполагаемые ответы детей:

Бабушка (какая?)  - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Семья (какая) - большая, счастливая, веселая.

Вы хотите узнать, что такое семья, и как произошло это слово.      

(Дети свободно передвигаются).

Ответы детей.

Ответы детей

7 мин

Воспитатель: - (Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.) Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей и зарисовывали свою история в пещерах на стенах. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи стали назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранились в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших пап и мам они тоже есть, поэтому большой род изображают в виде дерева.  А дерево это стали называть «генеалогическим деревом». Воспитатель: Так что, такое семья? (ответы детей) Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Воспитатель: - А кого мы называем родственниками?

Ответы детей: …Мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки, дяди, тети и т. д.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Демонстрация презентации не более 5 мин.

Дети сидят.

3мин

Игра с клубком: «Кто ты мне?» (

- Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы посмотрим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. Вставайте в круг. Я буду бросать клубочек, и задавать вопрос, а вы бросаете клубок мне назад и отвечаете на вопрос.

  • Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
  • Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
  • Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
  • Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
  • Я тебе папа – ты мне (дочь)
  • Я тебе дедушка – ты мне (внук, внучка)
  • Я тебе дочка – ты мне (мама).

Воспитатель: - Посмотрите на ниточки, которые соединяют всех вас, вот так же и в семье, все соединены друг с другом невидимыми ниточками.

Дети стоя в полукругом

3 мин

Воспитатель: -  А что означает слово род?

Воспитатель: - Если объединить все ваши ответы, можно сказать, что род - это одна большая семья которые имеют одного предка. Семья может быть и маленькой - например, мама и ребенок. Хорошо, если семья большая.

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. В народе придумано много пословиц.

Мы будем передавать клубочек, по кругу, а вы говорите пословицу, которая вам больше всего понравилась. Пример: «Дома и стены помогают»;

  • «Дружная семья гору сдвинет»;
  • «Вся семья вместе так и душа на месте»;
  • «Добрые детки дому венец, плохие детки - дому конец»;
  • «В родной семье и каша гуще»;
  •  «Дома вместе тесно, а врозь - скучно»;
  • «В гостях хорошо, а дома лучше»;
  • «Нет милее дружка, чем родная матушка».
  • «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
  • «У кого есть бабушка и дед, тот не знает бед»
  • «На что клад, когда в семье лад».
  • Отца с матерью почитать — горя не знать.
  • Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
  • Семьей дорожить — счастливым быть.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.  
  • «Человек без семьи, что дерево без плодов»;

Дети стоят в кругу передают клубок и называют пословицы:

8-10 мин

Дома вы хорошо постарались, изучили своих предков, и составили свои родословные, придумали рассказы о своей семье. Кто хочет рассказать о своем роде? (рассказы детей о семье 2человека)

Воспитатель:  Вы устали, давайте  поиграем.

Физминутка.

Осенью, весною, летом и зимой. 

Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Воспитатель: отдохнули, кто еще хочет рассказать о своем родословном дереве? (рассказы детей о семье 2человека)

Игра «Радость или огорчение? »

Воспитатель:  В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

Сейчас я вам буду задавать вопросы если вы считаете, что поступок маму порадует, то вы пожмете друг другу руки, а если огорчит вашу маму, то покачаете головой.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду.

Рефлексия:

Чей рассказ о семье понравился?

Чья семья самая многочисленная?

В виде чего зарисовывается ваша родословная?

Дети садятся.

Индивидуальные ответы детей

2-3 мин

Заключительная часть.

Воспитатель:  Ребята, вы так хорошо рассказывали о своей семье, так тепло и ласково.

Семья - это дом. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Моя родословная" для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Расширить понятие слова «семья», показать ее ценность для каждого человека.Задачи.<!-- ·       Учить детей разбираться в родственных связях, расширять знан...

Конспект занятия "Моя родословная"

Воспитание у детей любви и уважения к своему роду, семье; приобщение детей и родителей к семейным ценностям; формирование чувства ответственности перед памятью предков....

Конспект «Семья и родословная»

quot;Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!"  Воспитание маленького человека начинается с простой любви к своей семье......

Конспект НОД «Моя родословная»

Цель: Формирование нравственно-патриотических  чувств  детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные-  Формировать  знания  детей о родословной.-  Способство...

Конспект занятия "Моя родословная"

Данная работа предполагала совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности...

Конспект занятия "Мое родословное древо"

Человек - это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. В конспекте представлены ...

Конспект НОД "Моя родословная"

Каждая семья - это уникальная история. Наши дети должны знать историю своей семьи, ее обычаи, традиции., а также не забывать своих предков....