Речевое развитие детей 3-4 лет
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Ситникова Наталья Павловна

Развитие речи детей в возрасте 3-4 лет: нормы и отклонения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_3-4_let.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка 3-4 лет:

 особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений

В возрасте 3 лет дети, как правило, начинают активно взаимодействовать не только с близким окружением в виде мамы, папы и других родственников, но и с другими детьми. Речь становится более сформированной, ясной и различимой.

        К 3 годам у большинства детей в норме словарный запас составляет уже порядка 1500 слов и больше. И практически все мамы и папы с радостью отмечают, что с каждым днем ребенок запоминает и повторяет все больше новых слов, порой забавно их коверкая. Речевой поток становится практически неуправляемым и постоянным, малыш спешит поделиться всем увиденным и услышанным, и в этом потоке очень важно вовремя распознать, выявить и исправить речевые нарушения.

Особенности речи детей 3 лет

  • Активный словарь у ребенка к концу 2-го началу 3-его года жизни более 1000 слов, которыми ребенок постоянно оперирует. При этом новые или длинные слова ребенок может коверкать, менять местами слоги.
  • Грамматический строй речи состоит из фраз. Предложение складывается уже из 3-4 слов. Ближе к 4 годам ребенок начинает говорить сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Дети внимательно слушают что и как говорят взрослые, буквально как губка впитывают в себя все, что слышат. Но, поскольку речь еще не совершенна, и малышу порой сложно повторить за взрослыми фразу сразу правильно, то порой выходят очень забавные и неправильные с точки зрения грамматики выражения. Детям еще сложно согласовывать существительные и прилагательные, а также образовывать множественное число существительных.
  • Звукопроизношение Физическое развитие артикуляционного аппарата не стоит на месте, и к 3 годам язычок и губы уже достаточно окрепли, чтобы правильно произносить слова. Длинные слова даются намного проще. В возрасте 3-4 лет в длинных сложных словах допускается перестановка слогов (пакитан-капитан, гамазин-магазин и т.п.)
  • Интонация и эмоциональная выразительность речи растет с каждым месяцем. На этот показатель очень сильно влияет качество и скорость речи окружения (в основном мам и пап).

Нужно отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому на нормы следует лишь ориентироваться в общем плане и обращать внимание на грубые нарушения норм.

Нормы развития речи детей 3-4 лет:

  • Активный словарный запас более 1000 слов.
  • Знать и отчетливо произносить свои фамилию и имя, а также знать имя и фамилию родителей, бабушки, дедушки)
  • Речь должна состоять из простых предложений, ближе к 4 годам структура предложения становится более сложной.
  • Уметь называть группу предметов одним словом (мебель, одежда и т.п.)
  • Уметь пересказывать короткие рассказы, сказки, стихи и потешки.
  • Речь ребенка активна и отмечаются качественные и количественные скачки словарного запаса.

Как определить нарушения речевого развития

Причинами задержки речевого развития могут быть как физиологические особенности ребенка (напр., нарушения центральной нервной системы, проблемы со слухом и т.п.), так и социальные факторы (неблагоприятное окружение, педагогическая запущенность и т.д.)

В любом случае задержка речи проявляется в:

  • Словарный запас очень маленький (менее 400 слов);
  • Нет четкого произношения слов, они упрощены (собака - ава, кошка - мяу и т.п.)
  • Нет четкой и сформированной фразовой речи, в построении предложений присутствуют грубые грамматические ошибки
  • Неправильно используются предлоги или вообще не произносятся
  • Ребенок не может повторить вслед за взрослым новые многосложные или простые слова без ошибок.

Порой речевые нарушения не явны или родители не сразу понимают, что у ребенка проблемы, поэтому есть ряд простых методов для определения уровня развития речи ребенка 3 лет.

  1. Метод наблюдения. Понаблюдайте за своим ребенком в момент его общения, желательно не с вами, а с другим взрослым или с детьми. Насколько четко он говорит, легко ли его понимают другие люди.
  2. Игровой метод: позволяет определить словарный запас ребенка в процессе игры. Можно понять уровень представлений об окружающем мире и предметах, а также о том, насколько четко ребенок  умеет выражать мысль и насколько развита фразовая речь.

Если у ребенка возникают сильные  сложности в диалоговой речи в игре, предложения состоят менее чем из 3 слов, то это сигнал о том, что есть нарушения.

  1. Следующий способ позволяет определить, насколько четко ребенок понимает речь взрослого. Для этого можно рассматривать картинки на различные сюжеты и задавать малышу вопросы. Например, о том, что делают герои картинки, о том, что где находится (и наблюдать чтобы малыш правильно употреблял предлоги в, на, под и т.д.).

В норме ребенок уже может определять элементарные действия и пользуется предлогами.

  1. Чтение. Прочитать малышу небольшую сказку или рассказ и задать по содержанию вопросы. В норме ребенок способен сделать краткий пересказ и ответить на вопросы.
  2. Наблюдение за физическими и психологическими показателями, а именно: умение ребенка сохранять равновесие, умение лазать и прыгать, развитие мелкой моторики, умение сконцентрироваться на задании.

Что же делать, если вам кажется, что у вашего ребенка проблемы с речевым развитием? Для начала обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, неврологу, чтобы каждый из них посмотрел возможную проблему со своей стороны.         

Родители всегда должны помнить, что именно они образец для подражания для своего ребенка. Их роль в развитии речи малыша просто неоценима. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, при этом речь должна быть неторопливой, правильной и интонационно выдержанной. Дети любопытны от природы – отвечайте на их вопросы, рассказывайте во время прогулок, что вы видите, знакомьте своего малыша с новыми вещами и явлениями. В процессе живого общения вы не только развиваете память ребенка, его мышление, но и налаживаете тесный эмоциональный контакт с ним, выстраиваете близкие и  доверительные отношения. Взрослые должны набраться терпения и мудрости, чтобы правильно корректировать речь ребенка, научиться слушать и слышать его.

Ежедневно читайте детям сказки, стихи, потешки, небольшие рассказы. Они развивают у ребенка любознательность, память и безусловно увеличивают словарный запас. Читать сказки, рассказы нужно постоянно не по одному разу, чтобы ребенок мог запоминать их.

Если вы обратили внимание на неправильное произношение ребенком каких-либо звуков, важно вовремя исправить это, мягко поправив ребенка, поиграть с ним в верное произношение слова.

Не забывайте  о том, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием речи ребенка. Существует большое количество вариаций пальчиковой гимнастики, игр с мелкими предметами (пуговицами, прищепками, фасолью и др.)

Родителям всегда стоит помнить о том, что каждый ребенок уникален и индивидуален, и особенности его развития будут отличаться от других детей. Но при это именно в руках родителей и близких людей вырастить ребенка счастливым и развитым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...