Технологическая карта по развитию речи для детей с ТНР «Удивительная “Ч”».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема занятия: «Удивительная “Ч”».
Категория детей: дети с ТНР.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель занятия: формирование правильной постановки звука «ч» у детей подготовительной к школе группе с тяжелыми нарушениями речи, посредством дидактических игр в коммуникативной деятельности.
Задачи занятия:
Коррекционно-обучающая: выделять звук «ч» в разных словах, словосочетаниях и предложениях;
Коррекционно-развивающая: развить артикуляционный аппарат, речевой слух;
Коррекционно-воспитательная: внимательно слушать инструкции педагога и следовать им.
Планируемый результат занятия: у детей сформирован навык четкого произношения звука «ч» посредством дидактических игр.
Подготовительная работа: беседа о согласных буквах, дидактическая игра «Найди шипящие звуки».
Материалы и оборудование: резиновый мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_pm.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия (воспитание звуковой культуры речи).
ФИО: Токарчук София Игоревна
Образовательные области: речевое развитие.
Тема занятия: «Удивительная “Ч”».
Категория детей: дети с ТНР.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель занятия: формирование правильной постановки звука «ч» у детей подготовительной к школе группе с тяжелыми нарушениями речи, посредством дидактических игр в коммуникативной деятельности.
Задачи занятия:
Коррекционно-обучающая: выделять звук «ч» в разных словах, словосочетаниях и предложениях;
Коррекционно-развивающая: развить артикуляционный аппарат, речевой слух;
Коррекционно-воспитательная: внимательно слушать инструкции педагога и следовать им.
Планируемый результат занятия: у детей сформирован навык четкого произношения звука «ч» посредством дидактических игр.
Подготовительная работа: беседа о согласных буквах, дидактическая игра «Найди шипящие звуки».
Материалы и оборудование: резиновый мяч.
Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, приёмы формы |
1. Организационно – мотивационный этап. | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия. | Ребята, для того чтобы узнать, о каком звуке пойдет речь на нашем занятии, отгадайте мою загадку. Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве (ч). Давайте немного разомнем наш язычок, перед знакомством со звуком «Ч». Язычок гулять собрался (открываем рот) Он умылся (облизать верхнюю губу), Причесался («расчесать» язык верхними зубами) На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу), Влево, вправо повернулся (оттянуть язык в левую и правую сторону поочередно), Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз), Наверх залез (потянуть язык к носу), Раз и в ротике исчез (закрыть рот)! Отлично! Сыграем в игру «Поймай звук». Когда услышите звук «ч», хлопните в ладоши. Ч, Л, Ш, Ч, Щ, Г, Ч, С, Ч, 3. | Отгадывают загадку. Выполняют артикуляционную гимнастику. Играют. | Методы и приемы. Словесный: рассказ (пояснение); игровой: сюрпризный момент (загадка). Артикуляционная гимнастика; упражнение на фонематический слух и слуховое внимание. Форма: фронтальная. |
2. Основной этап (25 минут). | ||||
Этап постановки проблемы. | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. | Ребята, а вы умеете правильно произносить звук «ч» в разных словах? Тогда давайте научимся. | Отвечают. | Методы и приемы. Словесный: беседа (вопросы). Форма: фронтальная. |
Этап ознакомления с материалом. | Усвоение нового звука посредством объяснения его правильного произношения. | Давайте с вами попробуем произнести звук «Ч». Что делают наши губы в этот момент? (они округлены). Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам) Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая). Положите ладошку на горло и произнесите звук «ч». Горлышко звенит или нет? (нет, звук «Ч» глухой). Значит, звук «ч» - согласный. Запомните звук «ч» всегда мягкий, у него нет старшего твердого братца. Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч.… | Отвечают. Отвечают. Выполняют. Выполняют, отвечают. Произносят. | Методы и приемы. Словесный: беседа, рассказ (вопросы, пояснения); наглядный: показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению. Форма: фронтальная. |
Этап практического решения проблемы. | Овладение действиями, способами решения проблемы. | Поиграем в игры со звуком «ч», чтобы хорошо его запомнить. «Закончи предложение». Вам нужно закончить предложение словом со звуком «ч». Больных лечит вра...ч. Весной прилетает гра...ч. Бабушка испекла вкусный кала...ч. Катя, повторим вместе это слово: ка-лач. Танечка у мамы до...чь. После вечера наступает но...чь. Я нарисовал солнечный лу...ч. Для постройки дома нужен кирпи...ч. Ксюша, посмотри, как правильно произносить звук «ч» в этом слове: кир-пич. Наш Ваня сильный - он сила...ч. У меня есть круглый мяч...ч. Игра «Назови детеныша». Я буду кидать вам мяч и называть животное, а вы – называть мне его детёныша четко произнося звук «Ч» в слове и кидать мяч обратно мне. У белки - бельчонок. У волка - волчонок. У зайца - зайчонок. У кролика - крольчонок. У галки - галчонок. Засиделись мы, ребята, проведем физминутку. (Дети сопровождают стихи имитацией всех движений). Чок-чок-чок, Ручки на бочок, Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Ножками топочут, Всело хохочут. Отлично, ребята. Поиграем еще немного. «Продолжи предложение». Поиграем с мячом. Я пою звонко, а ты еще ... звонче. Я говорю громко, а ты еще ... громче. Я держу крепко, а ты еще ... крепче. Я раскрашу рисунок ярко, а ты еще ... ярче. Я прыгаю легко, а ты еще ... легче. Я скажу коротко. а ты еще ... короче. «Отгадай загадки». Шерстка белая в колечках, Бродит по траве ... овечка. Птичка-невеличка, Желтогрудая ... синичка. Что это пыхтит, свистит? "Пейте чай!" - Нам говорит? ... чайник Прыгает и скачет Круглый Танин ... мячик. Ну совсем, как человечек, В травке прыгает ... кузнечик. Мед с цветочков собрала Работящая ... пчела. В панцирь прячется от страха. Догадались? ... черепаха. | Отвечают. Называют. Выполняют физминутку. Отвечают. Отгадывают. | Методы и приемы. Словесный: беседа, рассказ (вопросы, пояснения, повторное проговаривание); наглядный: показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению; игровой: дидактическая игра (выполнение игровых действий). Форма: фронтальная, индивидуальная. |
3. Заключительный этап. | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Мы с вами провели много игр для того, чтобы запомнить и правильно произносить звук «ч». Сейчас мы закрепим полученные знания. У меня в руке мяч: я передаю одному из вас, и он называет любое слово со звуком «ч» и затем передает другому, он называет еще слово, и так передается мяч другим. Отлично, ребята! Вы хорошо запомнили то, что мы изучили на занятии. Спасибо за работу. | Называют слова. | Методы и приемы. Словесный: беседа (пояснения); игровой: дидактическая игра (выполнение игровых действий). Форма: фронтальная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...
Технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики"
НОД по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Дети играют в кубики".Образовательная область: Социально -коммуникативное развитие.Цель: Рассказ по картине «Дети игра...
Технологическая карта по развитию речи для детей старшей возрастной группы «Широкая масленица»
Цели знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица»ЗадачиОбразовательные:- Расширять знания детей о народн...
Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...
Технологическая карта по развитию речи в младшей группе "Рассматривание сюжетных картины «Дети играют». Дидактическое упражнение на звукопроизношение дидактическая игра «Что изменилось»"
Цель: Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение з...
Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста
Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возрастаСредняя группа, 4-5 лет....